ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-19772/14 от 08.09.2014 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

12 сентября 2014 года                                      Дело №А60-19772/2014

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  В.В.Окуловой, при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания К.А.Мальгиновым

рассмотрел в судебном заседании  дело А60-19772/2014по заявлению

открытого акционерного общества "Полевской металлофурнитурный завод" (ИНН <***>)

к Главному управлению МЧС России по Свердловской области (отдел надзорной деятельности Полевского городского округа) (ИНН 6672176609)

о  признании незаконным предписания

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 5/ю от  01.08.2014,  паспорт;

от заинтересованного лица:  ФИО2, представитель по доверенности № 313-15 от 13.12.2013, паспорт;

       Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.

Открытое акционерное общество "Полевской металлофурнитурный завод"обратилосьв Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к  Главному управлению МЧС России по Свердловской области (отдел надзорной деятельности Полевского городского округа) о признании недействительным предписания № 1 от 14.02.2014 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Заинтересованным лицом представлен отзыв, в удовлетворении заявленных  требований просит отказать  по основаниям, изложенным в отзыве.

   Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный  суд

                                           УСТАНОВИЛ:

 На основании распоряжения от 20.01.2014 N 1 в период с 23.01.2014 по 14.02.2014 с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области  гражданской обороны от 09.04.2013 N 22 (срок исполнения - до 18.01.2014) проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Полевской металлофурнитурный завод" на предмет соблюдения обязательных требований  в области гражданской обороны  ОАО "Полевской металлофурнитурный завод", расположенного по адресу: <...>. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 14.02.2014 N 1.

В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:

        -  Не заключен договор о правах и обязанностях в отношении объекта гражданской обороны защитного сооружения (инвентаризационный номер 590113-66). (нарушение требований Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583  «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 г. № 359 «Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны  приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»);

       -  Отсутствует паспорт защитного сооружения гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66.), заверенный организацией,  эксплуатирующей сооружения и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации (не был представлен на момент проверки). (нарушение требований Главы 1,  п. 1.2 Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583);

        - Не организован учет защитного сооружения гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66) - отсутствует журнал учета ЗС ГО  (нарушение требований Главы II,  п.2.1 Приложения №5 Приказа МЧС от 15.12.2002  № 583);

           -  Не назначено ответственное должностное лицо,   в обязанности которого входит организация правильного учета защитного сооружения гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66),   содержание помещений,  обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. (нарушение требований Главы I, п. 1.3 Приказа МЧС от 15.12.2002 № 583);

-  Не создана группа для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66) в мирное время. Не создана группа для поддержания защитного сооружения гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых  (нарушение требований Главы 1,  п.1.4 Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583);

- Защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66) не оснащено аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых (нарушение требований Главы 1, п. 1.6 Приложения №3 Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583);

- Защитное сооружение не пригодно к приему укрываемых (инвентаризационный номер 590113-66). Не обеспечена сохранность защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования, возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (нарушение требований Главы III, п.3.2.1. Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583);

 - Помещения защитного сооружения подтоплены или сырые, (инвентаризационный номер 590113-66)  (нарушение требований Главы III,  п.3.2.7. Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583); 

- Элементы инженерных сетей внутри защитного сооружения (инвентаризационный номер 590113-66.)  окрашены не в соответствующие цвета. (нарушение требований Главы III, п.3.2.10 Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583);

- Инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66) содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению (нарушение требований Главы III, п.3.2.1  Приказа МЧС от 15.12.2002 № 583);

 - В защитном сооружении  гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66) отсутствует следующая документация – паспорт убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещение; журнал проверки состояния убежища, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим убежища, утвержденный руководителем организации; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;  список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО;  эксплуатационная схема водоснабжения и канализации, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования;  инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами;  инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО;  журнал регистрации показателе6й микроклимата и газового состава воздуха в убежище; журнал учета обращений укрываемых за медицинской  помощью; журнал учета работы ДЭС;  журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;  схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов (нарушение требований  Главы III,  п.3.6.   Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583);

- Не производятся ежегодные и специальные осмотры в порядке, установленном руководителем организации, эксплуатирующей защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66) (нарушение требований Главы IV,  раздела 4.1.1-4.1,8 Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583);

-  Отсутствует  план   проведения  ТО и ремонта  технических систем и строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66.)  (нарушение требований Главы V,  раздела 5.1.и 5.2. Приказа МЧС от 15.12.2002 г.   № 583);

       - Не проводится планово-предупредительный ремонт в защитном сооружении гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66.) (нарушение требований Главы V, раздела 5.2. Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583);

         -  Не нанесен знак установленного образца на видном месте при входе в защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66) (нарушение требованийГлавы VI, раздела  6.2., п..6.2.1 Приказа МЧС от 15.12.2002 г. № 583);

        -  В защитном сооружении гражданской обороны (инвентаризационный номер 500113-66) не нанесены на защитно-герметические двери, ставни и двери порядковые номера белой краской. (нарушение требований Главы VI,  раздела 6.2., п 6.2.2. Приказа МЧС от 15.12.2002  № 583);

           - На территории предприятия не обозначены маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66) (нарушение требований  Главы VI,  раздела 6.2., п 6.2.3- 6.2.5 Приказа МЧС от 15.12.2002  № 583).

По факту выявленных в ходе проверки нарушений требований в области гражданской обороны уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ОАО "Полевской металлофурнитурный завод" составлен протокол от 04.03.2014  об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  В адрес   открытого акционерного общества "Полевской металлофурнитурный завод" вынесено предписание № 1 от 14.02.2014 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, со сроком   исполнения до 28.11.2014.

        Полагая, что  предписание  № 1 от 14.02.2014 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны является незаконным Открытое акционерное общество "Полевской металлофурнитурный завод" обратилось с заявлением в арбитражный суд.

       При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.

В силу пункта 4 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны), в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением установленных требований в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления Гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

В соответствии с требованиями пункта 5 Положения государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (приложение к приказу МЧС России от 31.10.2011 № 652 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны»).

Должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции вправе:

осуществлять проверку выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны субъектами надзора;

проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений в целях соблюдения требований и мероприятий в области гражданской обороны;

запрашивать документы, необходимые для проверки выполнения субъектами надзора требований и мероприятий в области гражданской обороны;

выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны;

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами надзорных органов. (п.6 Административного регламента).

Таким образом, выдавая предписание № 1 от 14.02.2014 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны,  Отдел надзорной деятельности Полевского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области   действовал  в рамках предоставленных ему полномочий.

Оспаривая предписание № 1 от 14.02.2014,  открытое акционерное общество "Полевской металлофурнитурный завод" считает, что у него отсутствует обязанность по содержанию защитного сооружения гражданской обороны (инвентаризационный номер 590113-66), поскольку подвальное помещение им не эксплуатируется, по плану приватизации не передавалось.

В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Защитное сооружение  это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10 ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327,);

Убежище - это защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11 ГОСТ Р 22.0.02-94).

Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил №583, утв. приказом МЧС России от 15.12.2002,  организации, на учете которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту -в разделе V Правил).

Из материалов дела следует, что в здании, эксплуатируемом ОАО «Полевской металлофурнитурный завод», расположенном по адресу: <...>, находится  объект – защитное сооружение ГО противорадиационное укрытие ВУ П2-3350 ((инвентаризационный номер 590113-66), которое учтено за ОАО «Полевской металлофурнитурный завод». Данное обстоятельство подтверждается  учетной карточкой противорадиационного укрытия №590113, инвентаризационной ведомостью противорадиационных укрытий гражданской обороны, находящихся на территории Полевского городского округа по состоянию на 30 апреля 2014г., паспортом противорадиационного укрытия №590113, выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Свердловской области.

При таких обстоятельствах вынесение предписания в адрес ОАО «Полевской металлофурнитурный завод» суд признает обоснованным.

Ссылка заявителя на то, что на балансе общества защитное сооружение –помещение противорадиационного укрытия (ПРУ П2-350) не числится не принято судом во внимание, поскольку не постановка обществом защитного сооружения на баланс само по себе не означает, что общество до снятия защитного сооружения с учета не отвечает за обеспечение его надлежащего состояния.

Доказательств того, что обязанность по обеспечению надлежащего состояния защитного сооружения возложено на другое лицо, не представлено.

Указанные в предписании  нарушения явились основанием для  составления протокола от 04.03.2014 об административном правонарушении и привлечения общества постановлением мирового судьи судебного участка№ 3 Полевского судебного района Свердловской области от 04.04.2014  к административной ответственности, предусмотренной  ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в виде штрафа в размере 50000 руб. Решением Полевского городского суда Свердловской области от 08.07.2014 по делу № 12-78/2014 постановление мирового судьи  судебного участка№ 3 Полевского судебного района Свердловской области от 04.04.2014  оставлено без изменения.   Судом сделан вывод о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, подтвержденности факта наличия нарушений  установленных требований  и мероприятий в области гражданской обороны и наличия у ОАО «Полевской металлофурнитурный завод» обязанности по содержанию защитного сооружения гражданской обороны.

В соответствии с ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Учитывая, что оспариваемое в настоящем деле предписание № 1 от 14.02.2014 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны  и протокол от 04.03.3014 об административном правонарушении, на основании которого общество привлечено к административной ответственности вступившим в законную силу судебным актом,   вынесены по результатам одной проверки,   требование заявителя о признании предписания по вышеуказанным нарушениям недействительным удовлетворению не подлежит.

Довод заявителя о допущенных при проведении проверки грубых нарушениях требований, установленных п.6 ч.2 ст.20,ч.6 ст.18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", как основание для оспаривания предписания в целом рассмотрен судом и подлежит отклонению (далее - Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В силу п.6 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ  к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

Как видно из материалов дела, акт проверки №1 от 14.02.2014 был направлен в адрес ОАО "Полевской металлофурнитурный завод" заказным письмом и вручен адресату 20.02.2014.

То обстоятельство, что акт поверки  не был вручен  руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, не свидетельствует о допущенном грубом нарушении, поскольку акт проверки был направлен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и руководитель имел возможность ознакомиться с актом проверки и представить свои возражения.

Таким образом, оснований для признания предписания недействительным в полном объеме по причинам процессуального характера суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

  Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                   В.В.Окулова