ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-19839/19 от 13.06.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

20 июня 2019 года                                     Дело №А60-19839/2019

Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2019 года

Полный текст решения изготовлен 20 июня 2019 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                                Н.С. Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело А60-19839/2019

по заявлению Уральского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее - Управление)

к акционерному обществу «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях»                             (ИНН <***>, далее – общество «Концерн Росэнергоатом»)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании приняли участие представители:

Управления Ростехнадзора – ФИО1 (доверенность от 16.05.2019 № 13);

общества «Концерн Росэнергоатом» - ФИО2 (доверенность от 21.05.2019 № 29-33-34); ФИО3 (доверенность от 26.05.2015                         № 29-33-82), ФИО4 (доверенность от 23.01.2018 № 9/22/2018-ДОВ).

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Управление Ростехнадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества «Концерн Росэнергоатом» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях.

Определением суда от 15.04.2019 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 23.05.2019.

До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступи отзыв на заявление.

Со стороны заявителя в материалы дела поступили дополнения к заявлению.

Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.

Заслушав лиц, участвующих в деле, суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для представления сторонами правового и фактического обоснования по вопросу об оценке соответствия лицензиата при выдаче лицензии на эксплуатацию ядерной установки требованиям, установленным для осуществления деятельности (лицензирования соответствующей деятельности) по сбору и хранению радиоактивных материалов.

Определением суда от 28.05.2019 (резолютивная часть оглашена 23.05.2019) судебное разбирательство отложено на 13.06.2019.

К дате судебного заседания со стороны общества «Концерн Росэнергоатом» поступило объяснение по вопросу об оценке соответствия лицензиата при выдаче лицензии на эксплуатацию ядерной установки требованиям, установленным для осуществления деятельности по сбору и хранению радиоактивных отходов.

В ходе судебного заседания обществом «Концерн Росэнергоатом» представлены дополнительные пояснения.

Управлением Ростехнадзора в материалы дела представлено дополнение к заявлению от 11.06.2019.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Управлением Ростехнадзора на основании плана основной деятельности Белоярского отдела на апрель 2019 года проведена выездная проверка по состоянию учета и контроля соблюдения порядка обращения с твердыми радиоактивными отходами энергоблоков № 1, 2 Белоярской АЭС общества «Концерн Росэнергоатом» в рамках режима постоянного государственного надзора в области использования атомной энергии.

         В ходе проверки установлено, что общество «Концерн Росэнергоатом» осуществляет деятельность по хранению твердых радиоактивных отходов в хранилищах сухих отходов и в помещениях зоны контролируемого доступа энергоблока № 3 Белоярской АЭС.

         Административным органом сделан вывод о том, что имеющаяся у общества «Концерн Росэнергоатом» на эксплуатацию энергоблоков № 1, 2 не является совмещенной, следовательно осуществляемая деятельность не охватывается имеющейся у проверяемого лица лицензией.

         В ходе проверки установлено отсутствие лицензии на сбор и хранение радиоактивных отходов.

         В отношении общества «Концерн Росэнергоатом» 04.04.2019 составлен протокол об административном правонарушении.

         Материалы проверки с заявлением о привлечении общества «Концерн Росэнергоатом» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены в Арбитражный суд Свердловской области.

         По результатам рассмотрения материалов дела судом сделан вывод о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.

         Частью 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

         В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 Федерального закона                 № 99-ФЗ от 04.05.2011.

Согласно ст. 26 Федерального закона Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» под лицензией на право ведения работ в области использования атомной энергии понимается надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ.

Лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок,    радиационных   источников,    пунктов   хранения   ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Термин «обращение с радиоактивными отходами» согласно Федеральному закону от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов.

         Судом установлено, что общество «Концерн Росэнергоатом» осуществляет деятельность по хранению твердых радиоактивных отходов в хранилищах сухих отходов и в помещениях зоны контролируемого доступа энергоблока № 3 Белоярской АЭС.

         Указанная деятельность подлежит обязательному лицензированию в соответствии с требованиями ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

         Вместе с тем, у общества «Концерн Росэнергоатом» отсутствует лицензия на сбор и хранение радиоактивных отходов, что подтверждено материалами дела, зафиксировано протоколом об административном правонарушении от 04.04.2019 и заинтересованным лицом не оспаривается.

         Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2    ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела.

         Довод заинтересованного лица о том, что имеющаяся у общества «Концерн Росэнергоатом» лицензия на эксплуатацию энергоблоков № 1, 2 предоставляет право на осуществление деятельности по сбору и хранению твердых радиоактивных отходов, судом отклонен исходя из следующего.

Обращение с радиоактивными отходами, которую осуществляет общество «Концерн Росэнергоатом» на территории филиала Белоярская АЭС не направлена на достижение цели (цель - выработка электроэнергии), для которой была сооружена Белоярская АЭС, т.к. она никак не связана с производством электрической энергии и работой энергоблоков на мощности. Энергоблоки № 1, 2 Белоярской  АЭС окончательно остановлены для вывода из эксплуатации и не участвуют в выработке электроэнергии, для которой были сооружены. Деятельность по обращению с отходамиявляется сопутствующей, и именно по этой причине не указана среди прочих видов деятельности в определении «эксплуатация АС».

Из анализа приведенных норм права следует, что деятельности по обращению с радиоактивными отходами включена в перечень лицензируемых видов деятельности и ее осуществление должно быть обеспечено соответствующим контролем.

Поскольку указанная деятельность определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, оснований для ее квалификации как составной части другой деятельности не имеется.

Следовательно, для деятельности по обращению с радиоактивными отходами требуется лицензия вне зависимости от того, является ли этот вид деятельности основным для лица, фактически ее осуществляющего, и несмотря на наличие у него иных лицензий.

За предоставление органом государственного регулирования безопасности разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, за переоформление и за продление срока его (ее) действия уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата может выдаваться совмещенная лицензия на право осуществления нескольких видов деятельности в области использования атомной энергии в отношении одного или нескольких объектов, на которых осуществляются указанные виды деятельности.

Порядок лицензирования, в том числе порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий), устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.

Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности в области использования атомной энергии в соответствии со статьей 26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".

В Положении о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии даны следующие определения:

«лицензирование» - деятельность лицензирующего органа по предоставлению лицензий с установлением сроков и условий их действия, по переоформлению лицензий, внесению изменений в условия действия лицензий, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, а также  по  предоставлению  в установленном  порядке  информации  по вопросам лицензирования;

«условия действия лицензии» - неотъемлемая часть лицензии, содержащая условия, необходимые для обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида деятельности на указанном объекте или в отношении указанного объекта, которые лицензиат обязан реализовать (реализовывать) и (или) соблюдать при осуществлении деятельности;

«лицензируемый вид деятельности» - вид деятельности в области использования атомной энергии, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии» от 8 октября 2014 г. № 453 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии.

Административный регламент предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии (далее - Регламент) определяет порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и территориальных органов Ростехнадзора, порядок взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора, их должностными лицами, взаимодействия Ростехнадзора и его территориальных органов с соискателями лицензии/лицензиатами, иными органами государственной власти и организациями при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии.

Предметом регулирования Регламента являются отношения, возникающие между Ростехнадзором и юридическими лицами при предоставлении лицензий с установлением сроков и условий их действия, при переоформлении лицензий, внесении изменений в условия действия лицензий, возобновлении, прекращении действия, предоставлении дубликатов лицензий.

В приложении № 3 к Административному регламенту предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 октября 2014 г. № 453 (далее - Административный регламент № 453) приведены требования к составу комплекта документов, обосновывающие обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, пункта хранения и (или) заявленной деятельности, определенные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с пп. «б» пункта 10 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.

Согласно п. 1.16 Приложения № 3 к Административному регламенту установлены следующие требования к составу комплекта документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации ядерной установки (блока АС, остановленного для вывода из эксплуатации):

1.16.1. Обоснование безопасности эксплуатации блока АС, остановленного для вывода из эксплуатации. <1>

1.16.2.Технологический регламент эксплуатации блока АС.

1.16.3.Инструкция по ликвидации аварий на блоке АС.

1.16.4.Программа обеспечения качества при эксплуатации.

1.16.5.План мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.

1.16.6.Информация о подборе, подготовке, поддержании квалификации и допуске к самостоятельной работе работников блока АС.

1.16.7.Приказ эксплуатирующей организации об остановке блока АС для вывода из эксплуатации.

1.16.8.   Результаты наблюдения за зданиями и сооружениями, относящимися к I и II категориям по условиям их ответственности за радиационную и ядерную безопасность, за все время наблюдений Справка по обеспечению учета и контроля (в соответствии с разделами 1 и 3 Приложения № 4).

1.16.9.Справка по обеспечению физической защиты (в соответствии с разделами 2 и 4 Приложения N 4).

1.16.11.Инструкция по обеспечению ядерной безопасности при хранении, транспортировании и перегрузке ядерного топлива.

1.16.12.Отчет по результатам комплексного обследования текущего состояния остановленного блока на момент, предшествующий подаче заявления о выдаче лицензии на эксплуатацию.

1.16.13.  Заключение эксплуатирующей организации по результатам комплексного обследования текущего состояния остановленного блока на момент, предшествующий подаче заявления о выдаче лицензии на эксплуатацию.

1.16.14.План мероприятий по устранению недостатков, выявленных в результате комплексного обследования текущего состояния остановленного блока.

1.16.15.План-график работ по разработке проекта вывода блока АС из эксплуатации и отчета по обоснованию безопасности при выводе блока АС из эксплуатации.

1.16.16.Программа вывода блока АС из эксплуатации.

1.16.17.Регламенты эксплуатации систем обращения с радиоактивными отходами.

В тоже время в Приложении № 3 к Административному регламенту                   № 453 установлены следующие требования к составу комплекта документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности обращения с радиоактивными отходами при их хранении, переработке и транспортировании:

1.19. Требования к составу комплекта документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности обращения с радиоактивными отходами при их хранении, переработке и транспортировании.

1.19.1. Обоснование безопасности обращения с радиоактивными отходами при их хранении, переработке и транспортировании.

1.19.2.    Программы обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами при их хранении, переработке и транспортировании. (В комплекте документов на получение лицензии не представлена).

1.19.3.Информация о подборе, подготовке, поддержании квалификации и допуске к самостоятельной работе работников, участвующих в операциях по обращению с радиоактивными отходами. (В комплекте документов на получение лицензии не представлена).

1.19.4.Инструкция по ликвидации аварий при хранении, переработке и транспортировании радиоактивных отходов. (Вместо Инструкции при хранении, переработке и транспортирования представлена инструкция по ликвидации аварий на 1 очереди Белоярской АЭС).

1.19.5.План мероприятий по защите персонала в случае аварии на АС.

1.19.6.Справка по обеспечению учета и контроля (в соответствии с разделом 3 Приложения N 4) в части обращения с радиоактивными отходами при их хранении, переработке и транспортировании.

1.19.7.Справка по обеспечению физической защиты (в соответствии с разделом 4 Приложения N 4).

1.19.8.  Регламент обращения с радиоактивными отходами при их хранении, переработке и транспортировании (в комплекте документов на получение лицензии не представлена).

         Таким образом, перечень документов, предоставляемых для получения лицензии на эксплуатацию ядерной установки не идентичен документам, предоставляемым при получении лицензии на сбор и хранение радиоактивных отходов. В частности для получения лицензии на эксплуатацию ядерной установки не предоставляются и административным органом не анализируются документы Программы обеспечения качества при обращении с радиоактивными отходами при их хранении, переработке и транспортировании, Информация о подборе, подготовке, поддержании квалификации и допуске к самостоятельной работе работников, участвующих в операциях по обращению с радиоактивными отходами, Регламент обращения с радиоактивными отходами при их хранении, переработке и транспортировании.

         В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         Вина общества «Концерн Росэнергоатом» выразилась в том, что при наличии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         В данном случае общества «Концерн Росэнергоатом» имело возможность для соблюдения требований Федерального закона Российской Федерации № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

         Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

         Исключительных обстоятельств для применения к допущенному правонарушению положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также снижения размера подлежащего назначению штрафа ниже низшего судом не установлено.

         В рассматриваемом случае суд не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения заинтересованным лицом административного правонарушения.

         При определении наказания суд учитывает отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем судом назначается наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - штраф в сумме 40 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Привлечьакционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях»                (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес (место нахождения): 109507,                <...>, дата внесения записи в ЕГРЮЛ: 17.09.2008) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях, в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

р/счет <***> в Уральское ГУ Банка России                               г. Екатеринбург,

БИК 046577001,

КБК 498 1 16 11000 01 6000 140,

ОКТМО 65701000,

Административный штраф за правонарушение в строительстве,

Получатель: УФК по Свердловской области (Уральское МТУ по надзору ЯРБ Ростехнадзора);

ИНН <***>,

КПП 66701000,

УИН 49866701904013510626.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                    С.Е. Калашник