ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-20128/19 от 09.07.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

12 июля 2019 года                                      Дело №А60-20128/2019

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 12 июля 2019 года

         Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания   А.А. Толстовой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениюОбщества с ограниченной ответственностью «СибирьДорСтрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>) 

о признании недействительным ненормативного акта.

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,АО «ПО «УОМЗ».

В судебном заседании участвовали:

от заявителя –  не явились;

от заинтересованного лица –  ФИО1, представитель, доверенность № 156 от 02.04.2019;

от третьего лица- не явились.

          Заявитель, третье лицо о времени и месте  рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Объявлен состав суда. Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда  не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «СибирьДорСтрой» (далее- заявитель, ООО «СибирьДорСтрой»)  обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными  заключения  Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее- заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России) от 02.04.2019 РНП-066/07/5-202/2019. 

Заинтересованное лицо  просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

          Как следует из материалов дела, в адрес Свердловского УФАС России поступило заявление АО «ПО «УОМЗ» (вх. № 01-6270 от 25.03.2019) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «СибирьДорСтрой», победителе запроса предложений в электронной форме на 1008-2019-00312. выполнение работ по изменению местоположения ограждения периметра территории и сооружению участка временного ограждения территории ззаказчика с северо-западной стороны, в соответствии с технологической планировкой по адресу <...> (извещение № 31907441897).

         По результатам рассмотрения указанного заявления 02.04.2019  заинтересованным лицом принято  заключение РНП-066/07/5-202/2019, в соответствии с которым  Свердловское УФАС России решило направить в Федеральную антимонопольную службу  заключение о наличии основания для включения сведений об ООО «СибирьДорСтрой» в реестр недобросовестных поставщиков.

Полагая, что названное заключение, вынесенное Свердловским УФАС России, является незаконным, общество  обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).

Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.

23.01.2019  в единой информационной системе размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на Выполнение работ по изменению местоположения ограждения периметра территории и сооружению участка временного ограждения территории Заказчика с северо-западной стороны, в соответствии с Технологической планировкой по адресу <...>» (извещение № 31907441897).

Согласно Протокола № 31907441897-3 от 07.02.2019 закупочная комиссия приняла решение на основании приведенной ранжировки заявок признать победителем участника закупки с идентификационным номером 2, заявка которого заняла первое место в ранжировке с предложенной ценой договора: 6000000 руб., с объемом поставляемой продукции: в соответствии с техническим заданием, сроком исполнения договора: с момента подписания договора и до 31.12.2019 года, в части не исполненных сторонами обязательств до полного их исполнения. Указанный протокол размещен в единой информационной системе 07.02.2019г.

 Поскольку в регламентированный срок Единого положения о закупке ГК «Ростех» и пунктом п. 4.22.10. (1) раздела 4 закупочной документации срок (5 дней с даты размещения протокола -07.02.2019) победитель закупки ООО «СибирьДорСтрой» не направил подписанный проект договора со своей стороны в адрес заказчика, а также не направил документы, предусмотренные п. 4.22.5 закупочной документации, 20.02.2019 заказчик в лице АО «ПО «УОМЗ» составил протокол № 31907441897-4 от 20.02.2019 о признании участника ООО «СибирьДорСтрой» уклонившимся от заключения договора.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 (заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

         Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Единое Положение о закупке государственной корпорации «РОСТЕХ» (в редакции с изменениями, утвержденными решениями Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 23 декабря 2015 г. №9, от 17 марта 2016 г. №2, от 15 июня 2016 г. №7, от 11 октября 2016 г. №11, от 15 декабря 2016 г. № 14, от 23 декабря 2016 г. № 15, от 31 марта 2017 г. №7, от 28.09.2017 г. № 14, от 20 декабря 2017 г.№17, от 19 апреля 2018 г. №3, от 25 июня 2018 г. № 5), утвержденного Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол от 18 марта 2015 г. № 2), размещенный на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» (http://zakupki.gov.ru/)  в версии 27 от 29.12.2018.

Согласно п. 20.2.1 (1) Положения о закупках договор по итогам процедуры закупки заключается в случае проведения конкурентной закупки - не ранее чем через 10 (десять) дней и не позднее 20 (двадцати) дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги торгов, если иной срок, начиная с одиннадцатого дня, не был указан в извещении и / или документации о закупке.

Согласно п. 20.2.4 Положения о закупках договор по итогам закупки, проводимой в бумажной форме, заключается только в бумажной форме. Договор по итогам закупки, проводимой в электронной форме, может заключаться в бумажной форме или в электронной форме с использованием функционала ЭТП, в случае если это было предусмотрено документацией о закупке, и за исключением проведения закупок только у субъектов МСП.

В соответствии с п. 20.2.6 (1) Положения о закупках проект договора, заключаемого по итогам закупки, обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с подразделом 10.11 Положения), а также перечень документов, предусмотренных подп. 20.2.18(1) Положения (в случае заключения договора по итогам проведения закупок, предусмотренных п. 12.6.10, 13.7.12, 13.7.12, 14.7.10,15.6.10 Положения), направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты: официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель.

Согласно п. 20.2.8 Положения о закупках если иное не установлено в извещении, документации о закупке, проект договора, заключаемого по итогам закупки, формируется лицом, с которым заключается договор, в соответствии с п. 20.2.18 Положения, подписывается уполномоченным представителем такого лица и в сроки, установленные п. 20.2.5 Положения, направляется заказчику, организатору закупки одним из следующих способов: нарочным ответственному исполнителю заказчика, организатора закупки; посредством курьерской или иной службы доставки;      почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу заказчика,
организатора закупки, указанному в извещении и документации о закупке.

В соответствии с. 20.2.13 Положения о закупках в случае заключения договора по итогам проведения закупок, предусмотренных п. 12.6.10, 13.7.12, 14.7.10, 15.6.10 Положения, порядок заключения договора, предусмотренный п. 20.2.1-20.2.12 Положения, применяется с учетом следующих особенностей: (1) в течение срока, предусмотренного п. 20.2.6 Положения, лицо, с которым заключается договор, направляет в адрес заказчика, организатора закупки следующие документы: (а)         проект договора, заключаемого по итогам закупки, составленный в соответствии с
требованиями, установленными настоящим подразделом; (б)   обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в
соответствии с подразделом 10.11 Положения) с учетом, при необходимости, требований к выполнению антидемпинговых мероприятий; (в)  копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий
от имени лица, с которым заключается договор, - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени лица, с которым заключается договор, без доверенности); (г)         декларация лица, с которым заключается договор, о том, что ему не требуется
представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копия такого решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством, учредительными документами юридического лица и если для лица, с которым заключается
договор, заключение договора или обеспечения договора являются крупной сделкой (для юридических лиц). В случае, если получение указанного решения до окончания срока, указанного в п. 20.2.6 Положения, невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами лица, с которым
заключается договор, порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении крупных сделок, лицо, с которым заключается договор, обязано предоставить письмо, содержащее обязательство о предоставлении
вышеуказанного решения до момента заключения договора; (д)       декларация лица, с которым заключается договор, о том, что ему не требуется
представление решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, либо копия такого решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, если
требование о наличии такого решения установлено законодательством, учредительными документами юридического лица и если для лица, с которым заключается договор, заключение договора или предоставление обеспечения договора является сделкой с заинтересованностью (для юридических лиц).

В случае, если получение указанного решения
до окончания срока, указанного в п. 20.2.6 Положения, невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами лица, с которым заключается договор, порядка созыва заседания органа, к компетенции которого
относится вопрос об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, лицо, с которым заключается договор, обязано предоставить письмо, содержащее обязательство о
предоставлении вышеуказанного решения до момента заключения договора; (2) в случае непредставления документов, предусмотренных подп. 20.2.13(1) Положения и/или предоставление недостоверных сведений в составе таких документов участник процедуры закупки признается уклонившимся от заключения договора.

В п. 18 извещением № 31907441897 (печатная форма) установлен срок заключения договора: не ранее 10 дней и не позднее 20 дней со дня официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки, с учетом особенностей, предусмотренных документацией о закупке.

Согласно п. 4.22.1 раздела 4 закупочной документации договор по итогам закупки заключается в срок, указанный в п. 33 информационной карты.

В силу п. 4.22.2 раздела 4 закупочной документации договор по итогам закупки, проводимой в электронной форме, может заключаться в бумажной форме или в электронной форме с использованием функционала ЭТП, в зависимости от того, как это предусмотрено в п. 34 информационной карты.

Согласно п. 4.22.5 раздела 4 закупочной документации в случае, если НМД не превышает 10 000 000 рублей с НДС к проекту договора, направляемому в срок, установленный в п. 4.22.10, лицом, с которым заключается договор, прилагаются следующие документы: копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени лица, с которым заключается договор, - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени лица, с которым заключается договор, без доверенности); декларация о том, что лицу, с которым заключается договор, не требуется представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки, либо копия решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством, учредительными документами юридического лица и если для лица, с которым заключается договор, заключение договора или предоставление обеспечение договора являются крупной сделкой (для юридических лиц). В случае, если получение указанного решения до окончания срока, указанного в п. 4.22.10, невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами лица, с которым заключается договор, порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении крупных сделок, лицо, с которым заключается договор, обязано предоставить письмо, содержащее обязательство о предоставлении вышеуказанного решения до момента заключения договора; декларация о том, что лицу, с которым заключается договор, не требуется представление решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, либо копия решения об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, если требование о наличии такого решения установлено законодательством, учредительными документами юридического лица и если для лица, с которым заключается договор, заключение договора или предоставление обеспечения договора является сделкой с заинтересованностью (для юридических лиц).

В случае, если получение указанного решения до окончания срока, указанного в п. 4.22.10, невозможно в силу необходимости соблюдения установленного законодательством и учредительными документами лица, с которым заключается договор, порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении или о совершении сделки с заинтересованностью, лицо, с которым заключается договор, обязано предоставить письмо, содержащее обязательство о предоставлении вышеуказанного решения до момента заключения договора.

В соответствии с п. 4.22.7 раздела 4 закупочной документации в случае если в п. 35 информационной карты установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения договора, договор по итогам закупки заключается только после предоставления лицом, с которым заключается договор, такого обеспечения в размере, порядке и форме, предусмотренными подразделом 4.23.

Согласно п. 4.22.10. (1) раздела 4 закупочной документации проект договора, заключаемого по итогам закупки и обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с п. 35 информационной карты), а также копия протокола разногласий к проекту договора, поданного в составе заявки на участие в закупке (в случае его предоставления в составе заявки), направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты: официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель.

В силу п. 4.22.15 раздела 4 закупочной документации если в п. 34 информационной карты не предусмотрено заключение договора в электронной форме, то проект договора, заключаемого по итогам закупки, подписывается уполномоченным представителем лица, с которым заключается договор, и в сроки, установленные п. 4.22.10, направляется заказчику, организатору закупки одним из следующих способов: нарочным ответственному исполнителю заказчика, организатора закупки; посредством курьерской или иной службы доставки; почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу заказчика, организатора закупки, указанному в извещении и документации о закупке.

В п. 33 раздела 6 закупочной документации определен срок заключения договора 10 дней, но не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки

В п. 34 раздела 6 закупочной документации определена форма заключения договора -бумажная.

В п. 35 раздела 6 закупочной документации указано, что обеспечение исполнения договора не требуется.

 В ходе рассмотрения жалобы  установлено, что  в регламентированный срок Единого положения о закупке ГК «Ростех» и пунктом п. 4.22.10. (1) раздела 4 закупочной документации срок (5 дней с даты размещения протокола -07.02.2019) победитель закупки ООО «СибирьДорСтрой» не направил подписанный проект договора со своей стороны в адрес заказчика, а также не направил документы, предусмотренные п. 4.22.5 закупочной документации.

Согласно п. 20.6.1 (1) Положения о закупках участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае непредставления подписанного им договора в предусмотренные извещением, документацией о закупке сроки.

Согласно п. 4.22.20 (1) закупочной документации участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае непредставления подписанного им договора в предусмотренные извещением сроки.

20.02.2019 заказчик в лице АО «ПО «УОМЗ» составил протокол № 31907441897-4 от 20.02.2019 о признании участника ООО «СибирьДорСтрой» уклонившимся от заключения договора.

Заявитель указывает, что  договор был направлен в адрес заказчика в регламентированные сроки Положения и закупочной документации по почте России. Вместе с тем, доказательств направления договора в регламентированные сроки, также как и необходимых документов, не представлено.

Кроме того, согласно пояснений сторон, подписанный договор со стороны ООО «СибирьДорСтрой» был направлен в адрес заказчика только 20.02.2019. Данные обстоятельства подтверждаются информационным письмом ООО «СибирьДорСтрой» от 20.02.2019 (исх. № 23-02/СДС). Указанное письмо получено заказчиком,  о чем свидетельствует отметка о получении.

В силу ч. 2 ст. 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

На основании изложенного, Комиссия УФАС России по Свердловской области обоснованно пришла к выводу о наличии оснований для включения сведений об закупки ООО «СибирьДорСтрой» в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2.Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «СибирьДорСтрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме  6000 (шесть тысяч)  руб. Подлинные платежные поручения № 166 от 08.04.2019, № 178 от 12.04.2019 возвратить заявителю.  

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                        Н.И. Ремезова