ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-20163/19 от 26.06.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

03 июля 2019 года                                                                 Дело №А60-20163/2019

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2019 года

Полный текст решения изготовлен 03 июля 2019 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И. Ситдиковой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-20163/2019 по заявлению Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (ИНН 6661077317, ОГРН 1036603988816, далее – заявитель, министерство) к обществу с ограниченной ответственностью «Центр Гений» (ИНН 6663074008, ОГРН 1026605615761, далее – заинтересованное лицо, общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель по доверенности №07/128 от 20.05.2019 П.В. Голубков, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 16.05.2019 А.А, Уфимцев, предъявлен паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Центр Гений» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заинтересованным лицом представлен отзыв, считает, что правонарушение необходимо переквалифицировать с части 4 статьи 14.1 на часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При вынесении решения общество просит суд учесть то, что юридическое лицо имеет статус субъекта малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, также учесть финансовое положение заинтересованного лица. Кроме того, общество ссылается  на отсутствие нарушения подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании.

В материалы дела представлено заключение эксперта.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

на основании приказа от 26.03.2019 в отношении заинтересованного лица проведена плановая выездная проверка, по результатам которой министерством сделан вывод  о  неисполнении Положения о лицензировании образовательной деятельности №966 от 28.10.2013, а именно: подпункта «ж» пункта 6 (отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения), подпункта «д» пункта 6 (отсутствие трудовых договоров с лицами, привлеченными к образовательной деятельности).

По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №10 от 08.04.2019.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении и заявление о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и отзыве заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Статья 3 Закона о лицензировании определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 названного Положения;

б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 названного Положения.

В соответствии с пунктами "д" и "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности к числу обязательных требований, предъявляемых к лицензиату, занимающемуся образовательной деятельностью относятся:

- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (подпункт "д");

- наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего, в том числе требования статьи 17 названного Закона, а также статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "ж").

Заинтересованное лицо в соответствии с лицензией имеет право осуществлять образовательную деятельность по программе профессионального обучения по подготовке водителей автотранспортных средств в учебных классах, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Победы, д. 16, и на учебной площадке (ул. Краснофлотцев, д. 48).

В ходе проверки министерством установлено отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, а также сделан вывод о незаключении с Шпортько В.И., Копыльским А.А., Игнатьевой О.Н., Долговым В.А., Котельниковым А.А. трудовых договоров. Как пояснил представитель общества, указанные  лица привлекаются обществом для осуществления образовательной деятельности на условиях гражданско-правовых договоров.

Согласно представленным в материалы дела документам в ходе судебного разбирательства судом установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение обществом получено, то есть правонарушение устранено.

В ходе судебного разбирательства обществом в подтверждение факта оформления трудовых отношений с Котельниковым А.А., (преподаватель правил дорожного движения и мастер по вождению), представлены копия трудового договора  от 01.04.2019, копия приказа о приеме не работу №3 от 01.04.2019.  В отношении иных лиц Шпортько В.И., Копыльский А.А., Игнатьева О.Н., Долгов В.А. общество оспаривает факт наличия трудовых отношений и оказания этими лицами образовательных услуг, ссылаясь на заключение, но не исполнение гражданско-правовых договоров на оказание с этими лицами услуг.

Изучив и оценив в порядке сти.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности заявителем нарушения в данной части, поскольку сам по себе факт заключения гражданско-правовых договоров, в отсутствие иных доказательств фактического оказания образовательных услуг, не является бесспорным доказательством наличия с указанными лицами фактических трудовых отношений.

Таки образом, частично факт осуществления лицензионной деятельности с нарушением действующего законодательства подтвержден представленными доказательствами и заинтересованным лицом не опровергнут.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в действиях (бездействии) общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Оснований для переквалификации нарушения на часть 3 сьатьи 14.1 КоАП РФ суд не усматривает в силу положений п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности и части 11 статьи 19 Закона о лицензировании, поскольку для квалификации правонарушения в качестве грубого достаточно наличие самого факта угрозы причинения вреда.

Срок на привлечение к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ на момент вынесения решения не пропущен.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении также не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено. На основании изложенного, общество подлежит привлечению к административной ответственности.

Вместе с тем, суд полагает возможным назначить обществу наказание в виде предупреждения, исходя из следующего.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Условия для получения хозяйствующими субъектами статуса субъекта малого и среднего предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, общество относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Учитывая привлечение к ответственности впервые, отсутствие доказательств причинения либо угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, наличие статуса микропредприятия, частичное устранение нарушения, суд применяет к лицу в качестве меры административного наказания предупреждение.

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное взыскание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.

Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Центр Гений» (ИНН 6663074008, ОГРН 1026605615761)к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                    В.В. Окулова