АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
20 сентября 2022 года Дело №А60-20815/2022
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2022 года
Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола помощником судьи судебного заседания ФИО1 рассмотрел в судебном заседании дело №А60-20815/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская эксплуатационная служба» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – общество УК «ГЭС»)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – департамент ГЖИСН)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «УЖК» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – общество «УЖК»)
о признании незаконным и отмене постановления от 06.04.2022 № 29-05-34-108.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества УК «ГЭС» - ФИО2 (доверенность от 01.02.2022), ФИО3 (доверенность от 01.08.2022);
департамента ГЖИСН – ФИО4 (доверенность от 15.12.2021 № 29-05-07-113).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество УК «ГЭС» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента ГЖИСН от 06.04.2022 № 29-05-34-108.
Определением суда от 02.06.2022 предварительное судебное заседание назначено на 15.07.2022.
До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв на заявление.
Со стороны заявителя в материалы дела поступили возражения на отзыв, дополнение к исковому заявлению.
В ходе судебного заседания со стороны заявителя в материалы дела поступило ходатайство о приостановлении производства по делу.
Заявитель указывает на то, чтомногоквартирный жилой дом по адресу: <...> с 01.12.2020 года включен в перечень многоквартирных жилых домов, являющийся приложением к реестру лицензий Свердловской области, деятельность по управлению которыми осуществляет общество УК «ГЭС».
Департаментом ГЖИСН 21.12.2021 принято решение за № 29-05-01/52881о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области, согласно которому 104 многоквартирных дома с 01.01.2022 года исключены из раздела реестра, который содержит в себе сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат – общество УК «ГЭС», в том числе и многоквартирный дом по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда от 12.04.2022 по делу № А60-68121/2021 ненормативный правовой акт - решение департамента ГЖИСН от 21.12.2021 № 29-05-01/52881, признан недействительным полностью. Департамент ГЖИСН обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества УК «ГЭС».
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного суда РФ от 17.10.2016 года № 309-АД16-10395 по делу № А60-16466/2015 ненормативный правовой акт, не отвечающий требованиям закона, является незаконным (ничтожным) с момента его принятия.
Однако решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.04.2022 года по делу № А60-68121/2021 не вступило в законную силу, Департаментом ГЖИСН подана апелляционная жалоба, рассмотрение которой назначено на 20.07.2022.
Кроме того, в Арбитражном суде Свердловской области в настоящее время общество УК «ГЭС» оспаривает решение Департамента ГЖИСН от 24.12.2022 № 29-05-01/53658 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения указанного выше дома в перечень управляемых обществом УК «ГЭС» домов (дело № А60-68762/2021). Указанное дело приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу дела № А60-68121/2021 (определение суда от 25.02.2022).
В связи с тем, что судебный акты, положенные заявителем в основу мотивов для оспаривания постановления от 06.04.2022 № 29-05-34-108 о привлечении к административной ответственности не вступили в законную силу, либо решение по ним еще не вынесено судом, заявитель полагает целесообразным приостановить производство по настоящему делу в целях исключения факта принятия судом противоречащих друг другу решений.
Данное ходатайство судом будет рассмотрено на стадии судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, в департамент поступило заявление от 04.02.2022 № 5630 от общества с ограниченной ответственностью «УЖК» о непередаче технической документации и ключей в отношении многоквартирного дома № 39 по ул. Билимбаевская в г. Екатеринбурге (далее – МКД) от общества УК «ГЭС».Указанное обусловило возбуждение дела об административном правонарушении и привлечения общества УК «ГЭС» к административной ответственности по постановлению от 06.04.2022 № 29-05-34-108.
При таких обстоятельствах суд счел необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «УЖК», поскольку вынесенный по результатам рассмотрения настоящего дела судебный акт может повлиять на ее права и обязанности по отношению к одной из сторон..
При таких обстоятельствах, с учетом привлечения третьего лица, суд полагает необходимым предварительное судебное заседание отложить, дело не может быть признано подготовленным к судебному разбирательству, материалы дела не сформированы надлежащим образом.
Определением суда от 22.07.2022 предварительное судебное заседание отложено на 15.08.2022.
До начала судебного заседания со стороны третьего лица в материалы дела поступил отзыв на заявление.
В ходе судебного заседания заявителем приобщены к материалам дела дополнения к заявлению.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Со стороны заинтересованного лица поступило ходатайство об отложении судебного заседания с целью подготовки возражений на представленные заявителем дополнения к заявлению.
С учетом ходатайства об отложении суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 15.08.2022 судебное разбирательство отложено на 13.09.2022.
До начала судебного заседания со стороны департамента ГЖИСН в материалы дела поступили дополнения к отзыву.
Рассмотрев заявление, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
в департамент ГЖИСН поступило заявление от 04.02.2022 № 5630 от общества «УЖК» о непередаче технической документации и ключей в отношении многоквартирного дома № 39 по ул. Билимбаевская в г. Екатеринбурге (далее - МКД) от общества УК «ГЭС».
Департаментом ГЖИСН на основании поступившего заявления от 04.02.2022 № 5630, приказа от 10.02.2022 № 29-05-26-26в отношении общества УК «ГЭС» проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований, а именно прием и передача технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), в порядке, установленном Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), а также их восстановление (при необходимости).
В ходе проверки департаментом ГЖИСН установлено, что обществом УК «ГЭС» не передана в полном объеме и в установленные сроки техническая документация и иные связанные с управлением таким домом документы (далее - техническая документация) в отношении многоквартирного дома № 39 по ул. Билимбаевской в г. Екатеринбурге (далее - многоквартирный дом).
По результатам рассмотрения проверки составлены акт проверки от 28.02.2022 № 29-05-26-26, протокол об административном правонарушении от 17.03.2022 № 29-05-31-30, вынесено постановление от 06.04.2022 № 29-05-34-108 о привлечении общества УК «ГЭС» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, общество УК «ГЭС» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
По результатам рассмотрения представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон суд признал заявление не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу п. 7 ч. 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Также в силу ч. 2 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В соответствии с подп. «б» п. 3 Положения № 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п. 1-6.1 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, в силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана соблюдать требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в том числе Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) и иные нормативные правовые акты, определяющие данные требования.
Исполнение положений Правил № 491, Правил № 416, в том числе в части, касающейся передачи технической документации, относится к указанному лицензионному требованию.
В соответствии с подп. «е» п. 4 (1) Положения № 1110 нарушение лицензионного требования, предусмотренного подп. «б» п. 3 Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации, технических средств и оборудования относится к грубым нарушениям лицензионных требований.
Согласно п. 20 Правил № 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
Пункты 24, 26 Правил № 491 содержат перечни документов, относящихся к технической документации и иным документам, связанным с управлением многоквартирным домом.
Техническая документация подлежит передаче в течение трех рабочих дней со дня прекращения
Согласно п. 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; а(1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; в(1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В силу п. 26 Правил № 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); д(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме); д(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; д(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что в соответствии с решением лицензионной комиссии Свердловской области, обществу УК «ГЭС» предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области от 28.05.2021 № 1084.
Общество УК «ГЭС» осуществляло управление МКД до 21.12.2021 в соответствии с заключенным договором управления и внесением сведений в реестр лицензий Свердловской области, с 22.12.2021 в соответствии со ст. 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В департамент ГЖИСН поступило заявление общества «УЖК» от 25.11.2021 № 51811-К о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения МКД в перечень управляемых обществом «УЖК» многоквартирных домов на основании протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 01.11.2021 № 1.
Департамент ГЖИСН, рассмотрев указанное заявление, принял решение от 24.01.2022 № 29-05-01/1952 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения МКД в перечень управляемых обществом «УЖК» многоквартирных домов с 01.02.2022.
Поскольку 01.02.2022 МКД включен в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет общество «УЖК», в силу ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, у общества УК «ГЭС» возникла обязанность по передаче технической документации обществу «УЖК», приступившей к управлению многоквартирным домом, в течение трех рабочих дней, что обществом УК «ГЭС» не осуществлено.
Общество УК «ГЭС» 25.02.2022 входящим письмом № 9004 направило пояснения, согласно которым определением Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2021 департаменту ГЖИСН запрещено исключать с 01.01.2022 сведения о многоквартирных домах, указанных в решении департамента ГЖИСН от 21.12.2021 № 29-05-01/52881 из реестра лицензий, в отношении которых лицензиат – общество УК «ГЭС» осуществляет деятельность по управлению, до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу дела № А60-68203/2021 (номер после объединения - А60-68121/2021), применены обеспечительные меры. Таким образом, действие решения департамента ГЖИСН приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела № А60-68203/2021.
На основании изложенного, общество УК «ГЭС» считает, что требования департамента ГЖИСН о передаче кому-либо технической и иной документации на многоквартирные дома, указанные в решении от 21.12.2021 № 29-05-01/52881, в том числе по адресу: <...> незаконными, противоречащими определению Арбитражного суда Свердловской области о применении обеспечительных мер.
Также указано, что общество УК «ГЭС» не препятствует, не уклоняется и не отказывается передавать ключи, техническую и иную документацию законно избранной управляющей организации в случае, если оспариваемые решения судом будут признаны законными и судебные акты вступят в законную силу.
Вместе с тем, запрет «общего характера» вносить изменения в реестр лицензий в связи с поступлением заявления иного лицензиата на основании протокола общего собрания по вопросу выбора иной управляющей организации на департамент ГЖИСН в рамках указанного дела не возлагался.
Департаментом ГЖИСН на основании решения от 21.12.2021 № 29-05-01/52881 все многоквартирные дома исключены из раздела реестра, который содержит в себе сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - общество УК «ГЭС» с 22.12.2021, а не с 01.01.2022.
Таким образом, фактически департаментом ГЖИСН до вынесения определения Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2021 по делу № А60-68203/2021 уже совершены действия по исключению всех домов, то есть оно приведено в исполнение.
С момента вынесения определения действия в отношении решения от 21.12.2021 № 29-05-01/52881 департаментом ГЖИСН не осуществлялись.
Собственниками помещений в МКД реализовано право на выбор управляющей организации – общество «УЖК» 01.11.2021, то есть до принятия решения об исключении всех многоквартирных домов, в том числе МКД, из перечня домов, находящихся в управлении обществаУК «ГЭС». Общество «УЖК» исполнена обязанность по внесению изменений в реестр лицензий, путем включения МКД в перечень МКД, находящихся в управлении общества «УЖК» с 01.02.2022.
В отсутствии решения от 21.12.2021 № 29-05-01/52881 об исключении всех многоквартирных домов у общества УК «ГЭС» и при поступлении заявления о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области от другого лицензиата на основании решения общего собрания собственников помещений, департамент ГЖИСН обязан принять положительное решение на основании вновь возникшего юридического факта, не обусловленного (не)законностью ненормативных актов, оспариваемых в рамках дела № А60-68121/2021.
Решение от 24.01.2022 № 29-05-01/1952 о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области путем включения МКД в перечень управляемых обществом «УЖК» многоквартирных домов с 01.02.2022 не связано с обстоятельствами дела № А60-68121/2021, в связи с чем примененные в указанном деле обеспечительные меры не охватывают правоотношения в связи со сменой управляющей компании по вновь принятому решению собственников. Протокол общего собрания собственников помещений в МКД от 01.11.2021 № 1 в суде не обжаловался, незаконным не признавался.
Таким образом, у общества УК «ГЭС» отсутствуют правовые основания для непередачи технической документации вновь избранной управляющей организации обществу «УЖК»,обществу УК «ГЭС» вменено уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом № 39 по ул. Билимбаевской в г. Екатеринбурге, чем нарушены лицензионные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 3 Положения № 1110), что в соответствии с подп. «е» п. 4.1 Положения № 1110 отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований. Событие административного правонарушения департаментом ГЖИСН доказано.
Частью 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства. В рассматриваемом случае обстоятельств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований обществом УК «ГЭС» не представлено.
Таким образом, обществом УК «ГЭС» не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований жилищного законодательства, следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана.
Существенных нарушений процедуры производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, при вынесении оспариваемого постановления соблюден.
Согласно постановлению департамента ГЖИСН от 06.04.2022 № 29-05-34-108 при описании объективной стороны правонарушения сделан вывод о том, что общество УК «ГЭС» уклоняется от передачи технической документации на многоквартирный дом № 39 по ул. Билимбаевской в г. Екатеринбурге.
Таким образом, указанная норма помимо нарушения срока и порядка передачи технической документации устанавливает санкцию за уклонение от передачи технической документации.
При этом уклонение толкуется как непрерывное, непрекращающееся бездействие юридического лица. Передача технической документации не ограничена трехдневным сроком, за пределами данного срока у лицензиата сохраняется обязанность передать техническую документацию.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Датой обнаружения является дата окончания проверки и составления акта проверки - 28.02.2022, срок истекает 27.04.2022. Постановление № 29-05-34-108 вынесено 06.04.2022, соответственно, в рамках двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
В момент поступления заявления от 04.02.2022 № 5630 общества «УЖК» о непередаче технической документации и ключей в отношении многоквартирного дома № 39 по ул. Билимбаевская в г. Екатеринбурге от общества УК «ГЭС» правонарушение не выявлено, поскольку сообщение о правонарушении не может само по себе являться обстоятельством выявления факта совершения правонарушения, для целей выявления и фиксации события правонарушения инициирована внеплановая документарная проверка на основании поступившего сообщения.
Определение начала течения срока давности привлечения к административной ответственности по длящимся правонарушениям связано исключительно с датой выявления совершения этого правонарушения, то есть моментом фактического обнаружения административным органом обстоятельств, указывающих на несоблюдение лицом требований законодательства, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2015 № 309-АД15-3136 по делу № А71- 3317/2014).
На основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить прежде всего из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1. Кодекса учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Заявителем в материалы дела не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения имел место исключительный случай.
Общество УК «ГЭС» ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 19.05.2021 № 29-05-32-128, вступило в силу 07.09.2021), в связи с чем основания для применения ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют. Повторность привлечения к ответственности за аналогичное правонарушение исключает возможность замены штрафа на предупреждение.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 150 000 руб.
При этом юридическому лицу – обществу УК «ГЭС» уменьшено в два раза минимальное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая, что общество УК «ГЭС» является микропредприятием и назначение административного наказания в виде штрафа в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 руб. 00 коп. создаст существенную финансовую нагрузку.
С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление не подлежит признанию незаконным, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Городская эксплуатационная служба» о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 06.04.2022 № 29-05-34-108 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
СудьяС.Е. Калашник