ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-20832/2012 от 25.07.2012 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 июля 2012 года Дело №А60-  20832/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2012 года

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Л.Дегонской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Кукарцевой рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Администрации Асбестовского городского округа (далее - заявитель ИНН 6603004126, ОГРН 1026600629230)

к Счетной палате Асбестовского городского округа (далее – заинтересованное лицо ОГРН 1069603000752, ИНН 6603018560)

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ГОУСОН «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – третье лицо, ОГРН 1026600627756, ИНН 6603000763)

о признании недействительным предписания

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Бубнов А.В. представитель по доверенности от 29.06.2012,

от заинтересованного лица; не явился, извещен,

от третьего лица: не явился, извещен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

В настоящем заседании поступили: ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении дела в отсутствие представителя; ходатайство о приобщении к материалам дела сведений о надлежащем извещении третьего лица о времени и месте судебного заседания.

Ходатайства судом удовлетворены. Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Администрация Асбестовского городского округа обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Счетной палаты Асбестовского городского округа от 14.02.2012 № 55.

Заинтересованное лицо полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется поскольку акт проверки подписан заявителем без замечаний, представление от 10.01.2012 №5, на основании которого выдано оспариваемое предписание в установленный срок не исполнено, заявитель своими действиями, направленными на устранение выявленных нарушений выражает свое согласие с ними, выводы Счетной палаты о нарушениях, указанных в акте проверки от 19.12.2011 подтверждены Финансовым управлением.

Третьим лицом также представлен отзыв. ГОУСОН «Комплексный центр социального обслуживания населения» поддерживает требования заявителя.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В период с 23 ноября 2011 года по 19 декабря 2011 года Счетной палатой Асбестовского городского округа (далее- Счетная палата) проведена проверка в администрации Асбестовского городского округе по вопросу законности, целевого и эффективного использования средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на реализацию Муниципальной программы «Об организации пожизненного содержания одиноких граждан в Асбестовском городском округе в 2009-2011 годы, включенного в план проверок.

В ходе проверки выявлены нарушения, которые нашли свое отражение в акте проверки от 19 декабря 2011 года. На основании акта проверки Счетной палатой было принято и вынесено представление от 10 января 2012 г. № 15 и предписание от 14.02.2012 г. №55. Предписание Счетной палаты Асбестовского городского округа от 14.02.2012 г. №55 вынесено в адрес главы Асбестовского городского округа.

Пунктом 1 предписания от 14.02.2012 г. №55 указано «На основании установленного несоответствия договоров пожизненного содержания с иждивением мероприятиям Муниципальной целевой программы «Об организации пожизненного содержания одиноких пожилых граждан в Асбестовском городском округе на 2009 - 2011 годы», утвержденной постановлением главы Асбестовского городского округа от 19.11.2008 № 459-ПГ, в части видов и стоимости гарантированных услуг, оказываемых получателю ренты проверить договоры пожизненного содержания с иждивением на предмет соответствия мероприятиям Муниципальной целевой программы «Об организации пожизненного содержания одиноких, пожилых граждан Асбестовского городского округа на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением администрации Асбестовского городского округа от 05.10.2011 № 381-ПА. В случае установления несоответствия внести соответствующие изменения в договоры.

Пунктом 2 предписания от 14.02.2012 г. №55 указано «возместить в бюджет Асбестовского городского округа денежные средства в сумме 39 258,21 рублей, использованные в 2010 году по нецелевому назначению, в том числе:

- 31 107,95 рублей на оплату по договорам на выполнение работ, заключенных ГОУСОН «КЦСОН» с заведующей отделением пожизненного содержания Осинцевой Т.З.;

- 8 150,26 рублей на оплату начислений на выплаты по договорам на выполнение работ, заключенных ГОУСОН «КЦСОН» с заведующей отделением пожизненного содержания Осинцевой Т.З.» (далее- пункт 2 предписания).

Пунктом 3 предписания от 14.02.2012 г. №55 «На основании установленного в 2010 году нецелевого расходования средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на реализацию Муниципальной программы «Об организации пожизненного содержания одиноких пожилых граждан в Асбестовском городском округе на 2009-2011 годы» проверить расходы, произведенные администрацией Асбестовского городского округа на реализацию Программы в 2011 году. В случае установления нецелевого расходования средств бюджета Асбестовского городского округа возместить в бюджет Асбестовского городского округа денежные средства, использованные по нецелевому назначению.», (далее-пункт 3 предписания).

Пунктом 4 предписания от 14.02.2012 г. №55 «Применить меры дисциплинарного взыскания к работникам, допустившим в 2010 году нецелевое расходование средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на реализацию Муниципальной программы «Об организации пожизненного содержания одиноких пожилых граждан в Асбестовском городском округе на 2009-2011 годы» (далее- пункт 4 предписания).

Пунктом 5 предписания от 14.02.2012 г. №55 «Применить меры дисциплинарного взыскания к работникам, допустившим нарушение Порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету Асбестовского городского округа на 2009 год, утвержденного постановлением главы Асбестовского городского округа от 16.01.2009 № 8-П, при финансировании пожизненного содержания одиноких пожилых граждан Асбестовского городского округа в 2009 году.» (далее- пункт 5 предписания).

Полагая, что предписание Счетной палаты Асбестовского городского округа от 14.02.2012 № 55 не соответствует требованиям законодательства, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование правовой позиции Администрацией Асбестовского городского округа изложены следующие обстоятельства.

-оспариваемое предписание не содержит указания на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания;

-при проведении проверки Счетная палата вышла за пределы предмета проверки: согласно Плана работы Счетной палаты Асбестовского городского округа на 2011 год, утвержденный решением Думы Асбестовского городского округа от 16.12.2010 г. №47/12 председателем Счетной палаты Асбестовского городского округа Пургиной Е.А. вынесено распоряжение о проведении проверки от 22.11.2011 г. №219 в администрации Асбестовского городского округа. Содержание проверки установлено как «проверка законности, целевого и эффективного использования средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на реализацию Муниципальной программы «Об организации пожизненного содержания одиноких граждан в Асбестовском городском округе в 2009-2011 годы»;

-вывод Счетной палаты, что «расходы на финансирование пожизненного содержания одиноких пожилых граждан Асбестовского городского округа в 2009 году в сумме 213,3 тысяч рублей произведены в нарушение пункта 88 раздела 2 Порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету Асбестовского городского округа на 2009 год, утвержденного постановлением главы Асбестовского городского округа от 16.01.2009 № 8-ПГ в отсутствие порядка, установленного муниципальным правовым актом» также необоснован, так расходы соответствуют целевой программе и классификации в целом. Заключение договоров на выполнение работ с заведующей отделением пожизненного содержания Осинцевой Тамарой Зосимовной осуществлено в рамках реализации Целевой программы и прежде было направлено на оказание социальных услуг одиноким пожилым гражданам Асбестовского городского округа, находящимся на пожизненном содержании. поскольку непосредственными исполнителями целевой программы являются социальные работники, указанные средства не являются нецелевыми.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает. Что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом основывается на следующем.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В смысле главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

По результатам проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (п.1 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований").

Предписание контрольно-счетного органа должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем (п.5 указанной статьи).

Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации (п.7 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований").

Оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений содержит формулировку: проверить договоры пожизненного содержания с иждивением на предмет соответствия мероприятиям муниципальной целевой программы «Об организации пожизненного содержания одиноких, пожилых граждан Асбестовского городского округа на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением администрации Асбестовского городского округа от 05.10.2011 № 381-ПА в случае установления несоответствия внести соответствующие изменения в договоры пожизненного содержания с иждивением. Таким образом, конкретных нарушений и сроков их устранения в предписании не указано.

Исходя из вышеуказанных норм, данная формулировка противоречит действующему законодательству, в том числе положениям ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", ущемляет права и законные интересы юридического лица.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации Асбестовского городского округа от 19.11.2008 №459-ПГ утверждена муниципальная целевая программа «Об организации пожизненного содержания одиноких, пожилых граждан Асбестовского городского округа на 2009-2011 годы».

Исполнителем муниципальной целевой программы «Об органи­зации пожизненного содержания одиноких, пожилых граждан Асбестовского городского округа в 2009 - 2011 гг.» является Го­сударственное областное учреждение социального обслужива­ния населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» города Асбеста в соответствии с заключенным меж­ду Администрацией Асбестовского городского округа и Госу­дарственным областным учреждением социального обслужива­ния населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» города Асбеста Договором «Об организации пожиз­ненного содержания одиноких пожилых граждан в Асбестовском городском округе». Непосредственными исполнителями муниципальной целевой программы «Об организации пожиз­ненного содержания одиноких, пожилых граждан Асбестовского городского округа в 2009 - 2011гг.» являются социальные ра­ботники на основании гражданско-правового Договора «О вы­полнении работ», заключенного между Государственным обла­стным учреждением социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» го­рода Асбеста и социальным работником.

Защита одиноких пожилых граждан и их поддержка осуществляется на основании договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ).

Выполнение договора пожизненного содержания с иждивением предусматривает опреде­ленные обязанности «плательщика ренты» и «получателя ренты». Получатель ренты приобретает право бесплатного пожизненного пользования квартирой, а плательщик ренты обязан осуществ­лять пожизненное содержание, включая уход, ежедневное посещение социальным работником и оказание социально-бытовых услуг, осуществлять содействие в получении медицинской помощи, а также госпитализации больного с участием лечебно-профилактических учреждений, оплачивать стоимость коммунальных и ритуальных услуг, оказывать психологическую поддержку.

В Асбестовском городском округе с 2002 года ведется работа по заключению договоров пожизненного содержания одиноких пожилых людей. Государственное областное учреждение со­циального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения» города Асбеста является посредником и исполнителем договора пожизненного содержания, за­ключенного между администрацией Асбестовского городского округа и пенсионером.

За это время заключено 9 договоров пожизненного содержания с иждивением с одинокими пожилыми пенсионерами. На их обслуживание израсходовано 650,0 тыс. рублей. В то же время городу передано 4 однокомнатные квартиры и 1 комната гостиничного типа.

Объемы финансирования программы уточняются на каждый последующий год.

В рамках указанной программы в 2010 году директором ГОУСОН «КЦСОН» заключены договоры на выполнение работ с заведующей отделением пожизненного содержания Осинцевой Тамарой Зосимовной: от 01.01.2010 № 5, от 01.04.2010 № 5/2, от 01.07.2010 № 5/3, от 01.10.2010 № 5/4. Согласно пункту 1.1. указанных договоров предметом договора является выполнение работ, направленных на организацию деятельности отделения социального обслуживания на дому и оказание социальных услуг одиноким пожилым гражданам Асбестовского городского округа, находящимся на пожизненном содержании. Согласно пункту 3.1. договоров, за выполненные работы «Заказчик» ежемесячно, согласно акту приемки-сдачи выполненных работ выплачивает «Исполнителю» сумму в размере 2 592,33 рублей. Всего в 2010 году начислено и выплачено Осинцевой Т.З. по договорам на выполнение работ в сумме 31 107,95 рублей. Начисления на выплаты по договорам гражданско-правового характера составили 8 150,26 рублей. Данные расходы включены ГОУСОН «КЦСОН» в счета и акты, предъявляемые к оплате администрации Асбестовского городского округа в 2010 году.

Пунктом 2 предписания от 14.02.2012 г. №55 требует «возместить в бюджет Асбестовского городского округа денежные средства в сумме 39 258,21 рублей, использованные в 2010 году по нецелевому назначению, в том числе:

- 31 107,95 рублей на оплату по договорам на выполнение работ, заключенных ГОУСОН «КЦСОН» с заведующей отделением пожизненного содержания Осинцевой Т.З.;

- 8 150,26 рублей на оплату начислений на выплаты по договорам на выполнение работ, заключенных ГОУСОН «КЦСОН» с заведующей отделением пожизненного содержания Осинцевой Т.З.».

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (ст. 289 Бюджетного Кодекса РФ).

Материалами дела установлено и в акте проверки от 19.12.2011 г. отражено, что денежные средства в рамках договоров пожизненного содержания с иждивением, заключенных с Осинцевой Т.З. – заведующей отделением пожизненного содержания выплачены социальному работнику Осинцевой Т.З. в общей сумме 39 258,21 рублей.

Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для признания денежных средств израсходованными по нецелевому назначению у суда не имеется.

Суд также отмечает, что обязанность самостоятельно предоставлять юридическим лицом результаты производственного контроля в уполномоченный надзорный орган законом не предусмотрена.

В порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заинтересованного лица подлежит взысканию в пользу заявителя 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по делу (платежное поручение от 05.04.2012 №257).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительным предписание Счетной палаты Асбестовского городского округа от 14.02.2012 № 55.

Взыскать со Счетной палаты Асбестовского городского округа (ОГРН 1069603000752, ИНН 6603018560) в пользу Администрации Асбестовского городского округа (ИНН 6603004126, ОГРН 1026600629230) 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Н.Л.Дегонская