АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
31 августа 2012 года Дело №А60- 21008/2012
Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Будалиной, рассмотрел 29-31 августа 2012г. в судебном заседании дело заявлению
Уральской оперативной таможни (ИНН <***>)
кУправлению Федеральной миграционной службы России по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО1, ФИО2
о признании недействительным действий.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - ФИО3 (доверенность от 14.02.2012),
от заинтересованного лица - ФИО4 (доверенность № 1/7382 от 30.12.2011),
от третьих лиц – ФИО5 (доверенность 66 АА 1329032 от 21.08.2012), ФИО6 (доверенность 66 АА 1329032 от 21.08.2012).
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.
Уральская оперативная таможня (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга (далее – Управление, УФМС России по Свердловской области регистрирующий орган) по регистрации ФИО1 и членов его семьи 08.11.2011г. в служебном помещении Уральской оперативной таможни, расположенном по адресу: <...>, как по постоянному месту жительства.
Также заявитель просит суд в рамках ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов обязать отдел УФМС России по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга произвести регистрацию ФИО1 и членов его семьи (жена - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) в служебном жилом помещении Уральской оперативной таможни, расположенном по адресу: <...>, как по временному месту пребывания сроком до окончания фактического пребывания указанных граждан в служебном жилом помещении таможни.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на незаконность произведенных действий по регистрации ФИО1 и членов его семьи 08.11.2011г. в служебном помещении, а также на то, что указанные действия нарушает права заявителя и возлагают на него дополнительные обязанности (Уральская оперативная таможня вынуждена была обратиться в суд с заявлением о выселении ФИО1 и членов его семьи из служебного помещения).
Заинтересованное лицо представило отзыв и дополнение к нему, с заявленными требованиями не согласно, считает, что обжалуемые действия являются правомерными, соответствует действующему законодательству, поскольку регистрация произведена на основании личного заявления ФИО1, и указанная регистрация не нарушает прав Уральской оперативной таможни. Кроме того, Управление ссылается на то, что данный спор подведомствен суду общей юрисдикции.
Третьи лица представили отзыв, согласно которому считают, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Определением суда от 31.07.2012г. рассмотрение дела отложено на 29.08.2012г.
В судебном заседании в связи с отсутствием оригиналов регистрационных документов в судебном заседании объявлялся перерыв до 12 час. 31.08.2012г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.01.2006г. в оперативном управлении Уральской оперативной таможни находится однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <...>.
Приказом Уральской оперативной таможни № 118 от 28.06.2007г. данное жилое помещение включено в служебный жилой фонд.
Между Уральской оперативной таможней и ФИО1 заключен договор найма данного служебного жилого помещения от 30.12.2008г. № 12-44/2008 (далее - договор, договор № 12-44/2008) на время прохождения последним службы в таможенных органах (пункт 5 договора № 12-44/2008).
На основании указанного договора отделом УФМС России по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы 03.06.2008 г. по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <...> (далее - служебное жилое помещение).
По требованию таможни, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ФИО1 и члены его семьи в соответствии с представленным заявлением 08.06.2010г. сняты с регистрационного учета по месту жительства и зарегистрированы согласно ст. ст. 99, 100 ЖК РФ по тому же адресу как по месту пребывания.
По личному заявлению ФИО1 и члены его семьи отделом УФМС России вновь были зарегистрированы 08.11.2011 г. в данном служебном жилом помещении как по постоянному месту жительства (бессрочная регистрация), предъявив на регистрацию в качестве основания тот же договор найма служебного жилого помещения № 12-44/2008 (без изменений и дополнений).
Как установлено в судебном заседании, о факте регистрации ФИО1 и членов его семьи от 08.11.2011г. в помещении служебного жилого фондаУральской оперативной таможни заявителю стало известно из письма Центра регистрации граждан Муниципального учреждения «УЖСК Чкаловского района г. Екатеринбурга» № 02-Ц/106 от 14.02.2012г.
Заявитель, полагая, что указанные действия регистрирующего органа являются незаконными и нарушающими его права, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований п.1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
УФМС России по Свердловской области, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации и финансируется из средств федерального бюджета. Управление Федеральной миграционной службы по Свердловской области создано и осуществляет свои функции как государственное казенное учреждение.
В соответствии пунктом 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Свердловской области, утвержденного приказом ФМС России от 02.12.2005 г. № 157 (далее - Положение), одной из основных задач Управления является осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Согласно подпункту «м» пункта 13.2. Положения Управление обладает полномочиями по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Статьей 93 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти (в том числе прохождение службы).
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени органов государственной власти) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (часть 1 статьи 99 ЖК РФ).
Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (часть 1 статьи 101 ЖК РФ).
В силу требований ч. 3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке оформления и предоставления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - Инструкция ФТС России), утвержденной приказом ФТС России от 03.09.2007 г. № 1050, служебные жилые помещения предоставляются в установленном законодательством Российской Федерации порядке для временного проживанияна срок действия контракта должностным лицам не обеспеченным жилыми помещениями в данном населенном пункте для создания необходимых жилищно-бытовых условий.
В соответствии с требованиями п.п 9, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17.06.1995г. (с изменениями) (далее - Правила) при регистрации граждан по месту пребывания и при регистрации граждан по месту жительства представляются заявления установленной формы и документ, являющийся основанием для регистрации.
Документ, являющийся основанием для регистрации по месту пребывания является договор найма жилого помещения; а для регистрации по месту жительства – документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Пунктом 10 Правил установлено, что регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению, в том числе с собственниками жилых помещений.
Форма заявлений, свидетельств, уведомлений и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, устанавливаются Федеральной миграционной службой (п. 6 Правил).
Согласно п. 30 Правил граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания по истечении сроков, указанных в заявлениях о регистрации; при досрочном убытии – на основании заявления в произвольной форме.
В силу п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства органами регистрационного учета производятся, в том числе в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Приказом ФМС РФ от 20.09.2008г. № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.2007г. № 10545) установлены требования к порядку предоставления государственной услуги, согласно пунктам 16, 17 которого установлено, что для регистрации по месту пребывания и для регистрации по месту жительства представляются заявления различной формы (форма № 1 – по месту пребывания; форма № 6 – по месту жительства).
При этом для регистрации по месту пребывания, кроме заявления по установленной форме и документа, удостоверяющего личность, предоставляются договор найма и заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение (п. 16),
Для регистрации по месту жительства основанием для вселения в жилое помещение является заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о регистрации права, решения суда (достаточно для регистрации представления одного из перечисленных документов) (п.17).
Подпись в реквизите «подпись лица, предоставившего жилое помещение» заявления о регистрации по месту пребывания по форме № 1, либо заявления о регистрации по месту жительства по форме № 6 является подтверждением наличия соглашения нанимателя либо собственника жилого помещения с гражданином на его вселение и временное (постоянное) проживание (абз.3 п.11).
В судебном заседании установлено, что на заявлении ФИО1 от 08.11.2011г. подпись лица, предоставившего помещение (заявителя), отсутствует (за лицо, предоставившее помещение, расписался ФИО8). Несоблюдение требований, установленных формой № 6 заявления, представитель заинтересованного лица объяснил тем, что срок для регистрации ограничен (3 дня), что не всегда позволяет соблюсти указанные требования.
Поскольку ФИО1 на регистрацию представлен договор найма (что является основанием для регистрации по месту пребывания), а не заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, договор и свидетельство о регистрации права либо решение суда (что является основанием для регистрации по месту жительства),а также в связи с тем, что в заявлении отсутствовала подпись лица, предоставившего жилое помещение, что не оспаривалось заинтересованным лицом в судебном заседании, действия Управления по регистрации ФИО1 и членов его семьи в служебном жилом помещении как по постоянному месту жительства от 08.11.2011 г. являются не законными, не соответствующими вышеуказанным нормативным правовым актам и нарушают права заявителя.
Также суд отмечает, что поскольку основанием для регистрации ФИО1 и членов его семьи как по месту пребывания -08.06.2010г., так и регистрации по месту жительства - 08.11.2011 г. являлся один и тот же (без изменений и дополнений) договор найма служебного жилого помещения № 12-44/2008 от 30.04.2008г. (сроком действия – на время прохождения службы), правовые основания для неоднократной регистрации по одному и тому же основанию у заинтересованного лица отсутствовали.
В силу требований ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в решении об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По мнению суда, устранение заинтересованным лицом допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем аннулирования (отмены) регистрации ФИО1 и членов его семьи в данном служебном жилом помещении как по постоянному месту жительства от 08.11.2011 г., которая является незаконной, не нарушит права третьих лиц, поскольку у ФИО1 и членов его семьи остается регистрация по месту пребывания по тому же адресу от 08.06.2010г.
Кроме того, предметом заявленных требований является не спор о праве, а правомерность (неправомерность) действий УФМС России по Свердловской области по регистрации ФИО1 и членов его семьи от 08.11.2011г. в служебном помещении Уральской оперативной таможни.
При этом суд отмечает, что разница в терминологии, используемой в Правилах регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства обусловлена только стремлением законодателя разграничить жилые помещения, используемые для временного проживания, и жилые помещения, используемые для постоянного проживания.
Суд отмечает, что регистрация носит формальный характер, который предусматривает проверку Управлением УФМС соблюдения заявителями требований по представлению определенных документов к заявлениям соответствующей формы (Форма № 1, № 6).
Довод заинтересованного лица о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду, не принимается как противоречащий требованиям ст.ст. 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд считает, что заинтересованное лицо не доказало обоснованность и правомерность действий по регистрации ФИО1 и членов его семьи от 08.11.2011г., при этом заявитель представил доказательства наличия нарушения своих законных прав и интересов, в связи с чем довод заинтересованного лица об отсутствии нарушенного права заявителя судом отклоняется.
При таких обстоятельствах, оценивая их в совокупности, суд считает, что заявленные требования Уральской оперативной таможни подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительными действия Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга (далее – Управление, УФМС России по Свердловской области) по регистрации ФИО1 и членов его семьи от 08.11.2011г. в служебном помещении Уральской оперативной таможни, расположенном по адресу: <...>, как по постоянному месту жительства.
3. Обязать отдел УФМС России по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга устранить допущенное нарушение путем аннулирования (отмены) регистрации от 08.11.2011 г. ФИО1 и членов его семьи: (жена - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - ФИО7, 2003 г.р,) в служебном жилом помещении по адресу: <...> как по постоянному месту жительства.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья С.А.Хомякова