ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-21551/15 от 06.07.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

07 июля 2015 года                                                    Дело №А60-21551/2015

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2015 года

Полный текст решения изготовлен 07 июля 2015 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.С.Ильиных рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «МОБИЛЬ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области

о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 04.03.2015;

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 23.04.2015.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Закрытое акционерное общество «МОБИЛЬ» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушении порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, в том числе: постановления от 28.04.2015 № 65-15/266, постановления от 28.04.2015 № 65-15/267, постановления от 28.04.2015 № 65-15/268, постановления от 28.04.2015 № 65-15/269, постановления от 28.04.2015 № 65-15/270 и постановления от  28.04.2015 № 65-15/271 о наложении штрафов в размере 40000 руб. по каждому из них.

По мнению заявителя, в его действиях отсутствует вина в нарушении порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, поскольку вся отчетность общества была принята уполномоченным банком без замечаний, без указания на необходимость доработки или изменения каких-либо данных отчетности, и что допущенные нарушения не привели к каким-либо последствиям, что также свидетельствует о малозначительности правонарушений.

Управление доводы общества считает необоснованными, пояснив, что общество виновно в невыполнении обязанности по предоставлению полных и правильных сведений в отчетных документах, и что уполномоченный банк осуществляет проверку только при отсутствии информации в представленных резидентом справках, а поскольку резидентом справки были заполнены полностью, то проверка соответствия информации банком не производилась, поэтому ответственность за неправильное заполнение отчетности полностью лежит на обществе.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

На основании договора строительного подряда № 3004 от 30.04.2014 ЗАО «МОБИЛЬ» в интересах заказчика – нерезидента ОАО «ЭВЕР ЭНДЮСТРИ ИНШААТ САНАЙИ ВЕ ТИДЖАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» (Турция) осуществляло комплекс работ по изготовлению и монтажу алюминиевых конструкций (СПАК) и иные работы в соответствии с графиками производства работ и финансирования работ.

Обществом в уполномоченном банке – ОАО «Банк «Екатеринбург» 29.05.2014 оформлен паспорт сделки № 14050001/3161/0000/3/1, с указанием на дату завершения обязательств по контракту – 22.04.2015 и суммы контракта – 33414232 руб. 11 коп.

Пунктом 2.10 договора от 30.04.2014 № 3004 установлено, что заказчик оплачивает подрядчику фактически выполненные в отчетный месяц работы в течение 10 банковских дней с момента подписания акта выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ формы КС-3 за вычетом аванса в процентном соотношении путем перечисления денежных средств, на основании представленного Подрядчиком счета.

На основании писем Росфиннадзора от 12.12.2014 № НП-07-25а/3180дсп@-ТУ и от 13.01.2015 № НП-07-25а/19дсп@-ТУ о нарушении обществом требований валютного законодательства ТУ Росфиннадзора в Свердловской области проведена проверка, которой установлено нарушение обществом установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В частности, установлено следующее:

         1) общество 17.09.2014 представило в ОАО «Екатеринбургский муниципальный банк» справку о валютных операциях одновременно с платежным поручением о поступлении от резидента денежных средств в сумме 166368,73 российских рублей, в которой в графе 5 «код вида валютной операции» указан код – «20100» (авансовый расчет), тогда как должен был быть указан код «20200».

         Впоследствии обществом 10.11.2014 была произведена корректировка справки о валютных операциях и в графе 5 указан код валютной операции «20200»;

          2) общество 13.08.2014 представило в уполномоченный банк справку о валютой операции – поступлении денежных средств от нерезидента в сумме 1486488,99 российских рублей за выполненные строительно-монтажные работы вместе с платежным поручением от 08.08.2014 № 17, в которой в графе 5 «код вида валютной операции» указан код – «20100» (авансовый расчет), тогда как должен был быть указан код «20200».

         Впоследствии обществом 10.10.2014 была произведена корректировка справки о валютных операциях и в графе 5 указан код валютной операции «20200»;

          3) сторонами 30.06.2014 подписан акт № 1 о приеме выполненных работ за июнь 2014 года на сумму 2477481,64 рублей, и 21.07.2014 общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах одновременно с актом о приемке выполненных работ, однако в справке о подтверждающих документах в графе 9 «Признак поставки» общество указало цифру 1 (исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента), соответственно, в графе 10 «Ожидаемый срок» информация отражены не была, тогда как общество должно было указать в графе 9 «Признак поставки» цифру 2 (предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки платежа», в графе 10 «Ожидаемый срок» - 14.07.2014.

         Впоследствии обществом 10.10.2014 была произведена корректировка справки о валютных операциях и в графе 9 указан признак поставки - 2; в графе 10 – ожидаемый срок 14.07.2014;

        4) сторонами 31.07.2014 подписан акт № 2 о приеме выполненных работ за июль 2014 года на сумму 7026354,76 рублей, и 13.08.2014 общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах одновременно с актом о приемке выполненных работ, однако в справке о подтверждающих документах в графе 9 «Признак поставки» общество указало цифру 1 (исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента), соответственно, в графе 10 «Ожидаемый срок» информация отражены не была, тогда как общество должно было указать в графе 9 «Признак поставки» цифру 2 (предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки платежа», в графе 10 «Ожидаемый срок» - 14.08.2014.

         Впоследствии обществом 10.10.2014 была произведена корректировка справки о валютных операциях и в графе 9 указан признак поставки - 2; в графе 10 – ожидаемый срок 14.08.2014;

         5) сторонами в августе 2014 года подписаны 3 акта о приемке выполненных работ: акт № 3 от 29.08.2014 на сумму 3458513,48 рублей, акт № 1 от 29.08.2014 на сумму 1038737,95 рублей и акт № 1 от 31.08.2014 на сумму 198467,03 рублей, после чего 17.09.2014 общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах одновременно с актами о приемке выполненных работ, однако в справке о подтверждающих документах в графе 9 «Признак поставки» общество указало цифру 1 (исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента), соответственно, в графе 10 «Ожидаемый срок» информация отражены не была, тогда как общество должно было указать в графе 9 «Признак поставки» цифру 2 (предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки платежа», в графе 10 «Ожидаемый срок» - 12.09.2014.

         Впоследствии обществом 10.10.2014 была произведена корректировка справки о валютных операциях и в графе 9 указан признак поставки - 2; в графе 10 – ожидаемый срок 12.09.2014;

        6) сторонами в сентябре 2014 года подписаны 2 акта о приемке выполненных работ: акт № 1 от 30.09.2014 на сумму 1929252,80 рублей и акт № 2 от 30.09.2014 на сумму 2701510,63 рублей, после чего 08.10.2014 общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах одновременно с актами о приемке выполненных работ, однако в справке о подтверждающих документах в графе 9 «Признак поставки» общество указало цифру 1 (исполнение резидентом обязательств по контракту в счет ранее полученного аванса от нерезидента), соответственно, в графе 10 «Ожидаемый срок» информация отражены не была, тогда как общество должно было указать в графе 9 «Признак поставки» цифру 2 (предоставление резидентом коммерческого кредита нерезиденту в виде отсрочки платежа», в графе 10 «Ожидаемый срок» - 14.10.2014.

         Впоследствии обществом 10.10.2014 была произведена корректировка справки о валютных операциях и в графе 9 указан признак поставки - 2; в графе 10 – ожидаемый срок 14.10.2014;

         По данным фактам Управлением возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, при рассмотрении которых 28.04.2015 вынесены постановления № 65-15/266, № 65-15/267, № 65-15/268, № 65-15/269, № 65-15/270 и № 65-15/271 о наложении штрафов в размере 40000 руб. по каждому из фактов нарушений порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

 Частью 6 статьи 15.25 установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, необходимые для осуществления валютного контроля в пределах их компетенции.

 В силу ч. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ Центральный Банк Российской Федерации как орган валютного регулирования в Российской Федерации издает в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, а также устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

 Частью 1.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ установлено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам данной информации и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

 Центральным Банком Российской Федерации утверждена Инструкция от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И).

В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции ЦБ РФ № 138-И справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

Пунктом 6 Приложения № 1 к Инструкции ЦБ РФ № 138-И установлено, что в графе 5 справки о подтверждающих документах указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к настоящей Инструкции, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.

В случае осуществления валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, услуг, работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности при отсутствии у резидента указанных в главе 9 настоящей Инструкции документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, оказание услуг, выполнения работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, графа 5 заполняется исходя из осуществления авансового платежа (коды видов валютных операций: 10100, 11100, 20100, 21100, 22100, 23100).

В Приложении № 2 к Инструкции ЦБ РФ № 138-И указан перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов, в том числе, указано, что при расчетах нерезидента при осуществлении внешнеторговой деятельности за выполнение резидентом работы, оказанные услуги (отсрочке платежа) резидент отражает в графе 5 справки о валютных операциях код валютной операции «20200».

В пункте 10 Приложения 5 Инструкции ЦБ РФ № 138-И установлено, что в графе 10 справки о подтверждающих документах указывается информация об ожидаемом в соответствии с условиями контракта максимальном сроке получения от нерезидента денежных средств, в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров.

Нарушение указанных требований в части указания надлежащих кодов вида валютной операции и максимальных ожидаемых сроках в справках о подтверждающих документах является нарушением порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, что образует события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Факт установленных Управлением нарушений обществом порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций полностью подтвержден представленными доказательствами и обществом не оспаривается, т.е. наличие в действиях общества событий административных правонарушений является доказанным.

Учитывая, что в силу главы 2 Инструкции ЦБ РФ № 138-И справка о валютных операциях вместе с документами, связанными с проведением валютных операций, предоставляются по каждой валютной операции, в том числе, при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет; при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте - одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении обществом каждой из валютных операций образует самостоятельное событие административного правонарушения.

Помимо этого, состав нарушений обществом порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций различен, эти нарушения не связаны между собой временными периодами и фактическими обстоятельствами, выявлены по информации, поступившей в различное время, поэтому каждое из нарушений образует самостоятельное событие административного правонарушения, и соответствующий вывод Управления является верным.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении вина общества исследована и установлена, что отражено в оспариваемых постановлениях о привлечении к административной ответственности, в которых указано, что у ЗАО «МОБИЛЬ» имелась возможность для соблюдения установленного порядка предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер, направленных на своевременное выполнение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

Довод заявителя об отсутствии вины в связи с тем, что уполномоченный банк не возвратил обществу  справки, оформленные с нарушением установленного порядка, не может быть признан обоснованным.

В соответствии с валютным законодательством обязанность по представлению уполномоченным банкам соответствующей информацию возложена на резидентов, которые, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством, располагают всей необходимой информацией о валютных операциях.

Главой 18 Инструкции ЦБ РФ № 138-И предусмотрено, что уполномоченный банк при представлении справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, в том числе корректирующих справок, расчетного документа по валютной операции осуществляет проверку, в том числе,

- соответствия информации (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа), указанной резидентом в справках, в расчетном документе по валютной операции, сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций, и (или) в подтверждающих документах, за исключением информации, указанной в справках в соответствии с частью 1.1 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» при условии ее отсутствия в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций, и (или) в подтверждающих документах;

- соблюдения установленного настоящей Инструкцией порядка заполнения и представления справок резидентом, а также наличия кода вида валютной операции в расчетном документе по валютной операции резидента и нерезидента (пункт 18.1.2 главы 18 Инструкции ЦБ РФ № 138-И);

- соответствия информации, указанной резидентом в справке о валютной операции и (или) справке о подтверждающих документах, в том числе в целях представления в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, информации, передаваемой уполномоченному банку в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары (пункт 18.1.3 главы 18 Инструкции ЦБ РФ № 138-И).

Вместе с тем, реализация уполномоченным банком полномочий по проверке представленных документов и содержащейся в ней информации не освобождает резидента от обязанности соблюдать установленный порядок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, за нарушение которого установлена административная ответственность.

Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя имеются составы административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не имеется.

Все дела об административных правонарушениях рассмотрены Управлением в соответствии с правилами части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, в соответствии с которым при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Постановления о привлечении к административной ответственности приняты в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказания обществу за каждое из правонарушений назначены в минимальном размере санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Довод заявителя о малозначительности правонарушения подлежит отклонению, поскольку нарушение порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям явилось следствием небрежного (пренебрежительного) отношения общества к требованиям валютного законодательства, поскольку все необходимые документы и информация, содержащие сведения о валютных операциях, у общества имелось, каких-либо доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах чрезмерного характера, затрудняющих выполнение обязанности в соответствии с установленным порядком, заявителем не представлено.

  Таким образом, основания для удовлетворении требований общества и признания оспариваемых постановлений незаконными отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                      С.П.Воронин