АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
05 сентября 2017 года Дело №А60-21812/2017
Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.С.Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РУБИКОН» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Томской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности от 07.04.17 по делам об административных правонарушений №10611000-15/2017 и №10611000-17/2017.
Судебное заседание проводится с использованием средств видеоконференц-связи, при организации видеоконференц-связи Арбитражным судом Томской области.
При участии в судебном заседании:
в Арбитражном суде Свердловской области:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 30 от 17.07.17.
в Арбитражном суде Томской области:
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности № 04-41/27 от 24.05.17, ФИО3, представитель по доверенности № 04-41/5 от 13.01.17.
Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. По ходатайству заявителя к материалам дела приобщены дополнительные документы. От заявителя поступило ходатайство об истребовании документов. Ходатайство об истребовании документов судом рассмотрено, в удовлетворении отказано. Заявитель также ходатайствует об отложении разбирательства. Судом ходатайство рассмотрено отклонено в связи с отсутствием оснований для отложения. Других заявлений и ходатайств не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью «РУБИКОН» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Томской таможне о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности от 07.04.17 по делам об административных правонарушений №10611000-15/2017 и №10611000-17/2017.
Заинтересованное лицо считает оспариваемые постановления законными и обоснованными, в письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Томской таможни на основании решения начальника Томской таможни, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РУБИКОН» проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой установлено следующее.
29 сентября 2015 года в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томской таможни таможенным представителем ООО «ДХЛ ГЛОБАЛ ФОР-ВАРДИНГ» (г. Москва) на основании договора об оказании услуг таможенным представителем от 14.01.2015 № DGF-TP-2015-0154 по поручению декларанта ООО «Рубикон» с применением технологии «удаленного выпуска» была подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10611020/290915/0006332, в которой в числе прочих к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был заявлен товар № 11 - защитные головные уборы с подкладкой или без подкладки, с отделкой лили без отделки, из пластмассы ТМ «HARLEY-DAVIDSON», логотип «HARLEY-DAVIDSON» производитель «HONGJIN SPORTS GOODS», товарный знак «HARLEY-DAVIDSON», таможенная стоимость - 10782,18 рублей, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 6506101000, страна происхождения - Китай, страна отправления - Бельгия: мотошлем (пластик), размер XXL, размер 60, артикул EC-98311-15E/022L, 2 шт.; мотошлем (пластик), размер XXL, размер 60, 2 шт.
12 апреля 2016 года в Томский таможенный пост (центр электронного декларирования) Томской таможни таможенным представителем ООО «ДХЛ ГЛОБАЛ ФОР-ВАРДИНГ» (г. Москва) на основании договора об оказании услуг таможенным представителем от 14.01.2015 № DGF-TP-2015-0154 по поручению декларанта ООО «Рубикон» с применением технологии «удаленного выпуска» была подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10611020/120416/0005320, в которой в числе прочих к помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был заявлен товар № 13 - защитные головные уборы из пластмассы ТМ «HARLEY-DAVIDSON», производитель «HONGJIN SPORTS GOODS» таможенная стоимость - 18351,15 рублей, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 6506101000, страна происхождения - Китай, страна отправления - Бельгия: мотошлем с забралом, унисекс, /пластик/, модель "HLMT-3/4, W/RETRACTABLE SUN SHI", размер - S, с логотипом «HARLEY-DAVIDSON», тов. знак «HARLEY-DAVIDSON», марка отсутствует, артикул ЕС-98210-10Е/002 S - 3 шт.
Вместе с декларациями на товары № 10611020/290915/0006332 и № 10611020/120416/0005320 на спорные товары представлена декларация о соответствии ТС № RU Д-US.АЛ14.В.58329 от 18.02.2014 требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 Принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), который вступил в силу с 01.01.2015 и распространяет свое действие на шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов (п. 109 раздела 2 «Компоненты транспортных средств» Перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» - приложения № 1 к TP ТС 018/2011).
В п. 91 Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 № 77 (вступил в действие с 14.08.2015), включены шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, код ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10, а также установлено, что в отношении данной продукции документом об оценке соответствия требованиям TP ТС 018/2011 является сертификат соответствия.
Таким образом, таможенным органом сделан вывод, что заявленный в ДТ № 10611020/290915/0006332 товар № 11 и в ДТ № 10611020/120416/0005320 подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011).
По результатам проверки составлен акт камеральной таможенной проверки № 10611000/210/180117/А0028 от 18.01.17.
По факту непредставления сертификата соответствия спорных товаров требованиям ТР ТС 018/2011 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РУБИКОН» 21.02.17 составлены протоколы об административных правонарушениях № 10611000-15/2017 и № 10611000-17/2017.
07 апреля 2017 года заместителем начальника Томской таможни по правоохранительной деятельности вынесены постановления №10611000-15/2017 и №10611000-17/2017 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «РУБИКОН» к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенными таможенным органом постановлениями, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего
В силу ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ (редакция, действующая на момент совершения административных правонарушений) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 16.3 КоАП РФ (в действующей редакции) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 203 Таможенного кодекса Таможенного союза, по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС) и законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу п. 1 ст. 209 ТК ТС установлено, что выпуск для внутреннего потребления - это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии со ст. 179 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию, которое производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (п. 1 ст. 180 ТК ТС).
При помещении товара под таможенную процедуру таможенному органу представляется декларация на товары (п. 1 ст. 181 ТК ТС), в которой должны быть указаны в числе прочих и сведения о соблюдении ограничений в отношении декларируемых товаров (подп. 8 п. 2 ст. 181 ТК ТС).
Подача таможенной декларации также должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений (п.п. 5 п. 1 ст. 183 ТК ТС).
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении запретов и ограничений.
В соответствии с п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014, ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ) для целей применения ТК ТС, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Пунктом 1 ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе установлено, что техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии с принципами: установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; установления единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза;
В силу п. 1 ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе: в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза; Технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Комиссией единый перечень.
Согласно п. 3 ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе установлено, что Порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению № 9 к настоящему Договору.
В соответствии с п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее - Протокол о техническом регулировании): техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия; технический регламент Союза - это документ, принятый Комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.
В силу п.2 ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе Технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза.
В соответствии с п. 8 Протокола о техническом регулировании ввоз продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия на таможенной территории Союза, осуществляется в порядке, утверждаемом Комиссией.
Согласно п.п. «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее - Положение), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В силу п. 3 Положения к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся: документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза; сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620; сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена Таможенного союза, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры; иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Таможенного союза, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам при помещении продукции (товаров) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (п.п. «а» п. 4 Положения).
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 Принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), который вступил в силу с 01.01.2015 и распространяет свое действие на шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов (п. 109 раздела 2 «Компоненты транспортных средств» Перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» - приложения № 1 к TP ТС 018/2011).
В п. 91 Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 № 77 (вступил в действие с 14.08.2015), включены шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, код ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10, а также установлено, что в отношении данной продукции документом об оценке соответствия требованиям TP ТС 018/2011 является сертификат соответствия.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011), который вступил в силу с 01.06.2012 и также распространяет свое действие на средства индивидуальной защиты головы - шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов (приложение № 5 к TP ТС 019/2011 - Список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств - членов Таможенного союза).
Также Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 № 79 утвержден Перечень продукции с указанием кодов ТН ВЭД, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», в Раздел 1 «Средства индивидуальной защиты от механических факторов» включены «шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, из кода ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10 100 0». Форма подтверждения соответствия такой продукции - декларирование соответствия.
В соответствии со ст. 219 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
Исходя из положений п. 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары и форму декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, указанное выше обязательство декларанта должно быть представлено вместе с подачей декларации на товары, поскольку в графе 44 ДТ через знак разделителя «/» отображается признак, подтверждающий представление либо непредставление документа при подаче декларации. В случае намерения декларанта представить сертификат соответствия или декларацию о соответствии после выпуска товаров в графе 44 ДТ после знака разделителя проставляется цифра «3» (документ представлен (будет представлен) после выпуска товаров) и вносится запись следующего содержания, например: «01999/3 (или 01191/3) ОБЯЗУЮСЬ ПРЕДСТАВИТЬ ДО 24.04.2014».
Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, при этом в соответствии с п. 1 ст. 191 ТК ТС сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта, при этом вносимые изменения и дополнения не должны касаться сведений, влияющих на соблюдение запретов и ограничений.
Как следует из материалов дела, общество привлечено к административной ответственности за непредставление на спорный товар сертификата соответствия требованиям ТР ТС 018/2011.
Оспаривая постановления, заявитель ссылается на то обстоятельство, что п. 2 ст. 99 Договора о ЕАЭС вводит определенные ограничения для актов Евразийской экономической комиссии: они сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей настоящему договору.
При этом, заявитель указывает, что о действительности актов Комиссии таможенного союза, принятых в том числе в соответствии с утратившими силу международными договорами в рамках таможенного союза (в том числе в связи с принятием Договора о Евразийском экономическом союзе), ничего не указано в Договоре.
Данные доводы заявителя судом, отклоняются исходя из следующего.
Евразийский экономический союз учрежден в соответствии с Договором, подписанным в г. Астана 29.05.2014 (ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ). Данный международный договор вступил в законную силу 01.01.2015.
В соответствии со ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право Союза, с учетом положений данной статьи.
Подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 3 ТК ТС (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) предусмотрено, что таможенное законодательство таможенного союза состоит из: Таможенного кодекса Таможенного союза; международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза.
Решения комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принятые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза, составляют таможенное законодательство таможенного союза, и соответственно с 01.01.2015 право Евразийского экономического союза.
Согласно п. 1 ст. 99 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу Договора, входят в право Союза в качестве международных договоров в рамках Союза и применяются в части, непротиворечащей Договору.
В силу п. 2 ст. 99 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 решения Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств и Евразийской экономической комиссии, действующие на дату вступления в силу Договора, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей Договору.
Приложением № 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе является Протокол о прекращении действия международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и единого экономического пространства, в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе.
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, утвердившее Положение о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза - являются действующими международными правовыми актами. Они были изданы на основании Соглашения Комиссии Таможенного союза «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года» (далее - Соглашения), которое прекратило свое действие только в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе, закрепившего принципы и правила технического регулирования, указанные в Соглашении, в Протоколе о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение №9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014),
Факт того, что решение Комиссии Таможенного союза от 09.12,2011 № 877 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) является действующим международным правовым актом подтверждается также содержанием решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.07.2015 № 77, утвердившего Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011).
Доводы заявителя относительно того, что спорные товары до вступления в силу TP ТС 018/2011 являлись объектом технического регулирования другого регламента Таможенного союза - TP ТС 019/2011, на соответствие которому была представлена декларация о соответствии ТС № RU Д~118ЛЛ14.В.58329 от 18.02.2014, распространяющая свою юридическую силу подтверждающего документа на требования TP ТС 018/2011 после вступления его в силу (на основании п.3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), судом отклоняются.
Исходя из положений вышеуказанных норм, спорные товары подпадают под действие двух разных Технических регламентов, утвержденных Решениями Комиссии Таможенного союза в одно и то же время (9 декабря 2011 г.) - Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011), в связи с чем, в отношении данного товара подача таможенному органу таможенной декларации должна сопровождаться представлением двух документов о соответствии: сертификата о соответствии товара требованиям TP ТС 018/2011, декларации о соответствии товара требованиям TP ТС 019/2011.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что выпуск мотошлемов до 01.07.16 был возможен на основании сертификата соответствия требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720, выданного до 01.01.15, поскольку до вступления в силу TP ТС 018/2011 мотошлемы также являлись объектом технического регулирования («компонент транспортного средства, оказывающий влияние на безопасность транспортного средства») данного Технического регламента.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) принят решением Комиссии Таможенного союза от 09Л2.2011 № 877, вступил в силу 01.01.2015 и распространяет свое действие на шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов (п. 109 раздела 2 «Компоненты транспортных средств» Перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» - приложения № 1 к TP ТС 018/2011).
В п. 91 Перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14,07.2015 № 77 (вступило в силу 14.08.2015), включены шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов, код ТН ВЭД ЕАЭС 6506 10, а также установлено, что в отношении данной продукции документом об оценке соответствия требованиям безопасности TP ТС 018/2011 является сертификат соответствия.
В п. 109 Приложения № 10 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) указаны в качестве компонентов транспортных средств «шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов», в графе «Форма и схема подтверждения соответствия» данного товара указано 10с, 11с (*). В Примечании к Приложению №10 указано, что в столбце «Форма и схема подтверждения соответствия» «с» означает сертификацию.
Кроме того «средства индивидуальной защиты головы» (мотошлемы) на момент таможенного декларирования товаров являлись объектом регулирования другого технического регламента Таможенного союза - TP ТС 019/2011, который предусматривает, что подтверждение соответствия мотошлемов требованиям безопасности данного технического регламента осуществляется в форме декларирования соответствия, класс риска первый, схемы декларирования 3Д, 4Д (п. 8 Приложения № 4 к TP ТС 019/2011, Перечень продукции с указанием кодов ТН ВЭД ТС, в отношении которой подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (TP ТС 019/2011), утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.06.2012 №79).
При выдаче сертификата соответствия товара (мотошлемов) требованиям TP ТС 018/2011 органом по сертификации определяется степень влияния компонента транспортного средства (мотошлема) на безопасность транспортного средства.
При оформлении декларации о соответствии товара (мотошлемов) требованиям TP ТС 019/2011, заявитель подтверждает безопасность для человека средства индивидуальной защиты головы.
Таким образом, суд соглашается с доводами Томской таможни о том, что представленная при таможенном декларировании мотошлемов декларация о соответствии требованиям TP ТС 019/2011 не может является документом, подтверждающим соответствие товара требованиям другого технического регламента Таможенного союза - TP ТС 018/2011, таким документом является только сертификат соответствия товара требованиям TP ТС,018/2011, выданный органом сертификации, в установленном порядке, по установленной форме, который не был представлен вместе с ДТ №№10611020/290915/0006332, 10611020/120416/0005320, как и не было представлено обязательство о его предоставлении декларантом после выпуска товара.
Ссылка общества на предъявление одинаковых требований к спорной продукции в соответствии с TP ТС 019/2011 и TP ТС 018/2011 является не состоятельной, в связи с тем, что регулируют различные правоотношения.
При этом, указанными техническими регламентами предусматриваются различные по содержанию обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, а также формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия ввозимых на таможенную территорию таможенного союза и выпускаемых в свободное обращение товаров.
Из п. 3.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, следует, что в качестве доказательственных материалов при процедуре подтверждения соответствия товара требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) могут использоваться только ранее выданные в установленном порядке документы соответствия такому же регламенту, но ранее действующему, то есть техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.
Между тем, декларация о соответствии ТС № RU Д-US.АЛ14.В.58329 от 18.02.2014 была выдана на соответствие мотошлемов другому Техническому регламенту - «О безопасности средств индивидуальной защиты», в связи с чем, не может быть признана доказательственным материалом соответствия товара требованиям TP ТС 018/2011.
В обоснование заявления общество так же ссылается на то обстоятельство, что сертификат соответствия требованиям TP ТС 018/2011 к защитным шлемам также как и декларация о соответствии требованиям TP ТС 019/2011 выдаются на основании одних и тех же сообщений об официальном утверждении типа по правшам ЕЖ ООН №22, принятым в рамках Женевского Соглашения от 20 марта 1958 г., декларируемые шлемы имели маркировку согласно правил ЕЖ ООН №22, подтверждающую, что продукция соответствует международным требованиям безопасности, в связи с чем, шлемы являются безопасной продукцией, правомерно выпущенной таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой без сертификата соответствия требованиям TP ТС 019/2011.
Между тем, данные обстоятельства не исключают обязанности общества представлять доказательства соответствия спорного товара требования TP ТС 018/2011.
Таким образом, суд приходит к выводу, он наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении правонарушения административным органом установлена в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении. Административным органом установлено, что у общества имелась возможность для соблюдения обязательных требований таможенного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из обстоятельств правонарушения, следует, что заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм таможенного законодательства, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей – подача таможенной декларации с представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям TP ТС.
Общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, обязано соблюдать требования законодательства.
Суд считает, что основания для освобождения заинтересованного лица от привлечения к административной ответственности отсутствуют.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
В силу позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено, обществом заслуживающих внимания доводов в этой части не приведено.
Судом установлено, что основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что при таких обстоятельствах оспариваемые постановления следует признать законными и обоснованными, а в удовлетворении требований общества отказать.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Постановления заместителя начальника Томской таможни от 07.04.17 №10611000-15/2017 и №10611000-17/2017 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «РУБИКОН» к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать законными и отказать в удовлетворении заявленных требований.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
СудьяП.Н. Киреев