ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-21952/06 от 05.10.2006 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Екатеринбург

10 октября 2006г. Дело №А60-21952/06-С8

Резолютивная часть решения принята 05 октября 2006г.

Полный текст решения изготовлен 10 октября 2006г.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе: судьи Г.Г.Лихачевой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Г.Г.Лихачевой, рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению ООО «Мобильные Игровые Решения»

к Министерству финансов Свердловской области

об оспаривании ненормативного акта государственного органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представитель по дов. № 112 от 17.08.06г.;

от заинтересованного лица: ФИО2 – зам.нач.отд., дов. № 13-05 от 05.10.06г.; ФИО3 – вед.спец., дов. № 13-10 от 11.01.06г.

Отводов суду не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.

После проведения предварительного судебного заседания с согласия сторон на основании ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации продолжено судебное заседание по 1 инстанции.

Заявитель просит признать недействительным решение заинтересованного лица № 11 от 05.06.06г. об отказе в выдачи разрешения на проведение региональной лотереи, доведенное до общества в виде уведомления от 08.06.2006г. №05-12/4-15, одновременно просит суд обязать заинтересованное лицо выдать такое разрешение.

Заинтересованное лицо отзыв представило, заявленные требования не признает, считает, что обществу отказано в выдаче разрешения на проведение региональной лотереи правомерно.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно ст.3 Федерального закона от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную, бестиражную и комбинированную. Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.

Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную, всероссийскую, региональную и муниципальную. Региональная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного субъекта Российской Федерации.

Лотерея в зависимости от организатора лотереи подразделяется на государственную и негосударственную. Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо.

Лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую:

1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи;

2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.

Проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации (п.7 ст.3 ФЗ №138-ФЗ).

Согласно ст. 6 указанного закона, разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения (п.1).

В соответствии с п.6. ст. 6 федерального закона, заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения такой лотереи и вид лотереи. К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы: условия лотереи (пп.1); нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах) (пп.2); макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков (пп.3); правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша (пп.4); технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи; описание и технические характеристики лотерейного оборудования (пп.5); засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов заявителя (пп.6); бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи (пп.7); выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (пп.7); порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов (пп.8); порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов (пп.9); порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов (пп.10); порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Пунктом 1 Правил проведения негосударственной лотереи, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 09.08.2004г. № 66н «Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей» установлено, что для получения разрешения на проведение лотереи организатор лотереи представляет в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи, в котором указываются срок проведения лотереи и вид лотереи, с приложением следующих документов: условия лотереи (пп.1); нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах) (пп.2); макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков (пп.3); правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша (пп.4); технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи (пп.5); описание и технические характеристики лотерейного оборудования (включая эксплуатационные документы с указанием контрольных сумм используемого программного обеспечения и документ, подтверждающий выполнение требований по контролю отсутствия недекларированных возможностей в указанном программном обеспечении) (пп.6); засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов заявителя (пп.7); бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи (пп.8); выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (пп.9); порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов (пп.10); порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов (пп.11); порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов (пп.12); порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей (пп.13).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях» Правительством Свердловской области 16.07.2004г. принято постановление №666-ПП, которым на Министерство финансов Свердловской области возложены функции уполномоченного органа исполнительной власти Свердловской области по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотереях и их проведения на территории Свердловской области

10.04.2006г. ООО «Мобильные Игровые Решения» обратилось Министерству финансов Свердловской области с заявлением о представлении разрешения на проведение региональной, негосударственной, тиражной SMSлотереи, проводимой в обычном режиме, сроком на 5 лет. К данному заявлению Общество прилагало пакет документов, в том числе условия лотереи, нормативы распределения выручки от проведения лотереи, описание лотерейного оборудования, технико-экономические показатели, копии учредительных документов, бухгалтерский баланс, справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, т.е. не весь пакет документов, предусмотренный законом и Правилами проведения негосударственной лотереи.

05.06.2006г. заинтересованным лицом принято решение №05-12/4-20 об отказе обществу в проведении региональной негосударственной тиражной СМС-лотереи «Детская спортивная лотерея», проведение которой предполагалось осуществлять на территории Свердловской области в обычном режиме с 2006 по 2011г.г. Указанное решение заявителю Минфином Свердловской области не направлялось, поскольку оно является внутренним документом, ООО «Мобильные Игровые Решения» направлено Уведомление об отказе в выдаче разрешения на проведение региональной лотереи от 08.06.06г. № 05-12/4-15. Основанием для отказа послужило несоблюдение обществом требований пп.6 п.6 ст. 6 ФЗ «О лотереях», п.п.3, 4, 10, 11, 12, 13 п.1 Правил проведения негосударственной лотереи.

Как следует из Условий лотереи, вид лотереи определен заявителем как негосударственной, региональной, тиражной, платной, осуществляемой в обычном режиме, SMS лотерея.

Целью проведения лотереи общество указало: финансирование детско-юношеского спорта. Строительство современного спортивного центра художественной гимнастики в городе Екатеринбурге. Размер целевых отчислений 10%. Получатель отчислений -Свердловская областная федерация художественной гимнастики Территория проведения лотереи: Свердловская область. Сроки проведения лотереи: с 2006 по 2011г.

Условиями лотереи предусмотрены: Описаниеконцепции лотереи (п.7), Организационно-технологическое описание лотереи(п.8), права и обязанности участников лотереи (п.9), порядок и сроки получения выигрышей.

Пункт 10 данных условий определяет порядок информирования участников о правилах участия и результатах розыгрыша путем рассылки SMS сообщений.

Формирование призового фонда осуществляется за счет оплаты участниками лотереи SMS сообщений. Призовой фонд составляет 70% выручки от проведения лотереи. Структура распределения призового фонда: 18.5% - крупные выигрыши, 73% -незначительные выигрыши, 8.5% - Джек пот (п.13 Условий).

Порядок проведения розыгрышей, алгоритм определения выигрышей определен п.14 Условий: «Розыгрыш призов производится ежедневно, в розыгрыше участвуют все билеты, проданные за предыдущие 24 часа.

Выигравшие билеты и размер выигрыша каждого выигравшего билета выбираются случайно из порядковых номеров участников тиража (согласно списка компании-оператора сотовой связи, переданного в тиражную комиссию) с использованием физического генератора белого шума (генератор случайных чисел). Существует несколько призов различного размера, их количество определяется как процент от общего числа проданных билетов».

Заинтересованное лицо отказало заявителю в выдаче разрешения в связи с тем, что ООО «Мобильные Игровые Решения» в нарушение требований п.1 Правил проведения негосударственной лотереи не представило документы, указанные в подпунктах 3, 4, 10, 11, 12, 13 указанных Правил.

Заявитель считает, что оспариваемое решение не соответствует п.п.1 ст.2, п.6 ст.3, п.п.4,6 ст.6 Федерального закона №138-ФЗ «О лотереях».

Суд, оценив представленные сторонами документы, и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для удовлетворения требований Общества, считает, что заинтересованным лицом обоснованно вынесено решение об отказе в выдаче заявителю разрешения на проведение лотереи по следующим основаниям.

По условиям лотереи заявитель определил вид лотереи как региональная, тиражная, осуществляемая в обычном режиме, SMS–лотерея. Фактически исходя из содержания Условий лотереи, которую предполагается проводить путем заключения договоров с участниками лотереи посредством SMS сообщений, она относится к Всероссийской, поскольку предусмотренные условия не исключает проведение лотереи и за пределами Свердловской области. По содержанию пунктов 8, 8.1 условий лотереи данную лотерею следует отнести к лотереи, проводимой в режиме реального времени.

Согласно п.7 статьи 3 Федерального закона №138-ФЗ «О лотереях» проведение лотереи в режиме реального времени осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации, следовательно, Министерство финансов Свердловской области невправе решать о выдаче разрешений на проведение этой лотереи.

Суд согласился с выводом Министерства финансов Свердловской области о том, что Условия лотереи, разработанные заявителем, не отвечают требованиям пункта 2 статьи 3, п.5 ст.2 Федерального закона «О лотереях». Пункт 7 Условий лотереи, предусматривает заключение договора участия в лотереи путем приобретения виртуальных лотерейных билетов- SMS сообщение, которые не имеют никаких степеней защиты.

Заявитель в обоснование своих требований ссылается на п.1 ст.2 Федерального закона №138-ФЗ «О лотереях», который устанавливает возможность оформления договора между организатором и участником лотереи выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пунктом 7 Условий лотереи заявитель обосновал отсутствие лотерейных билетов, ссылаясь только на данную норму закона). Общество полагает, что поскольку разработанные им Условия лотереи не предусматривают выдачу участникам лотереи лотерейных билетов, то у него отсутствует необходимость в предоставлении документов, перечисленных в пунктах 3, 4, 10, 11, 12, 13 Правил проведения негосударственной лотереи, в связи с чем считает, что заинтересованное лицо неправомерно отказало в выдаче разрешения на проведение лотереи.

Суд не принимает во внимание данный довод на основании следующего: хотя законом и допускается проведение лотереи без лотерейного билета, однако исходя из содержания Федерального закона №138-ФЗ «О лотереях», следует, что избранные организатором лотереи способы оформления договора между ним и участником лотереи, а также выбранный алгоритм проведения тиража лотереи должны обеспечивать защиту информации по проведению всех этапов лотереи от утраты, искажения, подделок, несанкционированного доступа к ней. Представленные заявителем Условия лотереи не содержат никаких сведений о способах защиты этой информации, в Условиях не указаны компании- операторы сотовой связи и их обязанности, что не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона «О лотереях». Кроме того, содержание пунктов 7 и 10 Условий лотереи имеют неясности и неточности в формулировках.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ООО «Мобильные игровые решения» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Г.Г.Лихачева