АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
30 июля 2021 года Дело №А60-22050/2021
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 30 июля 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О. Ивановой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Осинцевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-22050/2021по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горжилстрой"
(ИНН <***>, ОГРН <***>) далее заявитель, ООО "ГОРЖИЛСТРОЙ"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) далее заинтересованное лицо, Департамент
о признании недействительным приказа № 29-12-26/15 от 01.03.2021,
при участии в судебном заседании
от заинтересованного лица: ФИО1, представитель по доверенности №29-05-39-98 от 25.12.2020.
Заявитель о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, в судебное заседание не явился.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит признать недействительным приказ № 29-12-26/15 от 01.03.2021 о проведении органом государственного контроля (надзора) внеплановой документарной проверки в отношении ООО "ГОРЖИЛСТРОЙ", принятого Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области; обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, 01.03.2021 Департаментом вынесен приказ о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «Горжилстрой» в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов (или) иных объектов недвижимости.
03.03.2021 в адрес ООО "ГОРЖИЛСТРОЙ" на официальный адрес электронной почты, по которому осуществляется взаимодействие с застройщиком в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, с сопроводительным письмом от 03.03.2021 № 29-01-41/5757-к направлена копия приказа Департамента от 01.03.2021.
В тексте сопроводительного письма в соответствии с положениями пункта 2 приказа Департамента от 11.01.2018 № 2-А «Об утверждении Перечня сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области» (далее — приказ Департамента № 2-А) указано, что оно является запросом о предоставлении документов, перечисленных в пункте 13 приказа Департамента № 2-А.
Заверенная печатью копия приказа Департамента от 01.03.2021 с учетом поступившей 03.03.2021 просьбы ООО "ГОРЖИЛСТРОЙ" об официальном ее вручении также направлена в адрес общества заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 04.03.2021.
Считая приказ № 29-12-26/15 от 01.03.2021 о проведении органом государственного контроля (надзора) внеплановой документарной проверки незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
При принятии решения суд пришел к следующим выводам:
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу части 3 статьи 14 ФЗ № 294 заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
Изложенный в части 3 статьи 14 ФЗ № 294 порядок вручения копии распоряжения или приказа о проведении, с учетом того, что такое вручение должно производится одновременно с предъявлением служебных удостоверений, касается порядка проведения выездной проверки. Так, требования о предъявлении служебного удостоверения установлено только в части 4 статьи 12 ФЗ № 294, регламентирующей порядок проведения выездной проверки. В обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки включен пункт 4 статьи 18 ФЗ № 294, устанавливающий обязанность проводить выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа.
С учетом того, что документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, положения частей 3, 4 статьи 11 ФЗ № 294 не содержат в качестве обязательного требования к порядку проведения проверки явку представителя юридического лица, в отношении которого проводится проверка в орган государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля для предъявления ему служебного удостоверения лицом, проводящим проверку, вручение заверенной копии приказа Департамента от 01.03.2021 посредством электронной почты, почтовой связи свидетельствует об отсутствии нарушений положений ФЗ № 294 при организации проведения проверки.
Согласно положениям пункта 7 части 6 статьи 23 ФЗ № 214 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" департамент осуществляет контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В силу части 8 статьи 23 ФЗ № 214 к отношениям, связанным с осуществлением контролирующим органом государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения ФЗ № 294 с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Так, частью 11 статьи 23 ФЗ № 214 установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований ФЗ № 214, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, если до истечения такого срока лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не были устранены указанные в предписании нарушения;
2) выявление в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и (или) проектной декларации признаков нарушения обязательных требований, установленных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) поступление в контролирующий орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, указанной в части 1 статьи 23.2
ФЗ № 214 некоммерческой организации, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о фактах нарушений требований ФЗ № 214, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа, актов органов местного самоуправления;
3.1) отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства на шесть и более месяцев;
4) приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о проведении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае выявления нарушений обязательных требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
5) требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
6) поступление в контролирующий орган уведомления уполномоченного банка, предусмотренного частью 4 статьи 18.2 ФЗ № 214.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения проверки явился факт нарушения застройщиком первоначального графика строительства на срок более 6 месяцев, о чем должностным лицом Департамента была составлена служебная записка №29-01-29/1157 от 01.03.2021.
Основания для проведения проверки ООО «Горжилстрой» указаны в пункте 6 приказа Департамента от 01.03.2021 с соблюдением требований действующего законодательства.
Таким образом, внеплановая проверка была организована на основании пунктов 2, 3, 3.1 части 11 статьи 23 ФЗ № 214, являлась документарной, ввиду чего нарушения положений ФЗ № 294 в части отсутствия основания для проведения проверки, необходимости ее согласования с органами прокуратура, Департаментом не допущены.
Ссылки заявителя на нарушения, связанные с производством по делу об административном правонарушении, судом не принимаются, поскольку обстоятельства привлечения заявителя к административной ответственности по ч.4 ст.14.28, ч.1 ст.13.19.3 КоАП РФ в предмет заявленных требований не входят и оценке судом не подлежат.
Доказательств того, что обжалуемый приказ нарушает права и законные интересы ООО "ГОРЖИЛСТРОЙ", а также возлагает на него дополнительные обязательства заявителем суду также не представлено.
На основании изложенного, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья С.О. Иванова