АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург Дело № А60-22618/2010-С6
23 августа 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой
при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Гнездиловой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Строй Сити»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Свердловской области
о признании недействительным решения налогового органа в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность № 9 от 01.07.2010; ФИО2, представитель доверенность № 8 от 01.07.2010;
от заинтересованного лица – ФИО3, представитель, доверенность № 03-21 от 26.07.2010.
Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью «Строй Сити» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Свердловской области № 2 от 24.03.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
До принятия судом решения по настоящему делу от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, Общество с ограниченной ответственностью «Строй Сити» просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Свердловской области № 2 от 24.03.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания с ООО «Строй Сити» суммы налога на добавленную стоимость в размере 320033,90 рублей и пени в размере 131805,92 рублей.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признает.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной ИФНС России №18 по Свердловской области проведена выездная налоговая проверка ООО «Строй-Сити», по результатам которой, составлен акт от 24.02.2010 № 2 и вынесено решение от 24.03.2010 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу произведено доначисление НДС в сумме 321 099,53 руб., начислены пени в сумме 132 280,08 руб.
Не согласившись с выводами налогового органа, Решение № 2 Межрайонной ИФНС России № 18 по Свердловской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24 марта 2010 года было обжаловано обществом в Управление ФНС РФ по Свердловской области.
Управление ФНС России по Свердловской области решением от 07 мая 2010 года № 520/10 по жалобе налогоплательщика решение Межрайонной ИФНС России № 18 по Свердловской области оставлено в силе и утверждено.
ООО «Строй Сити» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением, при этом налогоплательщик считает изложенные в оспариваемом решении выводы налогового органа, не соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 15.07.2004г. между Администрацией МО «Город Заречный» и Заказчиком-застройщиком - ФИО4 было заключено соглашение о совместной работе над социальным проектом «Совместное строительство жилья» по разделу «Снос аварийного и ветхого жилья» и осуществлении действий по совместному строительству комплекса жилых зданий на месте подлежащего сносу жилого комплекса «Вахта СУ-80-86» по улице Дзержинского, 7 в городе Заречный.
По договору от 01 ноября 2004 года права и обязанности ФИО4 по указанному Соглашению были приняты ООО «Строй Сити», что подтверждается Протоколом от 05 ноября 2005 года об исполнении условий Соглашения.
22.12.2006г. между Администрацией и ООО «Строй - Сити» было заключено дополнительное соглашение за № 17А, согласно которому ООО «Строй Сити» принимает на себя обязательства по строительству жилых домов на месте сносимого жилого комплекса «Вахта СУ-80-86», по адресу <...>.
Согласно указанному дополнительному соглашению Заказчик - застройщик (ООО «Строй Сити») обязуется организовать строительство «Объекта» путем привлечения подрядных организаций, собственных средств и денежных средств иных лиц.
Пунктом 6.4. соглашения предусмотрено, что «заказчик-застройщик» передает «Администрации» в собственность городского округа Заречный для предоставления «Нуждающимся гражданам» жилые помещения в «Объекте». «Заказчик-застройщик» вправе взамен жилых помещений в «Объекте» передать «Администрации» в собственность городского округа Заречный иные жилые помещения, расположенные на территории г. Заречного.
В проверяемом периоде с 01.01.2006г. по 31.12.2008г. лицензии на осуществление строительно-монтажных работ ООО «Строй Сити» не имело. Своими силами строительно-монтажные работы, проектные работы налогоплательщик за период с 01.01.2006г. по 31.12.2008г. не осуществлял.
Как следует из пояснений представителей заявителя, Администрацией МО город Заречный совместно с ООО «Строй Сити», в рассматриваемом случае, осуществлялась реализация целевой программы «Переселение граждан муниципального образования из Аварийного жилищного фонда в 2002-2010 г.г.», утвержденной Решением Городской Думы МО «Город Заречный» от 28 ноября 2005 года № 156-Р «Об утверждении муниципальной целевой программы «Жилье» (Жилищное строительство) на 2006-2010 годы».
Для финансирования затрат по муниципальной целевой программе «Жилье» были привлечены заемные средства учредителя ООО «Строй Сити» ФИО4 (по договору займа № 5-ос от 31 августа 2006 года).
На выполнение проектных работ были заключены договоры с ООО «Предприятие Стройэнерго» № 2 от 06.08.2005 г., с ООО «ПКБ Формат» № 12/52 от 12.09.2006 г., с ООО «НеоСтиль»- №2/32 от 26.02.2007г.
23.12.2006г. между ООО «Строй Сити» и Администрацией ГО Заречный было заключено еще одно дополнительное соглашение без номера на перечисление денежных средств в сумме 2 098 000 руб. в срок до 26.12.2006г., для осуществления работ по проектированию комплекса жилых домов.
Из заемных средств ООО «Строй Сити» частично оплатило выполненные проектные работы в размере 2 000 000 руб. (платежное поручение № 15 от 22.12.2006 г.), финансирование которых должно было осуществляться за счет средств ГО Заречный (в соответствии с Постановлением Главы ГО Заречный от 22.12.2006 г. № 994-П «О финансировании программы ликвидации ветхого и аварийного жилья»).
ООО «Строй Сити» в Администрацию ГО Заречный подал заявку на финансирование ранее оплаченных за счет заемных средств выполненных проектных работ. Денежные средства в размере 2 098 000 руб. были перечислены Администрацией ГО Заречный платежным поручением № 1308 от 25.12.2006 г., в котором ошибочно был указан НДС в назначении платежа.
Письмом № 175-вз от 28.12.2006 г., направленным в адрес ООО «Строй Сити», Администрация ГО Заречный уточнила назначение платежа и указала, что перечисленный платеж НДС не содержит.
На конец 2006 года денежные средства, полученные от Администрации ГО Заречный, находились на расчетном счете ООО «Строй Сити» и далее (совместно с заемными средствами) были израсходованы на строительство: пл. поручением № 16 от 27.02.2007 г. обществом перечислено 830 тыс. руб. ООО «Предприятию Стройэнерго» за работы по договору № 2 от 06.08.2005 г; пл. поручением № 17 от 27.02.2007 г. перечислено 1 117 048 руб. ООО «НеоСтиль» за работы по договору № 2/32 от 26.02.2007 г.
Таким образом, деятельность сторон в рамках Соглашения является в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации инвестиционной, где муниципальное образование - Администрация МО г. Заречный выступает инвестором, а ООО «Строй Сити» - Инвестор-Заказчик-Застройщик.
В соответствии с условиями Соглашения работы по строительству и проектированию предполагаемого к застройке комплекса жилых домов, оплачиваются сторонами на принципах софинансирования с привлечением средств местного бюджета и средств ООО «Строй Сити» (п. 4 Соглашения).
Таким образом, перечисляемые на счет ООО «Строй Сити» Администрацией ГО Заречный денежные средства, являются целевым финансированием социальной программы.
Возможность финансирования местными бюджетами целевых программ предусмотрена бюджетным законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1 ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
ООО «Строй Сити», являясь Заказчиком-Застройщиком, считает указанные поступления от Инвестора - Администрации ГО Заречный - доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
В функции заказчика-застройщика входит: оформление земельных участков, получение разрешительных документов, подготовка проектно-сметной документации, техническое сопровождение проектной стадии и стадии выполнения работ, получение разрешения на строительство, организация управления строительством и технический контроль, а так же сдача в эксплуатацию объекта. Кроме того, в функции заказчика-застройщика входит получение от инвестора денежных средств в рамках финансирования строительства и распределения этих средств между подрядчиками согласно графикам строительства работ. Доходом от деятельности заказчика-застройщика ООО «Строй Сити» является вознаграждение за перечисленные выше услуги.
Так как в соглашении между Администрацией и ООО «Строй Сити» размер этого вознаграждения был не оговорен, то в соответствии с положением по учетной политике предприятия, в течение периода выполнения Соглашения выручка (т.е. вознаграждение за услуги, оказываемые инвестору (Администрации)) определяется в размере понесенных фактически затрат на содержание ООО «Строй Сити». Соответственно, НДС может быть начислен на сумму выручки.
Полученные Заказчиком-Застройщиком, в соответствии с соглашением по реализации инвестиционного проекта, инвестиционные средства относятся к средствам целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ) и отражаются в учете у Заказчика-Застройщика по кредиту счета 86 «Целевое финансирование». Данные средства используются Заказчиком-Застройщиком только на цели, предусмотренные соглашением.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются, в том числе: операции по реализации товаров (работ, услуг).
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги).
Подпунктом 4 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер.
Согласно статье 251 Налогового кодекса РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами.
Передача инвесторами денежных средств застройщику для осуществления капитальных вложений (для строительства дома), носит инвестиционный характер.
Применительно к деятельности застройщика можно говорить о возникновении объекта налогообложения по НДС в случае реализации застройщиком инвесторам своих услуг или работ, выполняемых собственными силами.
Фактически застройщик своими силами работы по строительству не выполняет, все работы выполняются с привлечением подрядных организаций.
В таком случае в налоговую базу застройщика не включаются полученные целевые средства, направленные на оплату подрядных работ.
Передача Инвестором инвестиционных средств Заказчику-Застройщику, осуществляющему работы по реализации инвестиционного проекта с привлечением подрядных организаций, не признается реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС являются операции по реализации товаров, работ (услуг), а также передача имущественных прав. Таким образом, налоговой базы по НДС при передаче инвестиций не возникает.
С учетом изложенного, суд считает заявленные ООО «Строй-Сити» требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Строй Сити» удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Свердловской области № 2 от 24.03.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания с ООО «Строй Сити» суммы налога на добавленную стоимость в размере 320033,90 рублей и пени в размере 131805,92 рублей.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Строй Сити» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru ».
Судья Н.В. Гнездилова