АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
13 сентября 2017 года Дело № А60-22724/2017
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.В. Гвоздаревой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-22724/2017по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения регистрирующего органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности б/н от 30.05.2017,
от заинтересованных лиц:
от УФНС России по Свердловской области – ФИО3, представитель по доверенности № 09-22/34 от 13.06.2017,
от ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга – ФИО4, представитель по доверенности № 33 от 27.02.2017.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении состава лиц, участвующих в деле. Ходатайство судом удовлетворено.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.09.2017 объявлялся перерыв до 11:30 того же дня. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе участников.
ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, УФНС России по Свердловской области о признании недействительным решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга о внесении записи за государственным регистрационным номером 417665800248680 от 02.03.2017 о признании государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя недействительной в связи с получением из МВД России сведений о наличии судимости.
Заинтересованные лица с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзывах.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил предмет требований.
Поскольку ходатайство заявлено в пределах прав, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно принято арбитражным судом, в связи с чем спор рассматривался в пределах уточненных требований о признании недействительными:
- решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга за государственным регистрационным номером 417665800248680 от 02.03.2017 в части внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о наличии судимости;
- решения УФНС России по Свердловской области № 13-06/14333 от 19.04.2017 в части отказа в исключении из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей сведений о наличии судимости.
Также заявитель просил обязать ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, исключив из строки 13 фразу «…в связи с получением сведений о судимости» и исключив из строки 66 фразу «…(наличие судимости)».
В настоящем судебном заседании заявитель вновь уточнил предмет требований.
Поскольку ходатайство заявлено в пределах прав, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно принято арбитражным судом, в связи с чем спор рассматривается в пределах уточненных требований о признании недействительным решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга за государственным регистрационным номером 417665800248680 от 02.03.2017 в части внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о наличии судимости.
Также заявитель просит обязать ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, исключив из строки 13 фразу «…в связи с получением сведений о судимости» и исключив из строки 66 фразу «…(наличие судимости)».
Также в настоящем судебном заседании заявитель в судебном заседании уточнил состав лиц, участвующих в деле, исключив УФНС России по Свердловской области из числа заинтересованных лиц и заявив ходатайство о привлечении управления в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Ходатайство судом удовлетворено.
Таким образом, суд исключил из числа заинтересованных лиц УФНС России по Свердловской области и привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
Из материалов дела следует, что на основании представленного 17.02.2017 (вх.6202А) комплекта документов, предусмотренного пунктом 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ, регистрирующим органом 22.02.2017 ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером (ОГРНИП) <***>, решение о государственной регистрации от 22.02.2017 № 6202А.
Статьей 22.1 указанного Закона предусмотрен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации.
Согласно подпункту «к» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Такая справка ФИО1 в регистрирующий орган вместе с заявлением не была представлена, однако, несмотря на это обстоятельство, уполномоченным органом государственная регистрация ФИО1 в качестве предпринимателя была произведена.
Правительством РФ принято постановление от 16.04.2011 № 285 «Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям» (далее -Перечень видов деятельности).
В установленном Перечне видов деятельности указан код ОКВЭД 92.3 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность» (ОКВЭД 1 ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)), что соответствует коду ОКВЭД 93.29 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность» (ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).
ФИО1 в заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001, представленного в регистрирующий орган 17.02.2017 (вх. № 6202А), указан такой вид деятельности по коду ОКВЭД 93.29 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность» (ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), который поименован в Перечне видов деятельности.
Поскольку справка о наличии (отсутствии) судимости заявителем в не была представлена, в регистрирующий орган на межведомственный запрос 01.03.2017 поступили сведения из ИЦ ГУ МВД России по Свердловской области, согласно которым у ФИО1 имеются судимости.
На основании полученной информации инспекцией сделан вывод о том, что ФИО1 подпадает под признаки пункта 4 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ, допускающего отказ в государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (заявлены виды предпринимательской деятельности согласно подпункту «к» пункта 1 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ - по коду ОКВЭД 93.29 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность» (ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)).
С учетом указанных обстоятельств регистрирующим органом принято решение о признании недействительной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, о чем регистрирующим органом запись от 02.03.2017 ГРН 417665800248680 внесена в ЕГРИП.
В этой части инспекция ссылается на письмо Федеральной налоговой службы от 28.09.2011 № ПА-4-7/15952@, которым даны следующие разъяснения.
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если регистрируемое физическое лицо намерено осуществлять определенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 285 виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, предусмотрена необходимость представления в регистрирующий орган справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям лица, обратившегося за государственной регистрацией (статья 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ).
Заявитель вправе представить указанный документ по собственной инициативе.
В случае если такой документ заявителем не представлен, получение указанного документа осуществляется регистрирующим органом самостоятельно путем направления межведомственного запроса в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России).
В соответствии с Технологической картой межведомственного взаимодействия, согласованной в целях обеспечения межведомственного взаимодействия между ФНС России и МВД России, направление межведомственного запроса осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом. Направление ответа осуществляется МВД России в срок не позднее десяти рабочих дней, следующих за днем получения межведомственного запроса.
В случае если ответ на межведомственный запрос не получен в пределах срока, установленного статьей 8 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При поступлении от МВД России сведений, предусмотренных абзацем 2 пункта 4 статьи 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ, после внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, регистрирующий орган принимает решение о признании такой записи недействительной и вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Как уже указывал суд, правоотношения по государственной регистрации регламентированы Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 23 Закона установлены основания для отказа в государственной регистрации.
В соответствии с пп. «а» п. 1 данной статьи отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Указанным законом не предусмотрена возможность признания регистрирующим органом записи, внесенной в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, недействительной.
Между тем, письмом ФНС России от 28.09.2011 регистрирующий орган наделен дополнительными полномочиями, не предусмотренными Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно признания регистрирующим органом записи, внесенной в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, недействительной.
Однако согласно Положению № 506 ФНС России не полномочна издавать в данной области обязательные к исполнению нормативные акты.
Таким образом, решение инспекции о признании записи о регистрации недействительной не соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей запись за государственным регистрационным номером 417665800248680 внесена в раздел сведений о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Статьей 22.3 Закона установлен порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также основания государственной регистрации прекращения деятельности. Однако такого основания прекращения деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя как признание записи о регистрации Законом не предусмотрено.
Наличие иных оснований для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, установленных ст. 22.3 Закона, инспекцией не доказано.
Ссылка инспекции на приказ Минфина от 18.02.2015 № 25н, который, по мнению инспекции, не позволяет исключить из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей какую-либо запись, в том числе и оспариваемую, судом отклоняется.
Разделом 2 приказа предусмотрен порядок исправления технической ошибки в записях.
Согласно п. 10 Порядка техническая ошибка в сведениях ЕГРЮЛ или ЕГРИП исправляется путем внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП новой записи со ссылкой на запись, содержащую сведения, в которых допущена техническая ошибка.
Между тем, оспариваемая запись не может быть отнесена к технической ошибке.
Кроме того, суд считает необходимым учесть следующее.
Действительно, в соответствии с пп. "к" п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством РФ).
Перечень видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 № 285.
Отсутствие такой справки либо сведений о судимости является основанием для отказа в регистрации.
Данное положение устанавливает ограничения для физических лиц на занятие предпринимательской деятельностью в определенных сферах.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18.07.2013 № 19-П указал, что, устанавливая особые правила допуска к профессиональной деятельности и ограничивая тем самым право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, федеральный законодатель обязан находить баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов, соблюдать принципы справедливости, равенства и соразмерности, которые выступают в качестве конституционных критериев оценки законодательного регулирования прав и свобод, используя при этом не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные конституционно одобряемыми целями меры; при этом ограничения прав и свобод во всяком случае не должны посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания.
В этом же постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в отношении лиц, для которых введены ограничения в связи с наличием судимости, притом, что их судимость снята или погашена, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении таких преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами профессиональной деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.
Из представленной заявителем справки видно, что судимость ФИО1 погашена на основании ст. 57 Уголовного кодекса РСФСР и ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ.
В силу ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса РФ погашение или снятие судимости аннулирует все последствия судимости.
Также следует учитывать, что судимость ФИО1 погашена задолго до того, как были внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части необходимости представления в регистрирующий орган справки о наличии (отсутствии) судимости.
При данных обстоятельствах, требования заявителя следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным внесение в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи за государственным регистрационным номером 417665800248680 от 02.03.2017 в части сведений о наличии судимости индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>).
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенное нарушение в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу, исключив из строки 13 фразу «…в связи с получением сведений о судимости» и исключив из строки 66 фразу «…(наличие судимости)».
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) 300 (триста) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Л.Ф. Савина