ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-22923/2022 от 12.07.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

19 июля 2022 года                                                         Дело № А60-22923/2022

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 19 июля 2022 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А. А. Малова   при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Роговцовой  рассмотрел в судебном заседании дело А60-22923/2022

по иску Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН 6671159287, ОГРН 1046604027238)

к Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107)

об обязании принять в казну Российской Федерации нежилые помещения и земельный участок,

при участии в судебном заседании:

от истца: Эйдлин А.И. - представитель по доверенности от 10.01.2022, диплом, Путинцева Н.А. - представитель по доверенности от 29.06.2022, диплом.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Свердловской области по веб-адресу: www.ekaterinburg.arbitr.ru.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика.

Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области обратилась в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области  с требованием об обязании принять в казну Российской Федерации: - нежилое помещение №4, №13-18 общей площадью 150,9 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:625; - нежилое помещение №22-25 общей площадью 64,9 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:623; - нежилое помещение №28 общей площадью 15,1 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:624; - нежилое помещение №34-38 общей площадью 66,8 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:621; - нежилое помещение №5-12 общей площадью 81,2 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:473; - нежилое помещение №1, №3 общей площадью 66,0 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:529; - земельный участок площадью 1561,0 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:17.

Определением суда от 06.05.2022 о принятии искового заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания назначено судебное заседание.

От ответчика 25.05.2022 поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому, ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, по основаниям, указанным в отзыве. Отзыв приобщен к материалам дела на основании ст. 75, 131 АПК РФ.

В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение  всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.

От истца 11.07.2022 поступили возражения на отзыв. На основании ст. 75 АПК РФ возражения приобщены к материалам дела.

От истца 11.07.2022 поступили дополнения к возражения на отзыв. На основании ст. 75 АПК РФ дополнения приобщении к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

установил:

Как следует из материалов дела, согласно выпискам из Единого государственного реестра объектов недвижимости (ЕГРН), за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, находящиеся по адресу: Свердловская обл., Артинский район, р.п. Арти, ул. Молодежная, д. 6:

- нежилое помещение № 1, № 3 общей площадью 66,0 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:529;

 - нежилое помещение № 4, № 13-18 общей площадью 150,9 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:625;

- нежилое помещение № 5-12 общей площадью 81,2 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:473;

- нежилое помещение № 22-25 общей площадью 64,9 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:623;

- нежилое помещение № 28 общей площадью 15,1 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:624;

 - нежилое помещение № 34-38 общей площадью 66,8 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:621;

- земельный участок площадью 1561,0 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:17.

Согласно выпискам из ЕГРН, вышеуказанные нежилые помещения с кадастровыми номерами 66:03:1601037:529, 66:03:1601037:625, 66:03:1601037:473, 66:03:1601037:623, 66:03:1601037:624, 66:03:1601037:621 закреплены на праве оперативного управления за УФНС России по Свердловской области.

Земельный участок с кадастровым номером 66:03:1601037:17 закреплен за Управлением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Указанные объекты были переданы Управлению с баланса Межрайонной ИФНС России № 2 по Свердловской области. Ранее по указанному адресу располагалось территориально-обособленное рабочее место (ТОРМ) Инспекции, которое по указанию Управления в связи с перераспределением рабочих мест сотрудников прекратило свою деятельность на основании приказа начальника Инспекции от 14.06.2018 № 02-19/40.

В настоящее время часть нежилого помещения с кадастровым номером 66:03:1601037:473 площадью 40,5 кв. метров передана во временное пользование ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу по договору безвозмездного пользования от 27.01.2022 № БП/07-40/8.

При этом Управлением принимались меры по передаче неиспользуемого федерального имущества иным государственным (муниципальным) органам.

В частности, письмами от 12.01.2021 № 18-17/00233@, от 12.01.2021 № 18-17/00234, от 01.06.2021 № 18-15/29806@, от 04.04.2022 № 18-17/09899@ были направлены предложения в адрес Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области, Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Свердловской области, ФКП Росреестра соответственно. Письмами от 18.01.2021 № 20-07-10/84, от 05.03.2021 № 66908/21/22355, от 15.09.2021 № 27-1/07578@, от 22.04.2022 № 3.2-09127-ЮБ/22 указанные организации отказали Управлению в принятии вышеуказанного недвижимого имущества.

В рамках проведения оптимизации высвобожденного недвижимого имущества и в целях сокращения бюджетных расходов на его содержание, 09.12.2021 Управление обратилось в Федеральную налоговую службу для согласования отказа от права оперативного управления вышеуказанными нежилыми помещениями и права пользования земельным участком, возврате в казну РФ указанного федерального недвижимого имущества (исх. от 09.12.2021 № 18-15/41267@).

Письмом от 15.12.2021 № БС-4-10/17507@ Федеральная налоговая служба согласовала передачу вышеуказанного имущества в казну Российской Федерации.

Управление 23.12.2021 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области с просьбой о прекращении права оперативного управления на нежилые помещения и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, и принятии указанного имущества в состав казны Российской Федерации (письмо от 23.12.2021 № 18-17/43073@).

Письмом от 19.01.2022 № 66-ВС-06/404 ТУ Росимущества в Свердловской области отказало истцу в принятии имущества в казну Российской Федерации.

Неоднократное обращение истца к ответчику с просьбами о принятии имущества в казну Российской Федерации и получение отказов по каждому направленному обращению послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим исковым заявлением

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон и оценив их в соответствии со ст. 71 АПК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.

 Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

 В соответствии с п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).

Положения ст.236 ГК РФ не исключают возможность прекращения права оперативного управления путем отказа от вещного права.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность отказаться от имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.

 Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ).

В силу ч. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

Кроме этого, в данном случае при рассмотрении вопроса об отказе от прав на объект недвижимости и земельный участок необходимо учитывать такой принцип земельного законодательства как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подп. 5 п.1 ст. 1 ЗК РФ).

Согласно п. 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления федеральных государственных учреждений.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Типовому положению о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008№ 374, территориальное управление Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением.

 Пунктом 4.1.9 указанного Типового положения установлено, что территориальное управление Росимущества закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего (соответствующих) субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.

Таким образом, ответчик является уполномоченным органом по принятию излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования за истцом, в казну Российской Федерации является ответчик.

Довод ответчика о том, что истцом не доказан факт отсутствия финансирования и запроса лимитов на содержание и эксплуатацию спорного имущества не имеет правового значения, поскольку Федеральная налоговая служба, вне зависимости от наличия или отсутствия финансирования, в письме от 15.12.2021 № БС-4-10/17507@ выразила согласие на отказ от права оперативного управления на спорные объекты и возврат в казну РФ указанного имущества.

Довод ТУ Росимущества о том, что изъятие у истца неиспользуемого имущества является правом, а не обязанностью ответчика, отклоняется, поскольку ТУ Росимущества является органом государственной власти, обладающим специальной правоспособностью, деятельность которого направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности, на обеспечение эффективного управления государственным имуществом, в связи с чем предоставленное законом право изъятия не используемого истцом имущества является одновременно обязанностью Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов

 Довод о том, что Управление не представило в материалы дела сведения, доказывающее, что им в полном объёме исполнены указания письма Росимущества от 31.01.2020 № ВЯ-08/2882, также подлежит отклонению, поскольку указанные в данном письме Росимущества документы были направлены в адрес ответчика имеющимся в материалах дела письмом от 23.12.2021 № 18-17/43073@ (выписки из ЕГРН, копии технических паспортов, справка об использовании имущества и т.д.).

 При этом подлежат отклонению все доводы ТУ Росимущества о необходимости представления документов, относящихся к федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП), поскольку Управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти (ФНС России) и, соответственно, не относится к ФГУП.

Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что рассматриваемое имущество не используется истцом по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества и уплате налога (ст. 372 - 374 Налогового кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание письмо ФНС России, которым согласована передача спорного имущества в казну Российской Федерации, а также учитывая необходимость эффективного использования переданного в оперативное управление имущества, суд приходит к выводу о том, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом, и имеются правовые основания для передачи такого имущества в казну Российской Федерации.

 В настоящем случае, действия по отказу от имущества направлены на соблюдение принципа эффективности бюджетных расходов, поскольку спорное имущество не используется истцом в течение длительного времени.

Доказательства того, что передача спорного имущества в государственную казну лишит ответчика возможности осуществлять свою деятельность, в материалах дела отсутствуют.

Невозможность передачи спорного имущества на баланс иного лица не могут являться основанием для отказа в принятии имущества от истца, поскольку в рассматриваемом случае с учетом предмета и основания заявленных требований не имеет правового значения.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению.

Взыскание государственной пошлины со сторон не производится, в связи с их освобождением от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Иск удовлетворить полностью.

2. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) принять в казну Российской Федерации:

 - нежилое помещение №4, №13-18 общей площадью 150,9 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:625;

- нежилое помещение №22-25 общей площадью 64,9 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:623;

- нежилое помещение №28 общей площадью 15,1 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:624;

 - нежилое помещение №34-38 общей площадью 66,8 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:621;

 - нежилое помещение №5-12 общей площадью 81,2 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:473;

 - нежилое помещение №1, №3 общей площадью 66,0 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:529;

- земельный участок площадью 1561,0 кв. метров с кадастровым номером 66:03:1601037:17.

 2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                         А.А. Малов