ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-23354/20 от 21.10.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 октября 2020 года Дело №А60-23354/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21 октября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 27 октября 2020 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.А.Страшковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Кореньковым, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-23354/2020 по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Сибирский гранитный карьер» (ИНН <***>, ОГРН <***>), далее – заявитель, Общество, ООО «СГК»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №31 по Свердловской области (ИНН <***>), далее – заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция

третьи лица:

- Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>),

- Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>).

о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №423 от 22.01.2020, от 22.01.2020 № 424, от 16.01.2020 № 266, от 12.12.2019 № 5405, от 10.02.2020 № 844.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 11.05.2020, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности №07-02 от 30.06.2020, удостоверение; ФИО3, представитель по доверенности №07-02 от 19.12.2017, удостоверение

специалист: ФИО4, паспорт, диплом

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский гранитный карьер» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №31 по Свердловской области №423 от 22.01.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

25.06.2020 налоговым органом представлен отзыв, в котором просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

06.07.2020 налоговым органом представлены материалы проверки по решению №423 от 22.01.2020.

29.07.2020 налоговым органом в электронном виде представлены дополнительные документы.

Определением от 06.08.2020 дела №А60-23355/2020, №А60-23326/2020, №А60-23346/2020, №А60-23354/2020, №А60-23349, объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, при этом объединенному делу присвоен номер №А60-23354/2020.

В судебном заседании 08.09.2020 представитель заявителя ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Определением от 08.09.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>), Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>).

14.09.2020 налоговым органом в электронном виде представлены дополнительные документы.

21.09.2020 Уральским управлением Ростехнадзора в электронном виде представлен отзыв на заявленные требования.

23.09.2020 Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области в электронном виде представлен отзыв.

В судебном заседании 06.10.2020 представитель Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области ходатайствовало о приобщении к материалам дела письменного отзыва на заявление. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

В судебном заседании 06.10.2020 представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №31 по Свердловской области ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений по делу №А60-23354/2020.

В судебном заседании 06.10.2020 представитель заявителя ходатайствовал о назначении по делу судебной экспертизы. Ходатайство судом принято к рассмотрению, но не рассмотрено по причине отсутствия доказательств перечисления на депозитный счет суда денежных средств на оплату услуг эксперта (ст. 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании 21.10.2020 представитель заинтересованного лица ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

В судебном заседании 21.10.2020 представитель заявителя ходатайствовал о приобщении к материалам дела платежного поручения №154 от 06.10.2020

В судебном заседании 21.10.2020 суд заслушал пояснения специалиста.

В судебном заседании 21.10.2020 рассмотрев ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Сибирский гранитный карьер» о назначении экспертизы суд не усмотрел оснований для его удовлетворения, поскольку вопросы, представленные заявителем, относятся к оценке доказательств, что относится исключительно к компетенции суда.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Инспекцией проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, за январь 2019 года, февраль 2019 года,март 2019 года представленной ООО «СГК», по результатам которой составлены акты от 24.10.2019 № 6442, от 19.11.2019 №7259, 02.12.2019 № 7606, от 02.12.2019 № 7605, от 23.12.2019 №8222 и приняты решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.12.2019 № 5405, от 16.01.2020 № 266, от 22.01.2020 № 423, от 22.01.2020 № 424, от 10.02.2020 №844.

Указанными решениями ООО «СГК»:

- доначислен НДПИ за ноябрь 2018 в сумме 260 027 руб., за декабрь 2018 в сумме 277 409 руб., за январь 2019 в сумме 304 265 руб., за февраль 2019 в сумме 277 751 руб., за март 2019 в сумме 1 148 760 руб.,

- в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) начислены пени за неуплату НДПИ в сумме 43 092 руб.71 коп., 45 592 руб. 17 коп., 37 875 руб. 98 коп., 45 893 руб. 30 коп.,147 325 руб. 34 коп.,

- в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ ООО «СГК» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 52 004 руб. 20 коп., 55 481 руб. 80 коп., 60 853 руб., 55 550 руб.20 коп., 229 752 руб.

Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 25.02.2020 № 64/2020, от 26.03.2020 № 239/2020, от 13.04.2020 № 309/2020 вынесенными по результатам рассмотрения апелляционных жалоб ООО «СГК», вышеуказанные решения Инспекции оставлены без изменения, апелляционные жалобы ООО «СГК» - без удовлетворения.

Не согласившись вынесенными Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №31 по Свердловской области решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ в целях налогообложения полезными ископаемыми являются добытые полезные ископаемые. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

Разработка южной части Северного участка Шарташского месторождения ведется Обществом на основании лицензии СВЕ № 07069 ТЭ от 03.05.2006 (с изменениями и дополнениями) на право добычи строительного камня.

Как указывает ООО «СГК» в заявлении, добываемые им полезные ископаемые соответствуют ГОСТу 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ» и стандарту организации, разработанному самим Обществом «Технические условия ТУ 14.11-005-12315447-2015 Горная масса из горной породы (строительного камня)».

Вместе с тем, согласно ГОСТу 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ», область его применения - для оценки пород месторождений строительного камня в качестве сырья для производства щебня при геологической разведке. Само содержание вышеуказанного ГОСТа содержит только группировочные и классифицирующие характеристики.

Указанный документ качественных характеристик продукции не содержит, в том числе по физико-химическим свойствам, по которым полезное ископаемое можно отнести к тому или иному виду, предусмотренному НК РФ для целей налогообложения.

Факт описания горных скальных пород в ГОСТе не свидетельствует о том, что они являются полезным ископаемым в целях налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, поскольку в Межгосударственном стандарте ГОСТ 31436-2011 дано лишь теоретическое понятие скальных горных пород, установлена их классификация, применяемая при проведении оценки и инженерно-геологических изысканий, проектировании и строительстве, при этом, отсутствуют какие - либо сведения об их принадлежности к полезным ископаемым.

Таким образом, породы горные скальные не могут относиться к полезным ископаемым, в отношении которых исчисляется НДПИ ввиду того, что они не являются продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, первой по своему качеству соответствующей перечисленным в ст.337 НК РФ стандартам.

В соответствии с разделом 2.1.4 «Качественная характеристика полезного ископаемого» (лист 30) Проектной документации «Ликвидация Шарташского гранитно-щебеночного карьера в Кировском районе г. Екатеринбурга» (далее - Проектная документация) основное назначение гранитов Северного участка Шарташского месторождения - изготовление, в том числе, щебня, пригодного в качестве материала для строительных работ согласно ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ». В соответствии с приложением № 3 к лицензии СВЕ № 07069 ТЭ, выданной ООО «СГК», качество гранитов южной части Северного участка Шарташского месторождения обеспечивает получение, в том числе, щебня марок 800-1200, пригодного для всех видов строительных и дорожных работ, согласно ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ».

Наличие ГОСТа 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» и соответствие ему полезного ископаемого, добываемого ООО «СГК», исключает необходимость разработки стандарта самим Обществом «Технические условия ТУ 14.11-005-12315447-2015 Горная масса из горной породы (строительного камня)».

Вместе с тем, разрабатывая «Технические условия ТУ 14.11-005-12315447-2015 Горная масса из горной породы (строительного камня)» Общество не учло положения ст. 21 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и п. 4.15 ГОСТа Р1.4-2004. «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения», которые предполагают перед утверждением стандартов организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, проведение их экспертизы (в том числе, экспертизы на соответствие законодательству Российской Федерации, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а также научно - техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).

В заявлении (стр.3) ООО «СГК» указывает, что Проектная документация определяет следующие технологические переделы: первичная обработка (раздел 3.1.1.3) и переработка добытого полезного ископаемого (раздел 3.1.1.3), считая, что в силу норм ст. 337 НК РФ Инспекцией добычная деятельность Общества оценена неверно.

Согласно ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. При этом, не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Согласно части 3 пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» (далее - Постановление от 18.12.2007 № 64), положение п. 1 ст. 337 НК РФ о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.

В связи с этим при определении объекта НДПИ следует иметь в виду: поскольку в силу абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).

В п. 3 Постановления от 18.12.2007 № 64 разъяснено: согласно п. 7 ст. 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 этой статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

Аналогичная позиция по определению добытого полезного ископаемого для целей НДПИ содержится в Определении Конституционного суда РФ от 25.06.2019 № 1517-0, где суд указал, что правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах. В ст. 337 НК РФ термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из совокупности норм ст.ст. 337, 339 НК РФ возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Исходя из вышеизложенного, процесс добычи ООО «СГК» щебня является циклом добычных работ, предусмотренных Проектной документацией на разработку южной части Северного участка Шарташского месторождения, и щебень является для целей исчисления НДПИ добытым полезным ископаемым.

Для этих же целей следует учесть нормы «Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами», утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ 10.12.1998 № 76, № РД-07-261-98 (далее - Методические указания).

Согласно п. 9 Методических указаний для твердых полезных ископаемых под первичной обработкой полезных ископаемых понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренными проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемыми, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно - сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и ДР-).

Согласно п. 10 Методических указаний к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам. Под технологической схемой понимаются проектные решения, предусмотренные технологической частью проекта предприятия по переработке минерального сырья, определяющие последовательность процессов и операций по обогащению и переделу добытых полезных ископаемых.

Методические указания (исходя из положений п. 2, 3) устанавливают требования к порядку определения геолого - маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами, а также к осуществлению контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья. При этом, Методические указания предназначены для органов государственного горного надзора, государственных налоговых инспекций.

Проектной документацией предусмотрено, что в соответствии с технологической схемой по производству щебня переработка горной массы производится на дробильно-сортировочной установке, расположенной непосредственно на борту карьера (раздел 3.1.1.3, лист 61).

Соответственно, учитывая положения Методических рекомендаций, данные лицензии на право пользования недрами серии СВЕ № 07069 ТЭ и операции по переработке, предусмотренные Проектной документацией с выходом продукции, соответствующей ГОСТу 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ», работы по переработке щебня являются первичной переработкой полезных ископаемых, входящих в общий цикл добычных работ.

Также следует отметить, что комплекс вышеуказанных технологических операций, включающий стадии дробления и грохочения горной массы на дробильно-сортировочной установке не изменяет его основного характера (кристаллический состав, химический состав, плотность, морозостойкость, истираемость и т.п.). Изменяется лишь размер кусков гранита: от начальной крупности продукта дробления в карьере - 900-700мм до конечной крупности продукта дробления на дробильно-сортировочной установке до фракций 40-70, 20-40, 5-20.

Дробление горной массы на дробильно-сортировочной установке в пределах карьера - часть технологического процесса добычи полезного ископаемого, щебень, полученный в результате дробления и сортировки в границах карьера, не является продукцией обрабатывающей промышленности, следовательно, признается добытым полезным ископаемым и объектом обложения НДПИ.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 30.05.2018 № 309-КГ18-5990 по делу № А60-3386/2017.

В части довода Общества о том, что налоговым органом неверно определен способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого исходя из сложившихся у Общества за соответствующий налоговый период цен реализации, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно п. 1 ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Предусмотренный подпунктом 3 п. 1 ст. 340 НК РФ расчетный способ применяется в случае отсутствия в текущем налоговом периоде реализации полезного ископаемого (п. 4 ст. 340 НК РФ).

Первоначальным способом оценки стоимости является, способ — исходя из цены реализации. Этот способ оценки применен в расчете налогового органа, тогда как налогоплательщик считает необходимым при оценке стоимости добытого полезного ископаемого исходить из расчетной стоимости, что и является существом настоящего спора.

Вместе с тем, чтобы применить указанный способ оценки стоимости необходимо добытое полезное ископаемое квалифицировать добытым полезным ископаемым. Применив способ оценки стоимости по цене реализации, налоговый орган определил добытым полезным ископаемым строительный камень.

В соответствии с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 18.12.2007 № 64 оценка стоимости полезного ископаемого, исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации, возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со ст. 337 НК РФ полезным ископаемым. Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться подпунктом 3 п. 1 и п. 4 ст. 340 НК РФ, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

В целях определения полезного ископаемого для целей обложения налогом на добычу полезных ископаемых, Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 25.06.2019 № 1517-0 разъяснил, что термин «полезное ископаемое» используется в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества, и возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.

Указанный вид полезного ископаемого «камень строительный», добытый недропользователем - Обещством на Шарташском месторождении гранитов, соответствует ГОСТу 8267 - 93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» (см. раздел 2.1.4 «Качественная характеристика полезного ископаемого» технического проекта на разработку Шарташского гранитно -щебеночного карьера). Это первичная продукция разработки Шарташского месторождения, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту.

Определив вид полезного ископаемого, облагаемого налогом, нормы ст.338 НК РФ определяют критерии определения налоговой базы по нему. Так, согласно п.1 и п.2 ст.338 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 настоящего Кодекса.

Как указано выше, положениями ст. 340 НК РФ предусмотрено, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (п.п.2 п.1 ст.340 НК РФ). При этом, оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализованного добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого (п.З ст.340 НК РФ).

В соответствии в вышеизложенными нормами НК РФ, Инспекцией в своем расчете полезным ископаемым учтен именно строительный камень, первый по своему качеству, соответствующий государственному стандарту ГОСТ 8267 - 93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ». И, именно, по этому виду полезного ископаемого рассчитана стоимость единицы и общая стоимость добытого полезного ископаемого.

Как уже было отмечено выше, для целей исчисления НДПИ добытым полезным ископаемым признается щебень, соответствующий ГОСТу 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ».

Абзац 7 п. 2 ст. 340 НК РФ устанавливает порядок определения стоимости добытого полезного ископаемого. Она (стоимость) признается равной произведению количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Песок, гравий, галька, щебень относятся к неметаллическому сырью, которое используется в строительной индустрии (пп.10 п.2 ст.337 НК РФ).

Учитывая условия разработки Шарташского гранитно - щебеночного карьера на Шарташском месторождении гранитов, отсев как продукт дробления щебня, является продуктом переработки и не может являться полезным ископаемым. Соответственно, включение цены реализации отсева в расчет стоимости добытого полезного ископаемого (как в количественном выражении, так и при расчете стоимости единицы) противоречит вышеуказанным нормам НК РФ, поскольку цена реализации отсева - это цена продукта переработки, а не добытого полезного ископаемого -строительного камня (щебня).

При проведении камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по НДПИ за спорные периоды не установлено нарушений при исчислении НДПИ при реализации песка. Соответственно, иные доводы Общества, оценка которых не нашла отражения в тексте оспариваемых решения, не имеют существенного значения для разрешения спора по существу.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Согласно п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (п. 4 ст. 112 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа может быть уменьшен не менее чем в два раза, по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, и учитываются при применении налоговых санкций.

Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.

Признание того или иного обстоятельства смягчающим ответственность за совершенное налогового правонарушения, с учетом оценки фактических обстоятельств дела, является правом, а не обязанностью рассматривающего дело налогового органа или суда.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 12.05.1998г. № 14-П, меры взыскания за налоговое правонарушение должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния. Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Общество относится к категории малого предпринимательства (малое предприятие), в отношении которых реализуются различные меры государственной поддержки и предусматриваются механизмы, исключающие существенные ограничения имущественной сферы при применении публичных санкций.

В данном ключе важно сказать, что Обществу начислены значительные суммы пеней, которые, исходя из своей природы, призваны компенсировать государству причиненный правонарушением ущерб (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Одновременное взыскание штрафных санкций в оспариваемом размере, принимая во внимание тот факт, что налогоплательщик является представителем малого бизнеса, повлечет за собой существенное ограничение имущественных прав общества.

Учитывая изложенное, а также имущественное положение Общества, суд полагает, что уменьшение размера штрафа позволит избежать неблагоприятных для налогоплательщика последствий и не нарушит интересов государства.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Принимая во внимание изложенное, основываясь на принципах справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьями 112, 114 НК РФ, разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57, приходит к выводу о необходимости снижения штрафов в 3 раза, а именно:

- №5405 от 12.12.2019– в части штрафа, превышающего 17334 руб. 73 коп.;

- №266 от 16.01.2020– в части штрафа, превышающего 18493 руб. 93 коп.;

- №423 от 22.01.2020– в части штрафа, превышающего 20284 руб. 33 коп.;

- № 424 от 22.01.2020– в части штрафа, превышающего 18516 руб. 73 коп.;

- № 844 от 10.02.2020– в части штрафа, превышающего 76584 руб. 73 коп.

Данные размер штрафов соответствует принципам соразмерности, справедливости, дифференциации и индивидуализации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степени вины и специфики статуса налогоплательщика, а также общим началам назначения наказания.

При таких обстоятельствах заявление общества с ограниченной ответственностью «Сибирский гранитный карьер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) подлежит удовлетворению частично.

Уплаченная заявителем государственная пошлина, учитывая частичное удовлетворение заявленных требований подлежит взысканию с налогового органа в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №31 по Свердловской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сибирский гранитный карьер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации:

- №5405 от 12.12.2019– в части штрафа, превышающего 17334 руб. 73 коп.;

- №266 от 16.01.2020– в части штрафа, превышающего 18493 руб. 93 коп.;

- №423 от 22.01.2020– в части штрафа, превышающего 20284 руб. 33 коп.;

- № 424 от 22.01.2020– в части штрафа, превышающего 18516 руб. 73 коп.;

- № 844 от 10.02.2020– в части штрафа, превышающего 76584 руб. 73 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

2. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №31 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сибирский гранитный карьер» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 15000 руб. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья В.А. Страшкова