ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-23542/2022 от 09.08.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

16 августа 2022 года                                                                                    Дело №А60-23542/2022

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2022 года

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2022 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.Ю. Достовалова, при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Е. Болтенко, рассмотрев заявлениеобщества с ограниченной ответственностью "Моран" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о возврате из бюджета средств, излишне взысканных налоговым органом в размере 520 858 руб.,

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, директор, лично, ФИО2, доверенность от 12.03.2021,

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 13.01.2022, ФИО4, доверенность от 05.08.2022. 

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Свердловской области.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

            В адрес суда поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Моран" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о возврате из бюджета средств, излишне взысканных налоговым органом в размере 520 858 руб.

Определением суда от 06.05.2022 заявление принято судом к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание на 07.06.2022.

Определением суда от 15.12.2020 судебное заседание отложено на 13.01.2021.

01.07.2022 от заинтересованного лица поступил отзыв на заявление.

01.07.2022 от заявителя поступило ходатайство о приобщении документов.

В судебном заседании от заявителя поступилоходатайство о приобщении документов.

Представленные документы приобщены к материалам дела.

Определением суда от 08.07.2022 дело назначено к судебному разбирательству на 09.08.2022.

В судебном заседании от заявителя поступило ходатайство о приобщении реестра сведений о доходах физических лиц за 2016 год.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов.

Представленные документы приобщены к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, ООО «Моран» является агентом Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов, источником которых является агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии ст. 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации.

Переплата образовалась в результате перерасчета НДФЛ по смене статусов физических лиц нерезидент (резидент) смене ставки налога удерживаемых из заработной платы сотрудников, которыми являлись граждане КНДР. Сданы уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ за 2016, 2017, 2018 года 02 декабря 2020, 30 ноября 2020 и 30 ноября 2020года соответственно.

Сообщение об излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа) было получено в личном кабинете налогоплательщика 30 ноября 2020 года.

Первично заявление на возврат подано через личный кабинет налогоплательщика                     11 декабря 2020 г. на сумму 593 281 (пятьсот девяносто три тысячи двести восемьдесят один) рубль 00 копеек.

Получено сообщение о зачете (возврате) суммы излишнего уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) №40208 от              23 декабря 2020 года об отказе в возврате налоговому агенту налога НДФЛ, причина, указанная сумма не подтверждена налоговым органом, на момент подачи заявления на возврат, проводилась камеральная проверка сданных уточненных деклараций. 

По мнению заявителя, на дату подачи заявления о возврате переплаты от 11 декабря 2020г срок подачи заявления не был пропущен.

            Обращаясь с заявленными требованиями, заявитель просит восстановить срок исковой давности и возложить обязанности на Межрайонную инспекцию Федеральной Налоговой Службы №25 по Свердловской области возвратить из бюджета денежную сумму в размере излишне уплаченного налога НДФЛ с доходов, источником которых является агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии ст.227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации (КБК 18210102010010000110) в размере 520 858 (Пятьсот двадцать тысяч восемьсот пятьдесят восемь) рублей 00 копеек

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ определено, что налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Пунктом 2 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7 статьи 78 НК РФ).

В силу пункта 8 статьи 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Пунктом 8 статьи 78 НК РФ определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Между тем, в настоящем случае установить разницу между общей суммой исчисленного и удержанного НДФЛ в разрезе каждого работника (по подразделениям) и суммой излишне перечисленной в бюджет, и, соответственно, сделать вывод о наличии или отсутствии переплаты (излишне уплаченных денежных средств) можно только после проверки не только сводных документов (регистров налогового учета, платежные поручения), но и справок 2-НДФЛ, а также первичных документов.

Справки 2-НДФЛ и регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документов, и отражают лишь данные, содержащиеся в первичной документации. Между тем, для выяснения вопроса о возможном излишне уплаченном налоге (НДФЛ) необходимо исследование документов первичного бухгалтерского учета, лицевых счетов, карточек работников, индивидуальных карточек сумм исчисленных выплат и иных вознаграждений, ведомостей по заработной плате и др. В рассматриваемой же ситуации имеет место отклонение сумм исчисленных налогов, то есть, факт излишнего удержания налога у работников достоверно не подтвержден, так как сумма, заявляемая к возврату, должна быть обоснована по каждой, включаемой в нее отдельной сумме излишне удержанного налога. При этом наличие излишней уплаты налога подлежит доказыванию самим плательщиком.

Вместе с тем, заявителем не представлено налоговому органу, а также суду при рассмотрении дела достаточных доказательств по размеру выплаченного и удержанного в соответствующих периодах дохода, суммах примененных стандартных, социальных и имущественных вычетов в отношении работников обслуживаемых организаций и другие доказательства, подтверждающие излишнюю уплату налога, то есть, не доказало наличие переплаты по НДФЛ, а также факт того, что указанная переплата не является излишне удержанной и уплаченной суммой налога на доходы физических лиц, и подлежит зачету или возврату по правилам статьи 78 НК РФ.

Кроме того, поскольку ООО «Моран» указывает, что переплата возникла именно в связи с изменением статуса налогоплательщиков (на «резидент»), переплата возникает не у налогового агента, а у налогоплательщика.

Доказательств возврата налогоплательщикам излишне удержанного НДФЛ Общество не представило. Равно как и доказательств невозможности перечисления в бюджет суммы НДФЛ, уменьшенных на сумму излишне удержанного налога.

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При принятии искового заявления производству истцу представлена отсрочка уплаты государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина подлежит взысканию с последнего в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Моран" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 13 417 (тринадцать тысяч четыреста семнадцать) руб. 00 коп.  

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                                                        И.Ю. Достовалов