АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 19 сентября 2023 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.В. Марьинских при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С.Гурбановой, рассмотрел в судебном заседании дело по иску
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОМПАНИЯ "РИФЕЙ" (ИНН 7204189710, ОГРН 1137232022938)
к муниципальному образованию Невьянский городской округ в лице АДМИНИСТРАЦИИ НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ИНН 6621002530, ОГРН 1026601327939)
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора,
муниципального бюджетного учреждения «Управление хозяйством Невьянского городского округа» (ИНН 6621010299, ОГРН 1046601180240)
о взыскании 11638452 рублей 31 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, уведомлен,
от ответчика: не явился, уведомлен,
от третьего лица: не явился, уведомлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Свердловской области по веб-адресу www.ekaterinburg.arbitr.ru.
Дело рассмотрено в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с ответчика 11638452 рубля 31 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период с 01.01.2019 по 28.02.2022.
В предварительном судебном заседании 21.06.2022 истцом поддержаны исковые требования в полном объеме, заявлено ходатайство об истребовании доказательств.
В удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств судом отказано.
Ответчиком в предварительном судебном заседании представлен отзыв на исковое заявление.
Также ответчиком представлены дополнительные документы.
К судебному заседанию 09.08.2022 от истца поступило ходатайство об уменьшении исковых требований, истец просит взыскать с ответчика 4596373 рубля 64 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период с 01.01.2019 по 28.02.2022.
Ходатайство истца судом удовлетворено на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также истцом заявлены ходатайства об истребовании:
- у муниципального бюджетного учреждения «Управление хозяйством Невьянского городского округа» данных о зарегистрированных в жилых помещениях, согласно приложенному реестру,
- у Администрации Невьянского городского округа данных о правообладателях жилых помещений, согласно приложенному реестру,
- у отдела по вопросам миграции ГУ МВД России по СО данных о проживающих лицах в спорных объектах, с целью получения необходимых данных для правомерного начисления платы за оказанную услугу.
Ходатайства истца об истребовании доказательств, принято судом к рассмотрению.
Ответчиком представлены возражения на исковое заявление, также ответчик представил выписку из реестра объектов муниципальной собственности Невьянского городского округа от 08.08.2022 № 356/в.
В судебное заседание 17.08.2022 истец явку полномочного представителя не обеспечил, дополнительных документов не направил.
Ответчик поддержал доводы отзыва, также заявлено ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица.
По результатам рассмотрения заявления к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст.51 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации привлечено муниципальное бюджетное учреждение «Управление хозяйством Невьянского городского округа» (ИНН 6621010299, ОГРН 1046601180240).
Ответчик также пояснил, что при проверке произведенных истцом расчетов ответчиком установлено, что по части периода заявленные в иске объекты (до принятия судом уточнений) ранее рассматривались в деле А6019708/2020.
В судебное заседание 15.09.2022 истец явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с ответчика 4589308 рублей 55 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ходатайство об уточнении исковых требований принято судом к рассмотрению.
Ответчиком представлены дополнительные документы, также заявлено о пропуске срока исковой давности по требованиям с 01.01.2019.
В судебное заседание 18.10.2022 истец явку не обеспечил, от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с ответчика 4574121 рубль 19 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ходатайство судом удовлетворено на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того от истца поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, с целью ознакомления с представленными ответчиком документами.
Ответчик явку в судебное заседание не обеспечил, от ответчика поступили возражения на заявление об уточнении исковых требований.
Истец явку в судебное заседание 15.11.2022 не обеспечил, от ситца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с ответчика 3786199 рублей 85 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ходатайство об уточнении исковых требований судом удовлетворено на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик возражает в удовлетворении исковых требований, к судебному заседанию от ответчика поступили дополнительные документы.
В судебное заседание 15.12.2022 истец явку не обеспечил, от истца поступили возражения на отзыв.
Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, дополнительных документов не представил.
В судебное заседание 26.01.2023 истец явку в судебное заседание не обеспечил, представил расчет исковых требований.
Ответчик явку в судебное заседание не обеспечил, дополнительных документов не направил.
В судебное заседание 16.02.2023 стороны не явились, от ответчика поступил уточненный расчет.
В судебное заседание 10.03.2023 истец явку не обеспечил, дополнительных документов не представил.
Ответчик возражает в удовлетворении исковых требований, заявил ходатайство об истребовании доказательств.
Ходатайство ответчика об истребовании доказательств судом удовлетворено.
В судебное заседание 14.04.2023 лица участвующие в деле явку не обеспечили, от ответчика поступило ходатайство об отложении судебного заседания мотивированное необходимостью предоставления дополнительных доказательств в подтверждение своей позиции.
К судебному заседанию поступили истребуемые судом документы.
В судебное заседание 04.05.2023 истец явку не обеспечил, от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с ответчика 3447297 рублей 25 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ходатайство судом удовлетворено на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик и третье лицо явку в судебное заседание не обеспечили. Дополнительных документов не направили.
В судебное заседание 01.06.2023 истец явку в судебное заседание не обеспечил, дополнительных документов не представил.
Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, представил дополнительные документы.
В судебное заседание 22.06.2023 истец явку не обеспечил, направил ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Ответчик и третье лицо явку в судебное заседание не обеспечили, дополнительных документов не направили.
В судебное заседание 08.08.2023 истец явку не обеспечил, от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, истец просит взыскать с ответчика 100910 рублей 06 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ходатайство судом удовлетворено на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, дополнительных документов не представил.
В судебное заседание 31.08.2023 истец явку не обеспечил, дополнительных документов не представил.
Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, представил контррасчет с дополнительными документами.
В судебное заседание 13.09.2023 истец явку не обеспечил,
дополнительных документов не направил.
Ответчик явку в судебное заседание не обеспечил, дополнительных
документов не представил.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Из материалов дела следует, что истец в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Северной зоне (АПО-1) Свердловской области от 18 мая 2018 года, заключенным с Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) в зоне деятельности: Северное административно-производственное объединение (АПО-1) Свердловской области (Гаринский городской округ, Горноуральский городской округ, Городской округ Верхняя Тура, Городской округ Верхотурский, Городской округ «город Лесной», Городской округ город Нижний Тагил, Городской округ ЗАТО Свободный, Городской округ Карпинск, Городской округ Краснотурьинск, Городской округ Красноуральск, Городской округ Нижняя Салда, Городской округ Пелым, Верхнесалдинский городской округ, Волчанский городской округ, Ивдельский городской округ, Качканарский городской округ, Кушвинский городской округ, Невьянский городской округ, Нижнетуринский городской округ, Новолялинский городской округ, Сосьвинский городской округ, Североуральский городской округ, Серовский городской округ).
Согласно ч.4 ст.24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Нормами жилищного законодательства РФ установлено, что услуги по обращению с ТКО являются коммунальными услугами.
Статья 153 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень лиц, обязанных оплачивать коммунальные услуги.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.3 ст.153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что у ответчика имеется задолженность размере 11638452 рублей 31 коп. по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период с 01.01.2019 по 28.02.2022 по 1712 объектам, которые по мнению истца принадлежат муниципальному образованию.
При формировании исковых требований истец исходит из отсутствия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах в отношении объектов.
В ходе рассмотрения спора, истцом на основании представленных ответчиком документов ( договоры социального найма, справки из паспортного стола, поквартирные карточки, реестр муниципального жилья, акты о признании МКД аварийными, акты приема-передачи) скорректирован размер исковых требований до 100910 рублей 06 коп. в отношении 29 объектов.
Рассмотрев материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению частично, поскольку истцом не доказано, что ответчик несет обязанность по оплате оказанных услуг по всем заявленным 29 объектам.
Так часть объектов, исходя из представленных ответчиком документов, в разное время находились свободными:
По расчету суда задолженность за период с 13.11.2021 по 28.02.2022 составляет 452 рубля 56 коп;
По расчету суда задолженность за период с 03.07.2021 по 28.02.2022 составляет 997 рублей 56 коп;
По расчету суда задолженность за период с 09.12.2020 по 11.10.2021 составляет 1365 рублей 28 коп;
По расчету суда задолженность за период с 01.10.2019 по 13.01.2022 составляет 3324 рубля 90 коп;
По расчету суда задолженность за период с 18.09.2020 по 28.02.2021 составляет 608 рублей 54 коп.
По расчету суда задолженность за период с 15.02.2020 по 09.02.2021 составляет 1421 рубль 81 коп.
В отношении объекта г. Невьянск, ул. Свободы, д. 8, кв. 1, – согласно справке № 120306 от 22.08.2023, с 23.05.2023 имеется наниматель.
По расчету суда, с учетом срока исковой давности задолженность за период с 01.03.2019 по 31.10.2021 составляет 2439 рублей 76 коп;
Общая сумма задолженности по указанным выше объектам составляет 10610 рублей 41 коп.
В ходе рассмотрения судом спора ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 в пункте 15 Постановления, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Требования заявлены о взыскании задолженности за период 01.01.2019 по 28.02.2022.
В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Услуги по обращению с ТКО являются частью статьи «коммунальные услуги» для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной
специализированный потребительский кооператив) (часть 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, оплата коммунальных услуг по обращению с ТКО является обязательством собственника с определенным сроком исполнения.
В силу пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В данном случае следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
С исковым заявлением в рамках настоящего дела истец обратился 30.04.2022, следовательно, с учетом срока исполнения обязательств по оплате требования за наиболее ранний период март 2019 года (со сроком исполнения до 10.04.2019 + 30 дней – до 10.05.2022) заявлены в пределах срока исковой давности.
Судом проверены расчеты, по расчету суда, с учетом срока исковой давности задолженность по указанным выше помещениям составляет 10610 рублей 41 коп.
Положениями части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Возражая против заявленных требований, Администрация указывает на отсутствие правовых оснований для начисления платы за обращение с ТКО ввиду неиспользования муниципального жилого помещения в спорный период, в связи с чем публично-правовое образование фактически услугу по обращению с ТКО не получает и не является собственником ТКО.
Согласно пункту 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном названными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148(44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII названных Правил.
Изложенное означает, что перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или
временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил N 354. Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила N 354 не содержат.
Пунктами 56(2) и 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации решениями от 23.05.2018 N АКПИ18-238 и от 26.02.2020 N АКПИ19-967 признал пункты 56(2) и 148(36) Правил N 354 соответствующими положениям части 11 статьи 155 ЖК РФ. Аналогичная правовая позиция изложена, в частности, в определении Верховного Суда РФ от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4119.
При этом, неиспользование лицом жилых помещений (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию "временное отсутствие потребителя", применяемому в Правилах N 354 для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения Администрации как собственника жилого помещения от оплаты соответствующей коммунальной услуги, в частности услуги по обращению с ТКО.
Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Более того, согласно положениям статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В отношении объектов:
7) п. Калиново, ул. Советская, д. 6, кв. 6/комн. 4 - предоставлена фото- таблица, согласно которой дом разрушен,
Жилищным законодательством предусмотрено, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу взносы на капитальный ремонт не уплачиваются (ч. 2 ст. 169 ЖК РФ), в отношении коммунальных услуг, в том числе по обращению с ТКО подобная норма отсутствует.
Однако из представленных ответчиком доказательств следует, что заявленное помещение в исковой период признаками жилого не обладало.
Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Взыскание долга за коммунальные услуги в отношении авариных домов может иметь место в случае, когда они фактически заселены, однако в отношении указанного дома, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, доказательства того, что указанные дома были признаны аварийными, не являлись заселенными в исковой период, суд исходит из того, что региональный оператор в отношении спорных домов коммунальные услуги в исковой период оказывать не мог.
Так, по 9 объектам ответчиком в подтверждение наличия нанимателей представлены справки о регистрации лиц, договоры социального найма:
отделения по вопросам миграции № 7077 от 05.05.2022, согласно которой регистрация с 1988 года по настоящее время.
Обстоятельства, на которые ссылается ответчик, подтверждаются договорами, социального найма, справками о регистрации граждан по месту жительства, выпиской с паспортного стала, поквартирными карточками.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества в соответствующем многоквартирном доме (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30 ЖК РФ).
Статья 210 ГК РФ регулирует бремя содержания, принадлежащего собственнику имущества. Под этим понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии. Энергоресурсы являются самостоятельным благом и обязанность по их оплате не регулируется указанной статьей. Бремя содержания имущества не тождественно бремени возмещения стоимости энергоресурса.
В силу ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных
фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Таким образом, данная норма регулирует отношения, возникшие до заселения жилых помещений. В свою очередь категории лиц, которые обязаны оплачивать коммунальные услуги после заселения, указаны в части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации и третьего абзаца статьи 678 ГК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
В части 1 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за наем, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма (договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда) или арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора. До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят
плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих по договорам социального найма муниципального жилищного фонда, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Законодательством предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 674 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом ни жилищным, ни гражданским законодательством прямо не предусмотрено, что несоблюдение простой письменной формы договора социального найма жилого помещения влечет его недействительность.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства, существование фактически сложившихся правоотношений социального найма всегда может быть подтверждено в судебном порядке в каждом конкретном случае индивидуально, посредством юридической оценки представленных доказательств.
По общему смыслу жилищного законодательства, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (абзац 1 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отсутствие письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. Равным образом это относится и к обязанностям нанимателей, в том числе по внесению платы за жилые помещения и оплате потребляемых ими коммунальных услуг. Если квартира фактически заселена гражданами, обязанность по оплате коммунальных платежей не может быть возложена на орган местного самоуправления.
Учитывая вышеизложенное, требования истца признаны подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с ч.1 ст.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что требования истца удовлетворены частично, судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы,
размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Г.В. Марьинских
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России Дата 30.01.2023 1:06:00
Кому выдана Марьинских Галина Викторовна