ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-24138/14 от 01.10.2014 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

08 октября 2014 года Дело №А60-  24138/2014

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 08 октября 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н.Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании материалы дела №А60-24138/2014  по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" (ИНН 6672291016, ОГРН 1096672003713)

к Екатеринбургской таможне

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: С.В. Пархоменко, представитель по доверенности № 26 от 03.06.2014,

от заинтересованного лица: В.В. Плотников, старший уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований, доверенность № 27 от 20.01.2014, Ю.В. Петрова, старший государственный таможенный инспектор, доверенность № 46 от 17.06.2014.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Общество с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Екатеринбургской таможни №10502000-138/2013 от 15.05.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 руб.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию.

Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.

В настоящем судебном заседании общество с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" заявило ходатайство об уточнении оснований обжалования постановления №10502000-138/2013 от 15.05.2014 – общество соглашается с наличием состава административного правонарушения, но просит суд применить ст. 2.9 КоАП РФ в связи с отсутствием вредных последствий, как для государства, так и для третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, 10 июня 2013 года между обществом с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" и компанией «ЕАН SING SDN BHD» (Республика Малайзия) заключен контракт № 1 на поставку труб из коррозионностойкой марки стали, код ЕТН ВЭД ТС 7304410009 на условиях CIP - Екатеринбург (Инкотермс 2010).

Первая партия Товара в количестве 18,367 тонн была продекларирована и выпущена в свободное обращение по ДТ №10502070/281113/0015386 12.12.2013.

По инвойсам от 21.08.2013 №1-10.06.2013-4 и от 01.09.2013 №2-10.06.2013-1 в рамках указанного контракта в адрес общества были поставлены ещё два контейнера товара. Товар прибыл по железнодорожным транспортным накладным №№ЭД024832, ЭД024980 и был помещён на СВХ ОАО «Трансконтейнер».

Обществом с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" в Верх-Исетский таможенный пост 25.12.2013 представлена таможенная декларация ДТ №10502070/251213/0016733, 26.12.2013 представлена таможенная декларация ДТ №10502070/261213/0016842.

В регистрации таможенных деклараций обществу отказано по причине отсутствия лицензии Минпромторга России на ввозимый товар.

27.12.2013 обществом с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" было представлено гарантийное обязательство о предоставлении соответствующего документа в процессе таможенного оформления. ДТ №10502070/271213/0016868 от 27.12.2013 зарегистрирована Верх-Исетским таможенным постом Екатеринбургской таможни. Товар, заявленный по ДТ №10502070/271213/0016868, условно выпущен в соответствии со ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза.

По гарантийному обязательству общество обязалось предоставить в таможенный орган соответствующие документы (лицензию) до 14.02.2014.

По обращениям декларанта срок вышеуказанного гарантийного обязательства решениями Екатеринбургской таможни продлен до 28.03.2014.

26.03.2014 общество с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" повторно обратилось с письмом о продлении срока действия гарантийного обязательства, пояснив, что документы для получения лицензии, были поданы в Минпромторг не в полном объеме, а именно: на трубы в количестве 18,367 тонн, тогда как остальную часть товара - труб в количестве 30,076 тонн в дальнейшем планируется поместить на открытый таможенный склад, находящейся вне зоны деятельности Екатеринбургской таможни - ООО «Торговый дом РДО», г. Челябинск.

02.04.2014 Екатеринбургской таможней были приняты решения о продлении срока предоставления разрешительного документа - лицензии, на товар в количестве 18,367 тонн до 08.05.2014, на оставшуюся часть товара - трубы в количестве 30,076 тонн до 10.04.2014. Декларант ООО «Металэкспо Корп» был извещен о том, что в случае не помещения товара - труб в количестве 30,076 тонн под таможенную процедуру в установленный срок до 10.04.2014, в отношении товара будут приняты меры в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

03.04.2014 обществом с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" была получена лицензия на импорт товара в количестве 18,367 тонн сроком действия с 03.04.2014 по 01.11.2014.

08.04.2014 декларант обратился в Верх-Исетский таможенный пост с письмом, в котором указал, что лицензия на трубы в количестве 18,367 тонн им получена. В отношении оставшейся части товара, заявленного по ДТ№10502070/271213/0016868 в количестве 30,076 тонн декларант пояснил о намерении поместить ее под процедуру таможенного склада в ООО «Торговый дом РДО (г. Челябинск), в связи с чем повторно просит о продлении срока действия гарантийного обязательства №10502070/271213/0016868 до 08.05.2014.

08.04.2014 декларантом было подано заявление о внесении изменений в ДТ № 10502070/271213/0016868.

09.04.2014 отказано в продлении срока действия гарантийного обязательства в отношении товара: «трубы бесшовные холоднотянутые из коррозионностойкой стали круглого поперечного сечения в количестве 30076 кг».

10 апреля 2014 года декларант ООО «Металэкспо Корп» обратился на Верх-Исетский таможенный пост с письмом о продлении срока гарантийного обязательства в отношении части товара - труб, заявленного по ДТ№10502070/271213/0016868 в количестве 30076 кг., в срок до 16.04.2014 (исх. № 0156/м-э) пояснив, что ведутся переговоры о помещении товара на открытый таможенный склад в регионе деятельности Челябинской таможни.

11.04.2014 на данное обращение декларанту ООО «Металэкспо Корп» было направлено письмо Верх-Исетского таможенного поста Екатеринбургской таможни с указаниями: об отказе в продлении срока действия гарантийного обязательства от 27.12.2013 № 06-10/4871.

15.05.2014 Екатеринбургской таможней вынесено постановление №10502000-138/2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с несоблюдением ООО «Металэкспо Корп» установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Металэкспо Корп» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст. 152 Таможенного кодекса таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно ст. 98 ТК ТС, п.1 ст. 166 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органом документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 181 Таможенного кодекса таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В декларации на товары, согласно ст. 181 ТК ТС, указываются следующие основные сведения, в том числе: в кодированном виде сведения о товарах; сведения, о соблюдении ограничений; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о документах, представляемых в соответствии со ст. 183 ТК ТС.

В соответствии с требованиями ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе:

- произвести таможенное декларирование товаров;

- представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация;

- предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам, в том числе, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Согласно ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении условий, если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза указанные документы могут быть предоставлены после выпуска товаров.

Согласно статье 27 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ в соответствии с международными договорами Российской Федерации, решениями Комиссии Таможенного союза и федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Пунктом 17 ч. 1 статьи 4 ТК ТС, статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определено, что меры нетарифного регулирования - это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера.

В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.11.2013 № 268 «О внесении изменений в некоторые решения Коллегии Евразийской экономической комиссии» внесены изменения в раздел 2 Решения № 143 действие импортной квоты, установленной Решением № 143 от 23.08.2012 «О мерах по защите экономических интересов производителей нержавеющих труб в таможенном союзе», не распространяется на трубы из коррозионностойкой стали, указанные в пункте 1 Решения №143 и происходящие из развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, за исключением Федеративной Республики Бразилия, Китайской Народной Республики и Республики Малайзия.

Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» импорт товара, в отношении которого принято решение об установлении импортной квоты в качестве специальной защитной меры, на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для товаров, на импорт которых установлены количественные ограничения.

Распределение объемов российской квоты и осуществлению выдачи участникам внешнеэкономической деятельности лицензий на импорт труб из коррозионностойкой стали определено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 №1130 «О распределении импортной квоты на трубы из коррозионно-стойкой стали в 2012-2014 годах».

Контроль за ввозом и вывозом лицензируемых товаров осуществляется в соответствии с Положением о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 22.06.2011 № 687. На основании п. 4 указанного Положения владельцем лицензии, т.е. лицом, получившим в установленном порядке лицензии в уполномоченном госоргане, до представления в таможенный орган декларации на товары, в котором планируется произвести таможенное декларирование товаров, оригинал лицензии должен быть представлен для постановки на контроль до перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 №1130 «О распределении импортной квоты на трубы из коррозионно-стойкой стали в 2012-2014 годах» при ввозе товаров - труб из коррозионно-стойкой стали, на таможенную территорию РФ, необходимо представление лицензии Минпромторга России (в данном случае - лицензии Управления Минпромторга России по Уральскому региону).

В соответствии с нормой ч.7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно ч. 6 ч.1 ст. 183 ТК ТС подача ТД должна сопровождаться представлением в таможенный орган, в том числе документов, подтверждающих соблюдение ограничений.

Товар, заявленный декларантом ООО «Металэкспо Корп» по ДТ №10502070/271213/0016858, включен в списки товаров, для которых требуется обязательная лицензия при ввозе на таможенную территорию Таможенного Союза Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №268 от 26.112013.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.200 ТК ТС разрешен условный выпуск товара без представления лицензии на товар.

Согласно п. 1 ст. 219 Федерального закона № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.

Срок предоставления разрешительных документов может быть продлен таможенным органом, при предоставлении декларантом доказательств того, что его заявление на предоставление документов, подтверждающих соблюдение ограничений, рассматривается иным государственным органом, таким органом в Российской Федерации является Минпромторг.

Из материалов дела следует, что таможенным органом продлены сроки предоставления лицензии на товар в количестве 18367 кг до 08.05.2014, на оставшуюся часть товара - 30076 кг до 10.04.2014 в связи с предоставлением декларантом документов, подтверждающих подачу заявления в Минпромторг на получение лицензии на товар в количестве 18367 кг.

Лицензия на импорт товара в количестве 18,367 тонн сроком действия по 01.11.2014 получена обществом с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" 03 апреля 2014 года.

Вместе с тем в установленный срок товар в оставшейся части - 30076 кг под таможенную процедуру таможенного склада обществом с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" не помещен.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.

Вина общества в совершении вмененного административного правонарушения установлена и подтверждена надлежащими доказательствами.

Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, в действиях заявителя является доказанным.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Металэкспо Корп" пояснил, что по формальным признакам обществом признается событие вменяемого ему административного правонарушения, просит применить положения о малозначительности в отношении совершенного правонарушения.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу п. 18.1 названного постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным данным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела в совокупности.

В данном случае обстоятельства совершения и характер рассматриваемого правонарушения, отсутствие со стороны общества пренебрежительного отношения к обязанностям, предусмотренным таможенным законодательством, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.

Кроме того, суд полагает, что в данном случае рассмотрением административного дела достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа не соответствует тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.

Согласно п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Екатеринбургской таможни №10502000-138/2013 от 15.05.2014 подлежит отмене, заявленные требования – удовлетворению.

Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Екатеринбургской таможни №10502000-138/2014 от 15.05.2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Металэкспо Корп» к административной ответственности ч. 2 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья С.Н.Водолазская