АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
10 сентября 2015 года Дело №А60-24176/2015
Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2015 года
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н.Водолазской при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Королевой рассмотрел в судебном заседании заявление Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН <***> ОГРН <***>)
к Счетной палате Свердловской области (ИНН <***> ОГРН <***>)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Ольвия» (ОГРН <***> ИНН <***>), Правительство Свердловской области
о признании недействительным представления от 30.04.2015
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность № 17-01-82/5948 от 07.05.2015, ФИО2, представитель по доверенности от 07.09.2015, ФИО3, представитель по доверенности №097 от 11.02.2015, ФИО4, представитель по доверенности №17-01-82/12673 от 07.09.2015, ФИО5, представитель по доверенности №17-01-82/12676 от 07.09.2015
от заинтересованного лица: ФИО6, доверенность № 1 от 25.03.2015, ФИО7, представитель по доверенности от 10.09.2015,
от третьих лиц: ФИО8, доверенность № 16/10 от 05.08.2015 (ООО «Ольвия»), ФИО9, доверенность № 01-19-11/37 от 13.08.2013 (Правительство Свердловской области).
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления Счетной палаты Свердловской области от 30.04.2015 в части выводов и предложений, изложенных в:
- подпункте 3 пункта 3 резолютивной части представления во взаимосвязи с абзацем 5 пункта 1 мотивировочной части представления;
- пункте 4 резолютивной части представления во взаимосвязи с абзацем 6-8 пункта 1 мотивировочной части представления;
- подпункте 1 пункта 1 резолютивной части представления во взаимосвязи с абзацем 2 пункта 6 мотивировочной части представления;
- пункте 13 мотивировочной части представления;
- абзаце 3 пункта 1 мотивировочной части представления;
- пункте 8 резолютивной части представления во взаимосвязи с пунктом 8 мотивировочной части представления;
- пункте 5 резолютивной части представления во взаимосвязи с абзацем 2 пункта 10 мотивировочной части представления;
- абзаце 3 пункта 6 резолютивной части представления во взаимосвязи с абзацем 3 пункта 10 мотивировочной части представления.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Третьи лица заявленные требования поддерживают, отзывы приобщены к материалам дела.
Кроме того от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Ольвия» поступило ходатайство о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду.
Рассмотрев ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Ольвия» о прекращении производства по делу суд в удовлетворении ходатайства отказывает в связи с отсутствием оснований для прекращения производства по делу.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
На основании распоряжения Председателя Счетной палаты №01-05/05 от 19.01.2015 проведено контрольное мероприятие «Проверка выполнения Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в 2013-2014 функций главного администратора (администратора) доходов областного бюджета от использования и реализации недвижимого имущества, находящегося в казне Свердловской области».
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.03.2015. Министру по управлению государственным имуществом Свердловской области ФИО10 направлено представление №06-04/578 от 30.04.2015.
Согласно названному представлению Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области предложено в том числе:
1. провести мероприятия по созданию Реестра государственного имущества Свердловской области в виде единой информационной системы как организационно упорядоченной совокупности документов и информационных технологий, реализующих процессы учета объектов государственной собственности в соответствии с законодательством, в том числе:
1) обеспечить формирование Реестра на электронных носителях по всем объектам государственной собственности Свердловской области, по разделам 1, 2, 3, с указанием необходимых сведений и обязательной информации об объектах, в том числе: возникновение права, балансовой (оценочной) стоимости, сведений о права третьих лиц;
3. Подготовить и направить на утверждение проекты нормативно-правовых актов:
3) проект распоряжения (постановления) Правительства Свердловской области об утверждении образцов договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования и безвозмездной передачи государственного казенного имущества Свердловской области;
4. Привести приказ Министерства от 09.08.2013 № 1425 «Об организации предоставления информации из Реестра государственного имущества Свердловской области» в соответствие с требованиями статьи 73 Закона № 9-ОЗ для предоставления полной информации об объектах, содержащихся в Реестре.
5. Провести переоценку объектов недвижимого имущества казны с целью определения их реальной стоимости и определения полномочий (компетентности) государственных органов по его владению, пользованию и распоряжению в соответствии с принятым постановлением Правительства Свердловской области.
6. Устранить нарушения законодательства по ведению бухгалтерского учета государственного имущества казны Свердловской области, а именно:
- пункта 197 Инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010№ 157н, по отражению в учете остатка задолженности по договору купли-продажи земельного участка от 13.01.2010 № В-1 на сумму 200,4 тыс. рублей.
8. Обеспечить внесение изменений в действующие договоры аренды недвижимости казны Свердловской области в части установления обязательных требований по пересмотру арендной платы по договорам с учетом ежегодной индексации арендной платы, устанавливаемой Правительством Свердловской области, и обеспечить взыскание суммы индексации, в том числе по договорам, указанным в приложении № 4 и № 10 к акту проверки, в таблицах 13 и 14 акта проверки.
Не согласившись с вышеназванными пунктами представления, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон №6-ФЗ) регулирование порядка организации деятельности контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации отнесено к компетенции соответствующих публично-правовых образований.
Согласно Закону Свердловской области от 12 июля 2011 года № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» Счетная палата Свердловской области является контрольно-счетным органом, осуществляющим полномочия по внешнему государственному финансовому контролю на территории Свердловской области.
В рамках реализации полномочий установленных статьей 11 Закона №62-ОЗ и в соответствии с планом работы Счетной палаты Свердловской области на 2015 год, распоряжением председателя Счетной палаты Свердловской области от 19.01.2015 № 01-05/05 в 2015 году проведено контрольное мероприятие «Проверка выполнения Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в 2013-2014 годах функций главного администратора (администратора) доходов областного бюджета от использования и реализации недвижимого имущества, находящегося в казне Свердловской области», по результатам которого коллегией Счетной палаты принято решение о направление представления в адрес Министерства.
1. Оспаривая подп. 3 п. 3 резолютивной части представления во взаимосвязи с абз. 5 п. 1 мотивировочной части представления, Министерство ссылается на отсутствие с его стороны нарушений требований подп. 4 ст. 27, подп. 3 п. 1 ст. 30, п. 3 ст. 31, п. 2 ст. 35 Закона № 9-ОЗ, а утверждение Счетной палаты Свердловской области о применении Министерством образцов договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования и безвозмездной передачи государственного казенного имущества Свердловской области, не одобренных Правительством Свердловской области считает неправомерным.
С данными доводами заявителя суд не соглашается исходя из следующего.
Согласно вышеназванным положениям Закона Свердловской области от 10.04.1995 г. № 9-ОЗ «Об управлении государственной собственностью Свердловской области» (далее - Закон №9-ОЗ) при заключении договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления должны применяться образцы договоров, одобренные Правительством Свердловской области.
В соответствии с п. 2 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 г. №824-1111, Министерство является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Свердловской области в сфере использования государственного имущества Свердловской области, а также уполномоченным органом по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области.
Как установлено Счетной палатой и следует из материалов дела, в рамках реализации полномочий установленных подп. 5 п. 3 ст. 13, подп. 15 п. 8 названного Положения Министерством реализовывались полномочия по распоряжению имуществом, в том числе путем заключения договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления.
Согласно подп. 4 п. 10 Положения Министерство уполномочено готовить и вносить соответствующим органам государственной власти и должностным лицам предложения по совершенствованию законодательства Свердловской области и проекты нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, входящим в его компетенцию.
С учетом изложенного, Счетной палатой было предложено Министерству подготовить соответствующий проект нормативного-правового акта.
Как указало заинтересованное лицо, по результатам рассмотрения представления Министерство проинформировало Счетную палату о подготовке соответствующего проекта распоряжения Правительства Свердловской области.
2. Согласно п. 4 представления Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области предложено привести приказ Министерства от 09.08.2013 № 1425 «Об организации предоставления информации из Реестра государственного имущества Свердловской области» в соответствие с требованиями статьи 73 Закона № 9-ОЗ для предоставления полной информации об объектах, содержащихся в Реестре.
Так, в соответствии с п. 4 ст. 73 Закона №9-ОЗ в Реестре государственного имущества Свердловской области должны быть указаны:
1) наименование объектов областной собственности;
2) местонахождение объектов областной собственности;
3) основания для возникновения права государственной собственности Свердловской области на объекты областной собственности;
4) балансовая (оценочная) стоимость объектов областной собственности;
5) сведения о правах третьих лиц на объекты областной собственности.
Сведения об объектах областной собственности, содержащиеся в Реестре государственного имущества Свердловской области, предоставляются основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области (п. 6 ст. 73).
Таким образом, сведения указанные в пункте 4 статьи 73 Закона № 9-ОЗ должны предоставляется юридическим и физическим лицам.
Нормами пункта 46 Положения об учете объектов государственной собственности Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 29 марта 2010 года № 499-ПП «О совершенствовании учета объектов государственной собственности Свердловской области» (далее - Положение № 499-ПП) установлено, что представление информации об объектах учета (в том числе в электронной форме) осуществляется в виде выписок из Реестра (в случае запроса информации об отдельных объектах учета) или иных документов (в случае запроса обобщенной информации).
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 09.08.2013 № 1425 утверждена форма выписки в которой отсутствует информация о балансовой стоимости объектов областной собственности и сведения о правах третьих лиц на объекты областной собственности.
3. Подпунктом 1 пункта 1 резолютивной части представления Министерству предложено обеспечить формирование Реестра на электронных носителях по всем объектам государственной собственности Свердловской области, по разделам 1, 2, 3, с указанием необходимых сведений и обязательной информации об объектах, в том числе: возникновение права, балансовой (оценочной) стоимости, сведений о права третьих лиц.
Технические средства и информационные технологии автоматизированной информационной системы ведения Реестра на электронных носителях определяются основным уполномоченным органом (п. 14 Положения).
В ходе проверки Счетной палатой Свердловской области установлено, что для учета государственного имущества Свердловской области (ведения Реестра государственного имущества Свердловской области) Министерством использовалось программное средство - «Комплексная информационно-аналитическая система» (далее - КИАС), учет объектов имущества государственной казны Свердловской области осуществлялся с использованием программного средства - «1С:Бухгалтерия». При этом приказы (распоряжения) Министерства, определяющие систему КИАС в качестве программного средства по учету объектов государственного имущества Свердловской области, отсутствуют. Соответственно, в нарушение пункта 14 Положения №499-ПП Министерством не определены технические средства и информационные технологии автоматизированной информационной системы ведения Реестра на электронных носителях.
Согласно п. 7 Положения №499-ПП учет объекта государственной собственности Свердловской области сопровождается присвоением ему реестрового номера в Реестре, структура и правила формирования которого устанавливаются основным уполномоченным органом.
Как пояснило заинтересованное лицо, Министерством не установлены структура и правила формирования реестровых номеров объектов государственной собственности. Фактически в программном комплексе КИАС уникальные реестровые номера объектам не присваивались. Объектам, находящимся в оперативном управлении, хозяйственном ведении, присваивались реестровые номера областных государственных предприятий и учреждений, например, 6П0021, 6У01423. При этом все объекты, находящиеся у соответствующего учреждения, предприятия, числились под одним реестровым номером (нумерация в соответствии с распоряжением МУГИСО от 28.12.98 № 533 о порядке присвоения реестровых номеров государственным учреждениям и предприятиям). Объектам недвижимого имущества казны присваивались реестровые номера, при этом некоторым объектам присваивался один и тот же номер, что свидетельствует об отсутствии уникальности, например, номер 2.8.106 присвоен 7 объектам недвижимости (приложение 1), 2.8.116 присвоен 34 объектам.
Согласно п. 8 Положения №499-ПП реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.
Вместе с тем реестр государственного имущества Свердловской области на бумажных носителях Министерством не велся, что является нарушением пункта 8 Положения.
В силу п. 11 Положения №499-ПП реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.
Как установлено Счетной палатой Свердловской области, дела, в которые помещаются документы, поступившие для учета объектов государственной собственности и являющиеся неотъемлемой частью Реестра, хранились (хранятся) в отделе ведения реестра в кабинете №320. При этом Министерством не обеспечена недоступность дел Реестра для посторонних лиц, в том числе условия, обеспечивающие предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации, в частности, в ходе проверки установлено, что помимо работников отдела ведения реестра любой работник Министерства, иной посетитель имеет свободный доступ в кабинет.
В ходе инспектирования программных средств Министерства Счетной палатой Свердловской области установлено, что Реестр на электронных носителях (в системе КИАС) в нарушение требований ст. 73 Закона № 9-ОЗ и п. 16 Положения № 499-ПП не формируется по разделам 1, 2 и 3, в том числе не включает сведения о земельных участках Свердловской области (раздел 1), не содержит сведения о движимом имуществе казны и акциях (раздел 2), не содержит сведения о лицах, обладающих правами на объекты государственной собственности Свердловской области (раздел 3). Фактически электронный Реестр (в КИАС) содержит информацию о недвижимом имуществе (за исключением земельных участков) Свердловской области, включая недвижимое имущество казны.
Учет объектов движимого и недвижимого имущества казны, в том числе акций, земельных участков Свердловской области (пообъектный аналитический учет) велся при помощи программного средства 1С:Бухгалтерия, используемого отделом бухгалтерского учета и отчетности Министерства (приказ Министерства от 26.11.2012 № 1448 «Об утверждении Положения об учетной политике Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области»).
В нарушение пункта 145 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н (далее - Инструкция № 157н) бухгалтерский учет объектов имущества казны Свердловской области организован Министерством в отсутствие утвержденного финансовым органом Свердловской области (Министерство финансов) порядка ведения аналитического (инвентарного) учета по объектам в составе имущества казны.
Перечень (опись, реестр) объектов недвижимого и движимого имущества казны, формируемый в регистрах бухгалтерского учета (1С:Бухгалтерия), содержит информацию только о наименовании объекта (в некоторых случаях наименование включает адрес объекта) и учетной стоимости, соответственно, полный перечень сведений, предусмотренный п. 4 ст. 73 Закона №9-ОЗ, в бухгалтерском учете также не представлен.
4. Пунктом 8 резолютивной части представления Министерству предлагается обеспечить внесение изменений в действующие договоры аренды недвижимости казны Свердловской области в части установления обязательных требований по пересмотру арендной платы по договорам с учетом ежегодной индексации арендной платы, устанавливаемой Правительством Свердловской области, и обеспечить взыскание суммы индексации, в том числе по договорам, указанным в приложении № 4 и № 10 к акту проверки, в таблицах 13 и 14 акта проверки.
В ходе проверки Счетной палатой установлено, что в нарушение требований постановления Правительства Свердловской области от 08.07.2005 № 543-ПП «Об организации работы по предоставлению в собственность или аренду земельных участков путем проведения торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка», действовавшего в период проведения проверки, при проведении 17 аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков обязательное условие ежегодного пересмотра арендной платы отсутствует в аукционной документации 12 аукционов, и не включено в договоры, заключенные по результатам 5 аукционов. Как указала Счетная палата по трем заключенным договорам, проверенным в ходе проверки, выпадающие доходы бюджета за проверяемый период составили 467,4 тыс. рублей.
Так согласно пункту 39 Порядка организации работы по предоставлению земельных участков в собственность или аренду путем проведения торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 8 июля 2005 года № 543-ПП, организатор торгов не ранее чем через десять дней со дня публикации информации о результатах торгов в «Областной газете» и размещения на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, - www.torgi.gov.ru, обеспечивает, в том числе, подготовку и подписание с победителем торгов договора купли-продажи в соответствии рекомендуемой Правительством Свердловской области формой, с определением стоимости земельного участка, указанного в протоколе о результатах торгов.
Таким образом, Заявителем, как организатором торгов (пункт 21 Порядка №543-ПП) не обеспечено подписание договоров рекомендованных Правительством Свердловской области.
В связи с указанным, Счетной палатой предложено Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области обеспечить внесение изменений в указанные договоры.
5. Пунктом 5 резолютивной части представления Министерству предложено провести переоценку объектов недвижимого имущества казны с целью определения их реальной стоимости и определения полномочий (компетентности) государственных органов по его владению, пользованию и распоряжению в соответствии с принятым постановлением Правительства Свердловской области.
В соответствии с пунктами 27, 28 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н (далее - Инструкция № 157н) изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.
Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в целях отражения их в бюджетном учете осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительной органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Как указала Счетная палата и следует из материалов дела, в проверяемом периоде порядок переоценки нефинансовых активов, составляющих казну Свердловской области, в нарушение требований Инструкции № 157н отсутствовал, переоценка нефинансовых активов Министерством не проводилась.
Счетной палатой в подп. 1 п. 3 резолютивной части представления Министерству предложено подготовить и направить на утверждение проект постановления Правительства Свердловской области о порядке проведения переоценки нефинансовых активов, составляющих казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в целях отражения их в бюджетном учете на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности.
В соответствии с письмом Министерства от 29.05.2015 № 17-01-82/7209 разработка указанного нормативно-правового акта включена в план мероприятий Министерства по устранению нарушений и недостатков выявленных в рамках контрольного мероприятия.
6. Абзацем 3 пункта 6 резолютивной части представления Заявителю предлагается устранить нарушения законодательства по ведению бухгалтерского учета государственного имущества казны Свердловской области, а именно пунктов 27, 28 Инструкции по применению плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010№ 157н, по переоценке и передаче воздушного судна МИ-8Т (вертолет RA-24265, серийный номер 98734187) стоимостью 15116,7 тыс. рублей. (4846,0 тыс. руб. после переоценки) в хозяйственное ведение специализированному областному государственному предприятию «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости».
Так, в составе объектов движимого имущества казны Свердловской области (в бухгалтерском учете, Реестре, представленном в КИАС) по состоянию на 01.01.2013 числился объект «Воздушное судно Ми-8Т» (вертолет RA-24265, серийный номер 98734187, свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от 16.12.2009 № 1438) стоимостью 15116,7 тыс. рублей.
Согласно свидетельству о регистрации гражданского воздушного судна собственником объекта является Свердловская область. Документ, удостоверяющий право собственности на воздушное судно, в ходе проверки не представлен.
Вместе с тем, в соответствии с п. 11 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 02.07.07 № 85, для внесения данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр заявитель представляет в орган регистрации документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно. В Реестре (КИАС), бухгалтерском учете объект в составе недвижимого имущества не отражался.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда.
В соответствии с пунктом 16 Положения № 499-ПП в раздел 1 Реестра включаются сведения об объектах недвижимого имущества, в том числе воздушных судах. Пунктом 144 Инструкции № 157н для учета недвижимого имущества казны предусмотрен соответствующий субсчет 10851 «Недвижимое имущество, составляющее казну».
Таким образом, в составе объектов недвижимого имущества казны (в бухгалтерском учете, Реестре, представленном в КИАС) воздушное судно в нарушение требований законодательства не отражалось.
В соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 05.03.2014 № 984, актом приема-передачи от 05.03.2014, актом от 11.03.2014 воздушное судно МИ-8Т (вертолет RA-24265, серийный номер 98734187) балансовой стоимостью 4846,0 тыс. руб. передано в хозяйственное ведение специализированному областному государственному предприятию «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости». При этом передаче объекта предшествовала оценка его рыночной стоимости, согласно которой стоимость судна определена в размере 4846,0 тыс. руб. без НДС. На основании отчета оценщика (и обращения начальника отдела по работе с казенным имуществом в адрес главного бухгалтера Министерства) в бухгалтерском учете произведено изменение балансовой (первоначальной) стоимости - уценка с 15116,7 тыс. руб. до 4846,0 тыс. руб.
В соответствии с пунктами 27, 28 Инструкции № 157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов. Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в целях отражения их в бюджетном учете осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительной органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В проверяемом периоде порядок переоценки нефинансовых активов, составляющих казну Свердловской области, в нарушение требований Инструкции № 157н отсутствовал. Таким образом, изменение первоначальной стоимости воздушного судна произведено Министерством незаконно, а, соответственно, решение о расходовании государственного казенного имущества балансовой стоимостью 15116,7 тыс. рублей (более 5 млн. руб.) принято Министерством в нарушение ст. 29 Закона № 31-ОЗ, равно как и решение о передаче объекта в хозяйственное ведение в нарушение ст. 55 Закона № 9-ОЗ.
Суд соглашается с доводами заинтересованного лица о том, что под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие.
Акт ликвидации, разукомплектации воздушного судна как первичный учетный документ, подтверждающий совершение операций по снятию отдельных частей, узлов и агрегатов, а также распорядительные документы Министерства по разукомлектации объекта в ходе проверки не представлены.
Не могут быть приняты в качестве подтверждения разукомплектации представленные Заявителем акт осмотра объекта государственного имущества Свердловской области от 25.11.13, обращение ОАО «Второе Свердловской авиапредприятие» о необходимости ремонта воздушного судна от 02.09.09, заказ на ремонт воздушного судна от 10.12.12.
Фактически заявителем выявлена порча государственного казенного имущества (утрата, хищение, износ отдельных частей единого объекта), а изменение стоимости объекта в результате частичной порчи объекта при его фактическом наличии нормами бухгалтерского законодательства не предусмотрено. Соответственно, Министерству следовало не уменьшать стоимость объекта на основе проведения оценки его стоимости, а принимать меры по определению размера нанесенного ущерба и установлению виновных лиц с соответствующим отражением записей в бухгалтерском учете.
7. В ходе проверки Счетной палатой установлен факт подписания мирового соглашения между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО «Стражи Урала», которым, по сути, Министерство отказывается от взыскания задолженности по договору аренды земельного участка (кадастровый номер 66:41:0303043:91, площадь 30434 кв. м.) от 28.01.2011 № Т-02 в размере 5378,8 тыс. руб. (в том числе арендная плата - 2662,2 тыс. руб., пени за просрочку платежа - 2716,6 тыс. руб.). В соответствии с достигнутым соглашением ООО «Стражи Урала» уплатили Министерству пени в сумме 87,1 тыс. рублей.
Специалистами Министерства даны письменные пояснения о некорректности расчетов и неправомерности применения кадастровой стоимости земельного участка при расчете арендных платежей и, соответственно, размера задолженности.
Между тем, расчет суммы задолженности в размере 5378,8 тыс. руб., предъявленной к взысканию и расчет задолженности (с учетом начисленной пени) ООО «Стражи Урала» в размере 87,1 тыс. руб. специалистами Министерства не представлен.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.10.2012 №А60-32734/2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере 14768 руб. за 1 кв. м. на 01.01.2010. Таким образом, новая кадастровая стоимость для расчетов арендной платы составила 449450,5 тыс. руб.(= 14768 руб. х 30434 кв. м.), или в 1,63 раза ниже первоначальной. Исковые же требования уменьшились в 61,7 раза.
Отсутствие подтверждения обоснованности снижения исковых требований свидетельствует о потерях бюджета Свердловской области в размере 3212,8 (=5378,8 /1,63 - 87,1) тыс. рублей.
8. Кроме того, заявитель оспаривает выводы Счетной палаты Свердловской области, изложенные в абзаце 3 пункта 1 мотивировочной части представления, согласно которым в нарушение требований п. 5 ст. 25 Закона № 9-ОЗ без согласия Законодательного Собрания Свердловской области в 2014 году отчуждено по договору купли-продажи нежилое помещение (оценочной стоимостью 35000,0 тыс. рублей), находящееся в городе Екатеринбурге, в пользу ООО «Олъвия».
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 9Федерального закона №159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно п. 5 ст. 25 Закона № 9-ОЗ решения Правительства Свердловской области об отчуждении по договорам купли-продажи, безвозмездной передачи имущества и мены объектов областной собственности, приносящих доходы, а также имущества, балансовая (оценочная) стоимость которого превышает 20 миллионов рублей, могут быть приняты только после получения согласия Законодательного Собрания Свердловской области.
Из материалов дела следует, что по договору № НЖ-518 от 18.08.2014 (ООО «Ольвия»; нежилое помещение общей площадью 273,4 кв. м, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 32/34/ул. Пушкина, 11/ул. Горького, 27, №44, 47-52, 54-66,) не получено согласие Законодательного Собрания Свердловской области. В соответствии с отчетом об оценке ООО «Уральская компания «ФРЕГАТ» № 2014-02-3 от 23.05.2014 оценочная стоимость объекта составляет 35000,0 тыс. рублей.
Доводы заявителя о том, что нормы Федерального закона № 159-ФЗ не содержат дополнительных требований и права субъекта Российской Федерации регулировать отношения по реализации субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, судом отклоняются.
Положения Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ о преимущественном праве на приобретение арендуемого имущества, подразумевают, что решение о возмездном отчуждении имущества уже принято собственником.
Положения Закона Свердловской области №9-ОЗ устанавливают процедуру принятия собственником решения о возмездном отчуждении имущества и не устанавливают дополнительных условий (требований) субъектам малого и среднего предпринимательства для реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое представление вынесено Счетной палатой Свердловской области правомерно, оснований для признания его недействительным не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья С.Н.Водолазская