ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-25003/13 от 09.09.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

09 сентября 2013 года                                                           Дело №А60-25003/2013

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой рассмотрел дело № А60-25003/2013

по заявлению Прокурора Туринского района Свердловской области

к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ИНН 6656000510, ОГРН 1026602270837)

о привлечении к административной ответственности

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

Прокурор Туринского района Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" к административной ответственности по ч. 2, 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отзыв по делу заинтересованным лицом не представлен.

Поступившие от Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" ходатайства о переходе к рассмотрению дел по общим правилам административного производства судом отклонены как необоснованные и неподтвержденные документально.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Туринского района в период с 10.06.2013 по 26.06.2013 проведена проверка деятельности Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", осуществляющего обучение вождению на транспортных средствах.

В ходе проведенной проверки установлено, что при осуществлении образовательной деятельности заинтересованным лицом допущен ряд нарушений действующего законодательства, в том числе - нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.

По итогам проверки вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 03.07.2013.

Считая, что в действиях заинтересованного лица содержатся составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 и ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор в соответствии со ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направил постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и материалы проверки вместе с заявлением о привлечении Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" к административной ответственности в Арбитражный суд Свердловской области.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично исходя из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки установлено, что заинтересованное лицо на основании лицензии от 13.07.2011 № 3811 осуществляет образовательную деятельность по следующим образовательным программам: водитель транспортных средств категории «А», водитель транспортных средств категории «В», водитель транспортных средств категорий «С», водитель транспортных средств категорий «Е» (для лиц, имеющих право на управление транспортным средством категории «С»).

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В соответствии с требованиями п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.2011 № 174 (далее – Положение), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

В соответствие с приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» преподаватели и мастера производственного обучения (инструкторы по вождению) должны иметь педагогическое образование, однако в нарушение данного требования преподаватель и три инструктора по вождению в НОУ Туринская автомобильная школа ДОСААФ России соответствующего образования не имеют. Также в соответствии с вышеназванным приказом руководитель образовательного учреждения и его заместители должны иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет. В нарушение данных требований о наличии высшего образования И.о. начальника автомобильной школы и его заместитель по УПЧ имеют средне-техническое образование.

Следовательно, не соблюдаются требования подп. «г» п. 5 Положения –отсутствуют в штате педагогические работники, численность и образовательный ценз которых обеспечивает осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

Кроме того, согласно подп. «в» п. 5 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.

В нарушение требований подп. «д» п. 5 Положения лицензиатом не соблюдаются установленные законодательством Российской Федерации в области образования требования к организации образовательного процесса.

Для проведения занятий по «Оказанию первой помощи» в «НОУ Туринская автомобильная школа ДОСААФ» не используются манекены и медицинские аптечки.

Кроме того, занятия по «Оказанию первой помощи» преподаватель Пашкович В.М. проводит только в одной группе – группе будущих призывников в вооруженные силы по обучению вождению транспортным средством по категории «С», в группах по обучению вождению транспортным средствам по категориям «А», «В» занятия по «Оказанию первой помощи» ей никогда не проводились.

Также установлено, что Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" осуществляет предпринимательскую деятельность – оказание услуг по образовательной программе – подготовка водителей транспортных средств категории «С» (ВУС) в месте, не предусмотренном лицензией.

В соответствии с лицензией заинтересованное лицо осуществляет образовательную деятельность по адресу: Свердловская область, г. Туринск, ул. Ватомова, 57, однако согласно справки, предоставленной учреждением, о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности один из автодромов находится по адресу: г. Туринск, ул. Сл. Туринская, на запад по дороге Туринск-Ирбит.

Таким образом, вина заинтересованного лица заключается в том, что получив лицензию на осуществление образовательной деятельности, предприятие взяло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, но при осуществлении такой деятельности допустило нарушение предъявляемых требований. При этом у организации имелась реальная возможность соблюдения указанных требований, но надлежащим образом учреждением не исполнены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, не обеспечен контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, то есть не были предприняты все необходимые и возможные меры, направленные на неукоснительное соблюдение таковых.

Допущенные нарушения закона представляют существенную угрозу охраняемым интересам общества и государства, которые в данном случае заключаются не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"  к исполнению своих публично-правовых обязанностей (к формальным требованиям публичного права).

Осуществление образовательной деятельности с нарушением ее условий, не может быть признано малозначительным.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В силу п. 17, 18, 18.1 разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 02.06.2004 № 10 суд при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В данном случае правонарушение является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заинтересованного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

При этом согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении наказания суд считает, что Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде штрафа в размере 30000 руб. При этом суд не усматривает оснований для квалификации допущенных нарушений и по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку учреждением осуществляется деятельность на основании лицензии и приложения к лицензии, адрес автодрома (г. Туринск, ул. Сл. Туринская, на запад по дороге Туринск-Ирбит) в приложении к лицензии действительно  отсутствует, однако из этого следует, что учреждением не соблюдаются лицензионные требования, предусмотренные законодательством, то есть деяние полностью охватывается ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 167-170, 206, 228, 229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. ПривлечьНегосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ИНН 6656000510, ОГРН 1026602270837; юридический адрес: 623900, Свердловская область, Туринский р-н, Туринск г., Ватомова ул., 57; дата и место государственной регистрации: 31.12.2002,Межрайонная ИМНС России №9 по Свердловской области) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30000 (Тридцать тысяч) рублей.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

УФК по Свердловской области (Прокуратура Свердловской области)

ИНН 6658033077

КПП 665801001

номер счета получателя платежа 40101810500000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по свердловской области

БИК 046577001

Наименование платежа: денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ.

КБК 41511690010010000140.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3. В удовлетворении требования о привлечении Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Туринская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

4. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                       Н.И.Ремезова