АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
16 июня 2021 года Дело №А60-25497/2021
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен 16 июня 2021 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Лукиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.О. Лабзиным рассмотрел в судебном заседании дело №А60-25497/2021
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к акционерному обществу "Почта России" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. 11.06.2021 от заявителя в электронном виде через систему «Мой Арбитр» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.
В силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Отводов составу суда не заявлено.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу обратилось в арбитражный суд с заявлением к Акционерному обществу "Почта России" с требованием о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованным лицом возражений на заявление не представлено.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу поступили обращения ФИО1 в отношении международного почтового отправления (далее- МПО) № RV040897997HK и ФИО2 в отношении регистрируемого почтового отправления (далее - РПО) № 62002751129740 о неполучении ответов от оператора почтовой связи АО "Почта России" на заявления.
В ходе рассмотрения обращения установлено следующее:
Гр. ФИО1 18.02.2021 подано заявление № 620146210034 в отношении МПО № RV040897997HK к оператору почтовой связи АО «Почта
России» в ОПС Екатеринбург 620146 Екатеринбургского почтамта УФПС Свердловской области. Заявление на розыск МПО, поданное в ОПС Екатеринбург 620146 передано на рассмотрение в уполномоченное подразделение АО «Почта России» и зарегистрировано 19.02.2021 в ИСО за № 0030611605.
Установленной датой ответа на обращения является 19.04.2021. В нарушение ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» ответ заявителю предоставлен 28.04.2021 за № А6-АУО-06/59882 и направлен заказным письмом № 10203258042649. Срок предоставления ответа превышен на 9 дней.
Нарушение подтверждается ответом Департамента управления качеством АО «Почта России» от 07.05.2021 № А6-АУО-02/4915-Кач в отношении почтового отправления.
Аналогично, заявление № 62002751129740 поданное 25.02.2021 ФИО2 зарегистрировано в Екатеринбургском почтамте У ФПС Свердловской области 26.02.2021. Установленной датой ответа на обращения, согласно вышеуказанным нормам, является 26.03.2021. Ответ на претензию не предоставлен. Уведомление о продлении сроков рассмотрения претензии, с указанием причины продления, пользователю оператором связи АО «Почта России» не направлялось, что является нарушением требования п. 37 Закона о почтовой связи, пункта 66 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - ПОУПС).
В связи с нарушением порядка регистрации и сроков рассмотрения претензий пользователя услуг почтовой связи оператором почтовой связи АО «Почта России» не выполнены обязанности по обеспечению качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, что является нарушением п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пп. «в» п. 46 ПОУПС.
Таким образом, юридическое лицо АО «Почта России», не выполнив требования пп. «в» п. 46, п. 66 ПОУПС, нарушило требования п. 5, предусмотренного лицензией № 162571, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
За выявленные нарушения в отношении Акционерного общества "Почта России" ведущим специалистом-экспертом ФИО3 21.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении №АП-66/3/1375 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Статьей 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Понятие «лицензия» в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ определяется, как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
«Лицензируемый вид деятельности» в ч. 3 той же статьи определяется, как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу ч. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 66 ПОУПС претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:
- на претензии по почтовым отправлениям и переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта - в течение пяти дней;
- на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.
Согласно п. 7 ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2017 г. N 2617-р утверждены акты Всемирного почтового союза (Стамбул, 2016).
В соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции претензии, поданные оператору связи в отношении международных почтовых отправлений рассматриваются в течении двух месяцев со дня следующего за днем подачи рекламации, что отражено в Приложении № 11 к Регламенту работы с обращениями пользователей услугами ФГУП «Почта России» от 28.02.2018 № 15-лна (далее -Регламент).
На основании требований п. 8.2 Регламента регистрация обращения осуществляется в день поступления. В случае поступления обращения в объект почтовой связи после 17.00, регистрация в ИСО может быть осуществлена не позднее 12.00 следующего рабочего дня. В соответствии с требованиями п. 6.32 Регламента все обращения, поступившие в ОПС, с первой отходящей почтой направляются в почтамт регистрируемыми почтовыми отправлениями разряда «служебное», адресованными в подразделение почтамта, ответственное за ведение претензионной работы.
Нарушение АО «Почта России» своих обязанностей по пересылке и доставке почтовых отправлений в соответствии с договором оказания услуг почтовой связи в установленные сроки и обеспечению качества услуг почтовой связи, а соответственно лицензионных требований, подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, в связи с чем событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина акционерного общества "ПОЧТА РОССИИ" установленная административным органом, выразилась в том, что у данного юридического лица, допустившего правонарушение, имелась возможность соблюдения условий лицензии, но им не приняты все зависящие от него меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; не обеспечен контроль за соблюдением требований законодательства о лицензировании.
Таким образом, в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Оснований для освобождения заинтересованного лица от административной ответственности по признакам ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, по мнению суда, не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущен.
Нарушения порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности судом не установлено.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае – суд, с учетом названных обстоятельств.
Суд не усматривает оснований для назначения предупреждения, кроме того, наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, закрепленным ст. 3.1 КоАП РФ, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния.
С учетом данных обстоятельств суд находит возможным применить к заинтересованному лицу административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь ст. 167-171, 206, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь Акционерное общество "Почта России" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель | УФК по Свердловской области (Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу) |
Лицевой счет | 04621А19930 |
ИНН | <***> |
КПП | 667801001 |
Наименование банка получателя | УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург |
БИК | 016577551 |
Единый казначейский счет | 40102810645370000054 |
Казначейский счет | 03100643000000016200 |
ОКТМО | 65701000 |
КБК | 09611601141019002140 |
УИН | 09600000000034068549 |
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья Е.В. Лукина