ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-26099/2021 от 05.08.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

12 августа 2021 года                                                     Дело №А60-26099/2021

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа 2021 года

Полный текст решения изготовлен 12 августа 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.О. Колинько  при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Е.Р. Хорошавиной рассмотрел в судебном заседании дело  по заявлению ООО "ЭЛЬДОРАДО" (ИНН 6659194140)

         к МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС РОССИИ № 24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6678000016)

         о признании постановления уполномоченного органа от 18.05.2021 года № 05-03/264 незаконным

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности  от 01.01.2021,

от уполномоченного органа:  ФИО2, представитель по доверенности  от 24.08.2020.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ООО "ЭЛЬДОРАДО" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС РОССИИ № 24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ с заявлением о признании постановления уполномоченного органа от 18.05.2021 года № 05-03/264 незаконным.

Определением суда от 07.06.2021 заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 19.07.2021.

От заинтересованного лица поступил отзыв и материалы проверки, приобщены в материалы дела. 

От заявителя поступило ходатайство об отложении судебного заседания, для возможности представления возражений.

Ходатайство рассмотрено, удовлетворено.

С учетом заявленного ходатайства, суд определил судебное заседание отложить в порядке ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 26.07.2021 судебное заседание отложено на 05.08.2021.

От заявителя поступили возражения на отзыв, приобщены в материалы дела.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной Инспекцией ФНС России № 24 по Свердловской области на основании поручения № 667820210023002 от 01.04.2021г. проведена проверка ООО "Эльдорадо" на предмет соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

По результатам проверки составлен акт № 667820210023004 от 15.04.2021г. и протокол № 66782111000029900002 от 20.04.2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением по делу об административном правонарушении №05-03/264 от  18 мая 2021 года, вынесенным Начальником Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Ю.В. Якерсберг,  Общество с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью первой статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 212 478 рублей 66 копеек.

Полагая, что указанное постановление является незаконным  общество с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» обратилось с заявлением в  арбитражный суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.25  КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В рамках осуществления валютного контроля, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее -Федеральный закон № 173-ФЗ) в отношении ООО «Сосьва-Лес» проведена проверка соблюдения требований валютного законодательства, по вопросу осуществления резидентом незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, за период с 01.05.2019 по 31.12.2019 года.

Проведенной проверкой установлено нарушение требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ, выразившееся в выплате резидентом физическим лицам - нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках.

По факту выявленного нарушения, должностным лицом Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области составлен протокол об административном правонарушении №66782111000029900002 от 20.04.2021.

В ходе проверки установлено, что ООО "Эльдорадо" привлекало иностранных граждан для выполнения работ посредством заключения трудового договора (повара, официанты). Так ООО "Эльдорадо" были заключены трудовые договоры с иностранными гражданами:

1.Абдукодири Ахмадулло, гражданин Республики Таджикистан. Трудовой договор №Э-214 от 05.07.2018г. заключен на неопределенный срок, на должность повара №1 разряда. Паспорт иностранного гражданина № 401699517 выдан 22.09.2017г. дата рождения 08.07.1990г.;

2.ФИО3, гражданка Республики Кыргызстан. Трудовой договор № Э-0000097 от 20.11.2019г. заключен на неопределенный срок, на должность официанта 1 категории. Паспорт иностранного гражданина № ID0805988 выдан 12.07.2018г., дата рождения 22.01.2001г. Миграционная карга 7519 № 0338094;

3.ФИО4, гражданин Республики Кыргызстан. Трудовой договор №3-0000039 от 18.06.2019г. заключен на неопределенный срок, на должность официанта 2 категории. Паспорт АС 2690945 выдан 16.03.2016г., дата рождения 08.01.1998г.

4.ФИО5, гражданка Республики Кыргызстан. Трудовом договор № Э-0000031 от 05.06.2019г. заключен на неопределенный срок, на должность официанта 1 категории. Паспорт иностранного гражданина AN №3706040 выдан 15.11.2013г., дата рождения 01.03.1997г. Миграционная карта 7518 № 0741727;

5.ФИО6 Каниетбек, гражданин Республики Кыргызстан. Трудовой договор № Э-0000033 от 07.06.2019г. заключен на неопределенный срок, на должность повара 1 разряда. Паспорт иностранного гражданина AN №4140265 выдан 17.04.2015г. дата рождения 31.03.1999г. Миграционная карта 6519 № 0079290;

6.ФИО7, гражданка Республики Кыргызстан. Трудовой договор № Э-251 от 19.09.2018г. заключен на неопределенный срок, на должность повара 1 разряда. Паспорт иностранного гражданина AN №3002532 выдан 20.07.2012г. дата рождения 06.09.1984г. Миграционная карта 5319 № 0628383:

7.ФИО8. гражданка Республики Кыргызстан. Трудовой договор № Э-0000065 от 29.07.2019г. заключен на неопределенный срок, на должность повара. Паспорт иностранного гражданина AN №2929658 выдан 04.06.2012г., дата рождения 19.05.1996г. Миграционная карта 7519 № 0022727:

8.ФИО9 Актилек, гражданин Республики Кыргызстан. Трудовой договор № Э-292 от 27.12.2018г. заключен на неопределенный срок, на должность повара. Паспорт иностранного гражданина АС №2317011 выдан 21.01.2014г., дата рождения 18.03.1996г. Миграционная карта 6518 № 0148913;

9.ФИО10, гражданка Республики Кыргызстан. Трудовой договор №3-0000010 от 18.03.2019г. заключен на неопределенный срок, на должность официанта 2 категории. Паспорт иностранного гражданина AN №4582599 выдан 13.07.2016г., дата рождения 12.07.2000г. Миграционная карта 7518 № 0421197;

10.ФИО11, гражданин Республики Кыргызстан. Трудовой договор № 3-0000002 от 27.01.2020г. заключен на неопределенный срок, на должность повара. Паспорт иностранного гражданина AN №4346614 выдан 04.1 1.2015г., дата рождения 24.07.1997г. Миграционная карта 65 19 № 013 1424:

11.ФИО12 Мукаддас, гражданка Республики Кыргызстан. Трудовой договор № Э-0000011 от 27.02.2020г. заключен на неопределенный срок, на должность повара. Паспорт иностранного гражданина АС №2071654 выдан 16.01.2013г., дата рождения 03.05.1980г.;

12.ФИО13, гражданин Республики Узбекистан. Трудовой договор № Э-0000017 от 12.04.2019г. заключен на неопределенный срок, на должность сторож. Паспорт иностранного гражданина АС №1587812 выдан 18.01.2019г., дата рождения 03.11.1985г. Миграционная карта 7518 №0615902;

13.ФИО14 Сыймык, гражданин Республики Кыргызстан. Трудовой договор № 3-0000041   от 25.06.2019г.  заключен  на неопределенный срок,  на должность официанта 1 категории. Паспорт иностранного гражданина ID №0110219 выдан 07.07.2017г., дата рождения 15.06.2001г. Миграционная карта 6519 № 0085684;

14. ФИО15 Махсудбек Махаматсоли угли, гражданин Республики Узбекистан Трудовой договор № Э-0000007 от 28.02.2019г. заключен на неопределенный срок, на должность подсобного рабочего. Паспорт иностранного гражданина АА № 4001164 выдан 20.01.2014г. дата рождения 18.07.1996г. Миграционная карта 3718 № 0313791.

Согласно документам, представленным ООО "Эльдорадо», данные физические лица являются иностранными гражданами, вид на жительство в Российской Федерал не имеют, следовательно, в 2019-2020 гг. являлись нерезидентами РФ.

Вышеуказанные граждане осуществляли трудовую деятельность на территории Свердловской области в качестве нерезидентов и состояли на миграционном учете как временно пребывающие иностранные граждане. Статус физических лиц - нерезидентов Российской Федерации вышеуказанных граждан подтверждается паспортами иностранных граждан.

Согласно  платежным ведомостям, представленных в Межрайонную ИФНС России №24 по Свердловской области ООО "ЭЛЬДОРАДО"  произвело за период с 24.01.2019 по 01.05.2020 выплату заработной платы трудоустроенным иностранным гражданам в наличной форме всего на общую сумму – 355 012.29 руб.. в том числе за период с 18 мая 2019 года по апрель 2020год – 283 304,46 руб., а именно: 2019 год- 258 804,46 руб., 2020 год – 24 500,00 руб.

Между тем, валютные правоотношения носят комплексный, публично-правовой и частноправовой характер.

Отношения регулируются Федеральным законом № 173-ФЗ о валютном регулировании, в статье 2 определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В соответствии с пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», признаются валютными резидентами.

ООО «ЭЛЬДОРАДО» состоит на учете в МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС РОССИИ № 24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ с 07.09.2009, зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, по смыслу норм Федерального закона № 173-ФЗ ООО «ЭЛЬДОРАДО»  является валютным резидентом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части).

При этом валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, средства на банковских счетах и в банковских вкладах (пункт 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

В силу пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидентами являются, в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а нерезидентами - физические лица, которых нельзя отнести к гражданам Российской Федерации, а также к иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации

На основании подпункта «а» пункта 7, пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального законам № 173-ФЗ, абзаца 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. При этом названной нормой права определен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках. К таким случаям не отнесена выплата заработной платы наличными денежными средствами.

Таким образом, установлено, что ООО «ЭЛЬДОРАДО»  в нарушение ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ в проверяемом периоде производило расчёты по выплате работодателем-резидентом (ООО «ЭЛЬДОРАДО» ) работникам-нерезидентам заработной платы в наличной форме, минуя банковский счет в уполномоченном банке.

Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ подтверждается материалами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Оснований полагать, что нарушение требований законодательства  вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими  непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне  контроля заявителя,  при  соблюдении  им той степени заботливости и осмотрительности,  какая  требовалась  от  него  в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона,  не имеется.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.

Вместе с тем, исходя из обстоятельств дела, суд считает возможным изменить меру наказания в отношении заявителя на предупреждение.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения.

В силу ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, обществом совершено впервые (доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено), учитывая, что судом установлено, что ООО «ЭЛЬДОРАДО» является субъектом малого предпринимательства, что подтверждается записью в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (запись от 01.08.2016), отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют, а иные обстоятельства, поименованные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не усматриваются по материалам дела, то назначение наказания в виде предупреждения будет соразмерным и отвечающим целям наказания за административные правонарушения.

Руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области от 18.05.2021 по делу об административном правонарушении № 05-03/264 в отношении ООО "Эльдорадо" в части назначения административного наказания, заменив административный штраф на предупреждение.

В остальной части отказать.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                   А.О. Колинько