ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-2626/06 от 21.11.2006 АС Свердловской области

Арбитражный суд Свердловской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург Дело № А60-2626/06-С 1

27 ноября 2006г.

Решение принято 21.11.2006г., в полном объеме решение оформлено 27.11.2006г.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи Платоновой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мезриной Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия «Водоканал»

к Министерству финансов Свердловской области, Управлению федерального казначейства по Свердловской области, Министерству финансов Российской Федерации

3ье лицо: Финансовое управление в городском округе Первоуральск

о взыскании 2 464 035,12руб.

при участии в заседании:

16.11.2006г., 21.11.2006г.

от истца: Каитова И.Л. – дов. от 31.01.2006г., Матофонова Л.А. – дов. от 23.03.2006г.

от ответчиков: Минфин СО – Говорухина А.С. – дов. № 1200 от 27.07.2006г., Минфин РФ – Черкасова И.Л. – дов. от 09.03.2006г., УФК – Черкасова И.Л. – дов. от 23.03.2006г.

от третьего лица: Злоказова Н.Е. – дов. от 01.07.2006г., Горожанкина Н.В. – дов. от 05.09.06г.

Рассмотрение дела в судебном заседании было начато 16.11.2006г., решение принято 21.11.2006г. в связи с тем, что в судебном заседании был объявлен перерыв для объявления решения в порядке ст. 163 АПК РФ.

Истец обратился в Арбитражный суд с иском и просит взыскать с ответчиков убытки в сумме 2 464 035,12руб. в том числе с Министерства финансов Свердловской области 879 903,99руб., с Управления федерального казначейства по Свердловской области 1 584 131,13руб., понесенные в результате предоставления гражданам льгот в виде скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет собственных средств ППМУП «Водоканал» за период с 1997г. по 2004г.

Финансирование расходов, связанных с реализацией Федеральных законов «О донорстве крови и её компонентов» - задолженность за 1997-2004г.г. в сумме 541 265,53руб., «Таможенный кодекс» за 2000-2002г.г. в сумме 2934,71руб., «О федеральных органах налоговой полиции» за 2001-2002г. в сумме 8314,10руб., «О реабилитации жертв политических репрессий» за 2002-2004г.г. в сумме 659 861,78руб., «О прокуратуре» за 2002г. в сумме 7 585,51руб., Указа Президента РФ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» за 2000-2002г.г. в сумме 364 169,49руб. осуществляется из федерального бюджета.
  Финансирование расходов, связанных с реализацией Федеральных законов «О статусе военнослужащих» - задолженность за 2001-2002г.г. в сумме 176 533,64, «О социальной защите инвалидов в РФ» за 2002г. в сумме 625 019,23руб., «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за 2002г. в сумме 65 946,09руб., «О предоставлении социальных гарантий Героям социального труда и Полным кавалерам ордена Трудовой славы» за 2002г., 2004г. в сумме 12 405,03руб., «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и Полных кавалеров ордена Славы» осуществляется из областного бюджета.

Исковые требования мотивированы ссылкой на статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

16.06.2006г. было удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований в связи с оплатой Министерством финансов Свердловской области задолженности по ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» за 2002-2004г. в сумме 659 861,78руб.

Оплата указанной суммы была произведена 12.12.2005г. – до подачи иска, в связи с чем суд указал истцу на то, что госпошлина с суммы завышения относится на него.

С учетом уменьшения исковых требований истец просит взыскать с Министерства финансов Свердловской области 879 903,99руб., с Управления Федерального казначейства по Свердловской области 924 269,35руб.

Определением суда от 21.09.2006г. дело было назначено к рассмотрению в судебном заседании суда первой инстанции.

Представитель Управления федерального казначейства по Свердловской области сослался на то, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Министерство финансов Свердловской области исковые требования не признало. Заявило о пропуске срока исковой давности по требованиям, предъявленным за период с 1997г. по 2002г. на сумму 875 096руб. по Федеральным законам «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы».

Оставшаяся сумма задолженности в размере 1587,90руб. по Федеральному закону «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» за 2004г. и по Федеральному закону «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным Кавалерам, ордена Трудовой Славы» в размере 3220,19руб. подлежит возмещению местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Кроме того, ответчик сослался на Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 23, которым установлено, что «при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.05г. предоставлением потребителем бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать то, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготной категории потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования».

Что касается убытков в результате предоставления льгот гражданам в соответствии со ст. 11 ФЗ «О донорстве крови и её компонентов», то ни в указанной статье, ни в иных статьях закона не содержится указаний о том, за счет каких средств обеспечивается предоставление названных льгот. В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 09.04.2002г. № 68-О, предоставление льгот, предусмотренных поименованной статьей, впредь до урегулирования возникающих правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производится за счет средств федерального бюджета. Порядок распределения бремени между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот был определен Постановлением правительства РФ №426 от 20.08.2004г. Указанное постановление было выполнено. Средства из федерального бюджета в размер 10 187 630руб. были направлены на возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства, оказывающим льготы донорам.

Министерство финансов Российской Федерации исковые требования также не признало. Указало на то, что убытки на сумму 1 652 217,43руб., образовавшиеся в период с 1997г. по 2002г. по законам социальной направленности заявлены по истечении срока исковой давности.

По убыткам на сумму 200 786руб. за 2003-2004г. по ФЗ «О донорстве крови и её компонентов», ФЗ «О статусе Героев Советского союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы», ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы» представитель, прибывший в судебное заседание, пояснил следующее.

Право граждан на льготы, установленные статьей 11 федерального закона № 5142-0 от 09.06.03г. подтверждается только удостоверением о награждении нагрудным знаком «Почетный донор России». Считает, что нет оснований, связывать убытки истца за 2004г. в размер 7493,59руб. с недостаточным финансированием из федерального бюджета и возлагать ответственность на Министерство финансов РФ, поскольку на основании федеральных законов «О федеральном бюджете на 2004г.», и «О федеральном бюджете на 2005г.» были предусмотрены соответствующие субвенции, которые в полном объеме поступили в Свердловскую область.

Согласно контррасчету ответчика, по закону о донорах подлежат возмещению убытки (без учета НДС) за 2003г. в размере 92 646,97руб. и за 2004г. в размере 4206,97руб., по законам № 4301-1 от 15.01.93г. и № 5-ФЗ от 09.01.97г. из расчета истца также исключена сумма НДС, в связи с чем сумма убытков, подлежащая возмещению составляет 4 074,07руб.

По мнению ответчика, по ФЗ «О предоставлении социальных гарантий …» истец не представил документы, подтверждающие размер фактически понесенных им расходов и не обосновал правомерность предоставления льгот отдельным гражданам.

Третье лицо признало факт наличия задолженности, связанной с реализацией Федеральных законов «о статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» и «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» в сумме 4808руб.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что истец обратился в Арбитражный суд с иском о взыскании убытков в сумме 1 804 173,34руб. (с учетом уменьшения), возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан, в связи с реализацией вышеуказанных законов. Данная сумма убытков заявлена истцом за период с 1997г. по 2004г.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности начинается со дня когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права ( п. 1 ст. 200 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Исковое заявление подано истцом в суд 16.01.2006г.

Таким образом, требования заявленные истцом за период с 1997г. по 31.12.2002г. заявлены им после истечении трехгодичного срока исковой давности и удовлетворению не подлежат.

С учетом применения срока исковой давности сумма исковых требований составляет 200 785,93руб., из которых сумма 188 484,37руб. за 2003г. и сумма 7493,57руб. за 2004г. – это задолженность по закону «О донорстве крови и её компонентов»; сумма 2229,90руб. за 2004г. – задолженность по закону «О статусе Героев…» и сумма 2578,10руб. за 2004г. – задолженность по закону «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда…».

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О донорстве крови и её компонентов» государство гарантирует донору защиту его прав и охрану здоровья, а также предоставляет льготы. Частью 1 статьи 11 названного закона предусмотрено право граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг.

Надлежащим доказательством, свидетельствующим о том, что у лица имеется право на получение льготы по оплате коммунальных услуг на основании ст. 11 Закона о донорстве за счет средств федерального бюджета является наличие соответствующего удостоверения, подтверждающего факт награждения такого лица знаком «Почетный донор России», выданного в порядке, предусмотренном ст. 11 названного закона.

Приказом Министерства здравоохранения РФ № 299 от 08.10.2002г. утвержден порядок представления граждан РФ к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» и его вручения, которым установлена процедура получения нагрудного знака и удостоверения и, в частности предусмотрено, что граждан РФ, награжденным награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России» и проживающих на территории субъекта РФ, осуществляется органом управления здравоохранения субъекта РФ (п. 18).

До принятия вышеназванного акта действовал порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.08.1995г. № 842 «Об утверждении положения о нагрудном знаке «Почетный донор России» и описании этого знака» и Приказом Минздравмедпрома РФФ от 24.01.1996г. № 27 была утверждена Инструкция о порядке предоставления к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» и его вручении». Данный Приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ № 43 от 07.02.2002г.

Новый порядок награждения нагрудным знаком «Почетный донор России» был утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2002г. № 299. В соответствии с последним право оформления представления и направление их по инстанциям закреплено также за учреждениями здравоохранения, занимающимися заготовкой крови и её компонентов, но приказ о награждении издается непосредственно Минздравом РФ на основании указанных представлений.

Следует отметить, что возможность выдачи временных удостоверений, а значит и порядок их оформления вышеуказанными актами – не предусмотрен.

Таким образом, в спорный период – 2003-2004г.г. право граждан на льготы, установленные статьей 11 ФЗ «РФ «О донорстве крови и её компонентов» может подтверждаться только удостоверением о награждении знаком «Почетный донор России», имеющем оттиск гербовой печати Министерства здравоохранения РФ (к названным удостоверениям приравниваются удостоверения о награждении нагрудным знаком «Почетный донор СССР»).

Из представленных истцом в материалы дела документов ( светокопий удостоверений граждан, которым в 2003-2004г.г. предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг), судом установлено, что отдельные граждане не имеют надлежащим образом оформленного удостоверения «Почетный донор России», а следовательно не имеют права пользоваться льготами.

Согласно расчету истца, в 2003г. им было предоставлено льгот на общую сумму 188 484,37руб., в 2004г. – 7493,57руб. Однако, в расчет суммы задолженности истцом необоснованно включена сумма НДС.

В силу п/п 1 п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, поэтому учитывая, что дотации, выделяемые из федерального бюджета на покрытие убытков от предоставления льгот имеют целевой назначение, дотации нельзя признать доходами о реализации услуг, и соответственно, указанные дотации не могут быть объектом налогообложения.

Суд принимает контррасчет ответчика – Министерства финансов РФ, согласно которому сумма предоставленных истцом льгот по закону о донорах в 2003г. составляет 92 646,97руб., в 2004г. – 4206,97руб. ( за вычетом сумм граждан не имеющих удостоверения, и за вычетом суммы НДС).

В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» № 4301-1 от 15.01.93г. гражданам, удостоенным званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и являющимися полными кавалерами ордена Славы, а также совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (в виде полного освобождения от оплаты). Аналогичная норма предусмотрена в статье 3 ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» № 5-ФЗ от 09.01.1997г., за исключением распространения льгот на членов семьи. По данному закону льгота на коммунальные услуги предоставляется только «проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам семьи».

В силу ст. 11 федерального закона № 4301-1 расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанные с реализацией настоящего Закона, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы в соответствии с настоящим законом, путем перечисления средств на счете соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Согласно ст. 7 федерального закона № 5-ФЗ, расходы, связанные с реализацией последнего, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.

Отчеты о произведенных расходах, связанных с реализацией федеральных законов о героях за 4 квартал 2004г. организации (в данном случае истец) предоставили в январе 2005г., т.е. уже в следующем бюджетном году. Произвести финансирование этих расходов из местного бюджета в полном объеме не представлялось возможным, т.к. с 01.01.2005г. изменился порядок предоставления льгот.

Учитывая вышеизложенное, а также п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» взыскание данных убытков должно производится за счет казны Российской Федерации.

В соответствии с расчетом истца по указанным двум законам задолженность за 2004г. составляет 4 807,99руб.

В расчет суммы задолженности истцом также необоснованно включена сумма НДС, без учета НДС задолженность составляет 4074,56руб.

С учетом всего вышеизложенного, требования истца подлежат удовлетворению в общей сумме 100 928,50руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске к Министерству финансов Свердловской области и Управлению федерального казначейства по Свердловской области отказать.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия «Водоканал» убытки в размере 100 928,50руб.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Возвратить истцу из федерального бюджета Российской Федерации 936,13руб. госпошлины, перечисленной по платежному поручению № 589 от 01.06.2005г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Платонова Е.А.