АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
09 февраля 2021 года Дело №А60-27158/2020
Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Е. Десятовым, при содействии Североуральского городского суда посредством видеоконференц-связи рассмотрел в судебном заседании дело №А60-27158/2020
по заявлению муниципального унитарного предприятия "КОМЭНЕРГОРЕСУРС" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания от 17.04.2020
№ 01-12-11/178,
при участии в судебном заседании:
от заявителя ФИО1, представитель по доверенности от 21.12.2020,
от заинтересованного лица представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении дополнительныхдокументов. Ходатайство удовлетворено, документы приобщены.
Других заявлений и ходатайств не поступило.
Муниципальное унитарное предприятие "КОМЭНЕРГОРЕСУРС" (далее – заявитель, МУП "КОМЭНЕРГОРЕСУРС", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением кУправлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Управление)о признании недействительным предписания от 17.04.2020 № 01-12-11/178.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
На основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденного приказом руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 30.10.2019 г. № 01-01-01-01/396, согласованного прокуратурой Свердловской области, в соответствии с распоряжением от 04.03.2020 №01-01-01-03-12/7212 Управлением в период с 10.03.2020 по 17.04.2020 в отношении МУП "КОМЭНЕРГОРЕСУРС" проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, которые отражены в акте проверки от 17.04.2020 №68/2020-229.
По фактам выявленных нарушений Управлением в отношении МУП "КОМЭНЕРГОРЕСУРС" составлены протоколы об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.3, ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 17.04.2020 № 01-12-11/178.
Согласно предписанию от 17.04.2020 № 01-12-11/178 предприятию предписано в срок до 18.04.2021 устранить следующие нарушения:
Северо-Восточный Дренажный Узел 2 подъема (624480, Свердловская обл., г. Североуральск,Черёмуховское лесничество, 182 кв):
п. 1. Иметь санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области «О соответствии проекта Зон санитарной охраны водозаборных сооружений и водопроводов питьевого назначения населённых пунктов: город Североуральск, посёлок Черёмухово, посёлок Калья, посёлок Третий Северный требованиям санитарных правил и нормативов. Документ представить к сроку контроля предписания.
Энергоцех (624480, <...> Северный промплощадка):
п. 1. Организовать рабочее место электрогазосварщика ФИО2 в соответствии с требованиями санитарных правил. Представить к сроку контроля предписания протокол лабораторных испытаний по содержанию загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны (Марганец) в сварочных аэрозолях на рабочем месте электрогазосварщика отвечающего гигиеническим нормативам.
п. 2. Организовать рабочее место электрогазосварщика ФИО2 в соответствии с требованиями санитарных правил. Представить к сроку контроля предписания протокол лабораторных испытаний по содержанию загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны (Марганец) в сварочных аэрозолях на рабочем месте электрогазосварщика отвечающего гигиеническим нормативам.
Нецентрализованное водоснабжение (колодцы) п. Всеволодо – Благодатское (624480, Свердловская обл., г. Североуральск, Всеволодо – Благодатское):
п. 1. Обеспечить качество питьевой воды требованиям гигиенических нормативов по показателям: Запах, привкус. Представить к сроку контроля предписания протоколов лабораторных испытаний по соответствию качества питьевой воды на органолептические показатели.
п. 2. Обеспечить качество питьевой воды требованиям гигиенических нормативов по показателям: Запах, привкус. Представить к сроку контроля предписания протоколов лабораторных испытаний по соответствию качества питьевой воды на органолептические показатели.
Скважина п. Покровск-Уральский (624480, Свердловская обл., г. Североуральск, промплощадка):
п. 1. Иметь санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области «О соответствии водного объекта, скважина п. Покровск-Уральский, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта». Документ представить в Роспотребнадзор к сроку контроля предписания.
НФС Водоканал (624480, <...>):
п. 1. Иметь санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области "О соответствии проекта Зон санитарнойохраны для реки Вагран, НФС требованиям санитарных правил и нормативов". Иметь Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области "Об утверждении границ зон санитарной охраны поверхностного питьевого водоисточника - река Вагран", Документы представить в Роспотребнадзор к сроку контроля предписания.
п. 2. Обеспечить полное ограждение территории первого пояса водозаборного сооружения Насосно-фильтровальная станция.
п. 3. Иметь санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области "О соответствии проекта Зон санитарной охраны для реки Вагран, НФС требованиям санитарных правил инормативов". Иметь Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области "Об утверждении границ зон санитарной охраны поверхностного питьевого водоисточника - река Вагран". Документы представить в Роспотребнадзор к сроку контроля предписания.
п. 4. Иметь санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Свердловской области "О соответствии водного объекта, река Вагран, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта". Документ представить в Роспотребнадзор к сроку контроля предписания.
Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда окружающей среде, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; проведения социально-гигиенического мониторинга.
Статьей 44 Закона № 52-ФЗ установлено, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает себя: организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор руководствуется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе Законом № 52-ФЗ и санитарными правилами, утвержденными и введенными в действие в установленном законом порядке.
Пунктом 2 ст. 50 Закона № 52-ФЗ предусмотрено право должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Из этого следует, что предписание выдано Управлением в пределах установленных полномочий.
Решением Североуральского городского суда по делу № 2-627/2018 установлено, что подземный источник Северо-Восточный дренажный узел (СВДУ) представляет собой артезианские скважины в количестве 29, из них 19 находятся в работе, остальные 10 - в резерве. Скважины СВДУ принадлежат АО «Севуралбокситруда».
Скважины СВДУ - не являются источником водоснабжения питьевого назначения, а являются источником попутно-дренажных вод.
В связи с тем, что скважины СВДУ не принадлежат МУП «Комэнергоресурс», предприятие не должно нести ответственность за их эксплуатацию. Следовательно, установленное нарушение: отсутствие заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций проекта ЗСО, не может быть предъявлено МУП «Комэнергоресурс».
Насосная станция 2-го подъема СВДУ не является источником водоснабжения и не может быть им признана в связи с тем, что не имеет в своем технологическом процессе перекачки воды.
Доказательств, подтверждающих, что МУП «Комэнергоресурс» пользуется водным объектом, занесенным в Государственный водный реестр, не представлено.
При данных обстоятельствах требования заявителя о признании недействительным предписания № 01-12-11/178 от 17.04.2020 в части объекта Северо-Восточный Дренажный Узел 2 подъема, п. 1, подлежат удовлетворению.
Факты нарушений, указанные в оспариваемом предписании в отношении объекта Энергоцех, п. 1, п. 2, Управлением не доказаны.
Заявитель пояснил, что электрогазосварщики МУП «Комэнергоресурс», в том числе и Энергоцеха, производят сварочные работы с использованием электродов, приобретенных у ООО «ТМ «Сварка», партия имеет Сертификат от 08.08.2019.
К полученному Протоколу № П-1505 от 24.03.2020 лабораторных испытаний воздуха рабочей зоны Энергоцеха не приложен Акт отбора проб, составленный при отборе проб воздуха рабочей зоны Энергоцеха 16.03.2020, 17.03.2020, 18.03.2020, который должен содержать расчет среднесменных концентраций определяемых показателей. Следовательно, проверить правильность отбора проб и произведение расчета среднесменных концентраций определяемых показателей не представляется возможным.
При данных обстоятельствах требования заявителя о признании недействительным предписания № 01-12-11/178 от 17.04.2020 в части объекта Энергоцех, п. 1, п. 2, подлежат удовлетворению.
В отношении объекта нецентрализованного водоснабжения (колодцы) п. Всеволодо-Благодатское заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что МУП «Комэнергоресурс» является организацией, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованного холодного водоснабжения в п. Всеволодо-Благодатское, следовательно, оспариваемое предписание в части указанного объекта является незаконным и подлежит отмене.
Факты нарушений по объекту Скважина п. Покровск-Уральский на момент проверки имели место, отражены в акте проверки, подтверждены материалами проверки, и заявителем должным образом не опровергнуты.
Заявитель указал, что предприятием 23.07.2020 получено санитарно-эпидемиологическое заключение № 66.01.31.000.М.001709.06.20 от 30.06.2020.
Однако на момент проверки у предприятия санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствовало, следовательно, предписание в данной части вынесено правомерно.
Факты нарушений санитарно-эпидемиологических норм по объекту НФС Водоканал на момент проверки имели место, отражены в акте проверки, подтверждены материалами проверки, и заявителем должным образом не опровергнуты.
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с п. 3.6 СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждается нарушение заявителем вышеуказанных норм законодательства. Требование заинтересованного лица, изложенное в предписании в части объекта НФС Водоканал, соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
Грубых нарушений, на которых настаивает заявитель, влекущих недействительность результатов проверки, Управлением не допущено.
На основании изложенного заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Государственная пошлина, уплаченная истцом при предъявлении иска, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в сумме 3000 руб. 00 коп. на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворённых требований.
Остальная часть государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп. подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 17.04.2020 № 01-12-11/178 в части объектов:
- Северо-Восточный Дренажный Узел 2 подъема: пункт 1;
- Энергоцех: пункты 1, 2;
- нецентрализованное водоснабжение (колодцы) п. Всеволодо – Благодатское: пункты 1, 2.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
(ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу муниципального унитарного предприятия "КОМЭНЕРГОРЕСУРС" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 3000 руб. 00 коп.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "КОМЭНЕРГОРЕСУРС" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб. 00 коп. по платежному поручению от 06.06.2019 № 1070.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Е.В. Бушуева