ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-27160/2012 от 13.08.2012 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург Дело № А60-27160/2012

15 августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2012 года

Полный текст решения изготовлен 15 августа 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи И.В.Горбашовой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.П.Мусиенко

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Альтаир» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (заявитель)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга (заинтересованное лицо)

об обжаловании решений

при участии в судебном заседании:

от заявителя:

ФИО1 - представитель по доверенности от 19.07.2012,

от заинтересованного лица:

ФИО2 - представитель по доверенности от 23.08.2011 №39.

Отвода суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности.

Заявитель заявил ходатайство об изменении заявленных требований и приобщении к делу дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о допросе в качестве свидетеля ФИО3

Суд полагает, что по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные ст. 56 АПК РФ, для вызова свидетеля.

Других заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель, с учетом изменения заявленных требований, просит признать незаконными решения Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц от 12.05.2012 №3167; об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц от 12.05.2012 №3168; обязать ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга зарегистрировать изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ: сведения о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, а также изменения, связанные с увеличением уставного капитала.

Заявитель ссылается на то, что мнение ИФНС РФ по Чкаловскому району г.Екатеринбурга законодательством о государственной регистрации не установлено в качестве основания для отказа в государственной регистрации; заинтересованное лицо не наделено полномочиями по проверке достоверности представленных заявителем документов, проведению правовой экспертизы.

Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, считает, что оспариваемые решения вынесены законно и обоснованно.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, заявитель 03.05.2012 обратился в ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга с заявлениями о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме №Р14001 (приложил документы: об оплате капитала, заявление о принятии в состав участников), о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме №Р13001 (приложил документы: протокол общего собрания юридического лица, устав, документ об оплате госпошлины).

По результатам рассмотрения представленных документов заинтересованным лицом со ссылкой на подп. «д» п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 12.05.2012 приняты решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц №3167; об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц №3168.

При этом как пояснило заинтересованное лицо, основанием для принятия оспариваемых решений послужила информация, поступившая в ИФНС России по Чкаловскому району г.Екатеринбурга от единственного учредителя ООО «Альтаир» ФИО3 о том, что ФИО3 терял паспорт, учредителем либо руководителем каких-либо юридических лиц не являлся и не является, никакие документы не подписывал, доверенность никому не выдавал, доход от деятельности организаций не получал

Полагая, что оспариваемые решения вынесены неправомерно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст.198, ч.4 ст.200, ч.ч.2, 3 ст.201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что данным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие, в том числе, в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением реестра. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, этого Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

На основании п.п.1, 2 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим подпунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре.

Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем в электронной форме изменения или учредительные документы, подписанные электронной подписью регистрирующего органа, в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае представления изменений или учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случаях:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.

Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ не предусмотрено, приведенный в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Следовательно, установив, что заявителем представлены все документы, перечисленные в п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ и при отсутствии перечисленных в ст.23 данного Федерального закона оснований, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию.

Проанализировав документы, представленные для государственной регистрации, суд считает, что указанные документы соответствуют требованиям п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, оснований отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст.23 данного Федерального закона судом не установлено.

Протокол допроса ФИО3 от 29.03.2011 не принят судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего недостоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах, так как получены в ходе проведения ИФНС России по Чкаловскому району г.Екатеринбурга мероприятий налогового контроля, не относящихся к осуществлению оспариваемых регистрационных действий.

При этом суд отмечает, что запись в ЕГРЮЛ о том, что ФИО3 является директором ООО «Альтаир», заинтересованным лицом не оспорена и из ЕГРЮЛ не исключена.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в случае непредставления необходимых документов, но не в связи с их содержанием, и не наделен полномочиями по проверке достоверности указанных сведений, в связи с чем показания названного физического лица не могут являться основанием для отказа в совершении регистрационных действий.

Также суд принял во внимание, что в соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

На основании изложенного, суд удовлетворяет требования заявителя и признает незаконными решения Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц от 12.05.2012 №3167; об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц от 12.05.2012 №3168.

Также суд обязывает Инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга зарегистрировать изменения в сведениях о юридическом лице ООО «Альтаир», содержащихся в ЕГРЮЛ: сведения о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, изменения, связанные с увеличением уставного капитала.

Согласно ст.ст.101, 110, 112 АПК РФ вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая, что заявленные требования судом удовлетворены, уплаченную заявителем при подаче заявления госпошлину в размере 4000 руб. 00 коп. следует взыскать с Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110,167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными решения Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц от 12.05.2012 вх.№3167; вх.№ 3168.

Обязать Инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга зарегистрировать изменения в сведениях о юридическом лице обществе с ограниченной ответственностью «Альтаир», содержащихся в ЕГРЮЛ: сведения о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, изменения, связанные с увеличением уставного капитала.

Взыскать с Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью «Альтаир» судебные расходы в размере 4000 (четыре тысячи) руб. 00 коп.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья И.В.Горбашова