ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-27278/18 от 22.10.2018 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

29 октября 2018 года                                                    Дело №А60-27278/2018

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2018 года

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2018 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачев   при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.А. Шилиной рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Министерства инвестиций и развития Свердловской области (ИНН <***>) к Управлению федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Спецэнергосервис; открытое акционерное общество «Объединенная теплоснабжающая компания»

о признании недействительным ненормативного правового акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 10.01.2018 №1;

от заинтересованного лица: ФИО2 представитель по доверенности от 24.11.2017 №110.

от третьих лиц: не явились.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Министерство инвестиций и развития Свердловской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании незаконным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27.03.2018 по жалобе №35/18.1-2018 в части подпунктов 1, 2 и 3 пункта 2 (не размещение, подлежащей размещению информации, не обеспечение доступа ООО «СпецЭнергоСервис» к передаваемому по концессионному соглашению имуществу, необоснованное принятие решения о несоответствии конкурсного предложения ООО «СпецЭнергоСервис» конкурсной документации); признании незаконным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27.03.2018 по жалобе №35/18.1-2018 в части подпункта 2 пункта 1 (внесение изменений в конкурсную документацию путем размещения отсутствующих минимально допустимых значений показателей деятельности концессионера), подпункта 3 пункта 1 (обеспечение доступа ко всему передаваемому по концессионному соглашению имуществу).

Заявитель также оспаривает законность постановлений от 30.05.2018 года по делу №№ 47АП/2018, 48АП/2018, 49АП/2018.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области 27.03.2018 вынесены оспариваемые Решение по жалобе № 35/18.1-2018 и Предписание по жалобе № 35/18.1-2018. Основанием для вынесения указанных ненормативных правовых актов явилось рассмотрение в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобы ООО «СпецЭнергоСервис» на действие (бездействие) организатора торгов в лице Министерства инвестиций и развития Свердловской области, совершенное при организации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать Свердловской области.

В соответствии с подпунктами 1, 2 и 3 пункта 2 решения Министерство признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 45 и пункт 9 части 1 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что выразилось в не размещении, подлежащей размещению информации, часть 5 статьи 21 Закона о концессионных соглашениях, что выразилось в необеспечении доступа ООО «СпецЭнергоСервис» к передаваемому по концессионному соглашению имуществу, пункт 1 части 3 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях, что выразилось в необоснованном   принятии решения   о несоответствии   конкурсного предложения ООО «СпецЭнергоСервис» конкурсной документации.

В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 1 предписания организатору торгов в лице Министерства в срок до 08.06.2018 необходимо внести в конкурсную документацию изменения путем размещения информации о минимально допустимых плановых значениях показателей деятельности концессионера, принять все зависящие от него меры по обеспечению доступа ко всему передаваемому по концессионному соглашению имуществу.

Не согласившись в части с указанными актами, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

Концессионное соглашение согласно ч. 1 ст. 13 Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) заключается путем проведения конкурса на право его заключения.

Решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат субъекту РФ, согласно ст. 22 Закона о концессионных соглашениях принимается органом государственной власти субъекта РФ (п. 3 ч. 1). Этим решением устанавливается орган, уполномоченный концедентом на (п. 6 ч. 2):

а)      утверждение конкурсной документации, внесение изменений в конкурсную

документацию, за исключением устанавливаемых в соответствии с решением о заключении

концессионного соглашения положений конкурсной документации;

б)      создание конкурсной комиссии по проведению конкурса, утверждение её

персонального состава.

В целях реализации комплекса мер по совершенствованию системы водоснабжения и водоотведения на территории Свердловской области Правительством Свердловской области принято Распоряжение от 13.12.2017 № 932-РП «О заключении концессионного соглашения о создании и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Свердловской области» (далее - Распоряжение № 932-РП), которым в качестве уполномоченного органа определено Министерство инвестиций и развития Свердловской области.

Приказами Министерства инвестиций и развития Свердловской области от 14.12.2017 № 261 и от 15.12.2017 № 265 утверждена конкурсная документация по проведению указанного конкурса и создана конкурсная комиссия по его проведению.

К функциям конкурсной комиссии согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о концессионных соглашениях относится опубликование и размещение сообщения о проведении открытого конкурса.

Сообщение о поведении указанного конкурса было размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 16.12.2017 - на официальном сайте Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909) - www.torgi.gov.ru (извещение № 151217/8810785/03), 15.12.2017 - на официальном сайте организатора торгов -http://mir.midural.ru, а также 15.12.2017 на официальный интернет-портале правовой информации Свердловской области - http://www.pravo.gov66.ru (опубликование № 15778).

Согласно разделу 7 Конкурсной документации заявки на участие в открытом конкурсе принимаются с 19.12.2017 09 час. 00 мин. до 06.02.2018 10 час. 00 мин.

Разделом 15 Конкурсной документации установлено, что конверты с заявками вскрываются 06.02.2018 в 15 час. 00 мин. на заседании конкурсной комиссии по адресу: Свердловская область г. Екатеринбург, пл. Октябрьская, д.1, кабинет 1917.

В соответствии с Протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 09.02.2018 № 1 (далее - Протокол № 1) на участие в открытом конкурсе были поданы 2 заявки: ООО «СпецЭнергоСервис» (заявка № 1 от 05.02.2018 16:24 в Журнале регистрации заявок на участие в Открытом конкурсе), ОАО «ОТСК» (заявка № 2 от 05.02.2018 16:55 в Журнале регистрации заявок на участие в Открытом конкурсе).

Согласно оспариваемому решению Министерство признано нарушившим положения п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о концессионных соглашениях. В соответствии с предписанием Министерству необходимо внести изменения в конкурсную документацию путем размещения отсутствующей информации о минимально допустимых плановых значениях показателей деятельности концессионера.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 45 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в решении концедента о заключении такого концессионного соглашения устанавливаются минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о концессионных соглашениях концедент - это субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительство Свердловской области.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о концессионных соглашениях решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат субъекту Российской Федерации, - органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 21.12.2015 № 157-03 «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве» решение о заключении концессионного соглашения в отношении имущества (недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Свердловской области, принимается Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным законом.

С учётом изложенного, Министерство в силу положений федерального и областного законодательства не является уполномоченным юридическим лицом на принятие решения о заключении концессионного соглашения и утверждение минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера. В связи с чем. Министерству не может вменяться нарушения п. 1. ч. 1 статьи 45 Закона о концессионных соглашения.

Концедент (Свердловская область) в лице Правительства Свердловской области реализовал свое полномочие по принятию решения о заключении концессионного соглашения   о   создании   и   реконструкции   объектов   централизованных   систем водоснабжения и водоотведения, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать Свердловской области путем принятия распоряжения от 13.12.2017 № 932-РП «О заключении концессионного соглашения о создании и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать Свердловской области» (далее - распоряжение Правительства Свердловской области от 13.12.2017 № 932-РП). Подпунктом 3 пункта 2 распоряжения Правительства Свердловской области от 13.12.2017 № 932-РП были утверждены минимально допустимые плановые значения деятельности концессионера. В дальнейшем они были включены в состав конкурсной документации (приложение № 4 к конкурсной документации и приложение №4 к концессионному соглашению).

Перечень минимально допустимых значений показателей деятельности концессионера регламентирован приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.06.2014 №162/пр «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей» (далее - Перечень). В соответствии с п. 2 Перечня к показателям надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся:

а)      показатели качества воды (в отношении питьевой воды и горячей воды);

б)      показатели надежности и бесперебойности водоснабжения и водоотведения;

в)      показатели очистки сточных вод;

г)       показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды.

Все перечисленные выше показатели были учтены при формировании минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера и оформлены в виде таблицы (приложение к распоряжению Правительства Свердловской области от 13.12.2017 № 932-РП, приложение 4 к конкурсной документации и приложение №4 к концессионному соглашению). Указанная таблица содержит в себе наименование показателя, его более детальная расшифровка в соответствии с Перечнем, цифровые значения показателей для каждого года действия концессионного соглашения. При этом необходимо указать, что цифровые показатели для объектов, технологически связанных, но не являющихся объектами имущества концессионного соглашения, в таблице указаны прочерками. Указанные объекты не находятся в собственности Свердловской области, являются собственностью и эксплуатируются иными юридическими лицами (МУП «Водоканал» города Новоуральска, ООО «Газпром трансгаз Югорск»), в связи с чем в отношении них цифровые значения показателей деятельности концессионера не устанавливаются.

В отношении объектов, являющихся предметом концессионного соглашения показатели рассчитаны в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.06.2014 №162/пр и в полном объеме отражены как в распоряжении Правительства Свердловской области от 13.12.2017 № 932-РП, так и в конкурсной документации.

Таким образом, минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера в установленном законом порядке были включены как в решение концендента о заключении концессионного соглашения (распоряжение Правительства Свердловской области от 13.12.2017 № 932-РП), так и в конкурсную документацию. В связи с чем вывод, изложенный в Решении УФАС о нарушении Министерством положения п.1 ч.1 ст. 45 Закона о концессионных соглашениях и требование о внесении изменений в конкурсную документацию являются незаконными и необоснованными.

В указанной части решение, предписание и постановления об административных правонарушениях подлежат признанию недействительными и незаконными.

В части требований, связанных с отказом в доступе, суд не усматривает оснований для их удовлетворения.

В нарушение ч. 5 ст. 21 Закона о концессионных соглашениях доступ к объектам, входящим в состав объекта концессионного соглашения и иного передаваемого по концессионному соглашению имущества, представлен не был, при этом Общество неоднократно настаивало на ознакомлении с данным имуществом, в связи с чем было лишено возможности провести объективную оценку текущего состояния объектов.

Организатор конкурса ссылается на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона о концессионных соглашениях концендент обязан предоставить доступ только на объекты концессионного соглашения, которыми в соответствии с Приложением № 1 к концессионному соглашению являются: в р.п. Верх-Нейвинский - канализационная сеть (протяженность: 16007 м. КН: 66:67:0000000:591), водопроводная сеть (площадь: протяженность: 14115 м. КН: 66:00:0000000:1353); в Новоуральском городском округе - насосная станция над артезианской скважиной № 145 (Литера: 92), здание канализационной насосной станции (площадь: общая 45,9 кв.м. Инвентарный номер: 329-6\2\50. Литер: 89); Трасса холодного водоснабжения (назначение: коммунально-бытовое. Общая протяженность: 6637 м. Инвентарный номер: 603\05\0002\70-00 Литер: 2).

Перечень иного передаваемого по концессионному соглашению имущества установлен Приложением № 2 к концессионному соглашению, где также приведены его технико-экономические параметры. При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность организатора конкурса по предоставлению доступа к иному передаваемому по концессионному соглашению имуществу. Конкурсной документацией также не предусмотрено предоставление доступа или проведение осмотра объектов такого иного имущества.

Также организатор конкурса ссылается на то, что концессионным соглашением не предусмотрено каких-либо работ в отношении такого иного имущества, конкурсное предложение касается только объектов концессионного соглашения, следовательно, отсутствие осмотра Обществом иного имущества не могло повлиять на формирование конкурсного предложения, которое ООО «СпецЭнергоСервис» было представлено.

ОАО «ОТСК» в отношении данного довода дополнительно поясняет, что если бы иные объекты концессионного соглашения подлежали реконструкции, модернизации, то они бы стали объектом концессионного соглашения, и по ним была бы предусмотрена разработка плана мероприятий, поэтому в данном случае в отношении таких иных объектов осмотр не является необходимым. Поэтому иные объекты концессионного соглашения не входят в состав объекта концессионного соглашения, к которым концендент обязан обеспечить доступ.

Между тем, после размещения информации о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения концедент в силу ч. 5 ст. 21 и п. 26 ч. 1 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях обязан предоставлять исчерпывающий перечень сведений и документов участнику конкурса, прошедшему предварительный отбор, об объекте концессионного соглашения, а также доступ на объект концессионного соглашения в порядке, установленном конкурсной документацией.

По концессионному соглашению согласно ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее -объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионным соглашением согласно ч. 9 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество). В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения. Концессионным соглашением могут устанавливаться обязательства концессионера в отношении такого имущества по его модернизации, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, иному улучшению характеристик и эксплуатационных свойств такого имущества, а также по осуществлению за свой счет страхования риска его случайной гибели и (или) случайного повреждения.

Объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество в соответствии с ч. 16 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.

Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то согласно ст. 134 ГК РФ действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, согласно ст. 133.1 ГК РФ может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), согласно ст. 135 ГК РФ следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Конкурсная документация согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о концессионных соглашениях должна содержать состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения и иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Согласно Разделу 1 Конкурсной документации объект концессионного соглашения -объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения, подлежащие созданию и реконструкции, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать Свердловской области, и предназначенные для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению.

Также Разделом 2 Конкурсной документации установлено, что объектом концессионного соглашения являются 1) объекты централизованных систем водоснабжения и водоотведения и 2) иные объекты, технологически связанные между собой, расположенные на территории Свердловской области и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Поскольку иное передаваемое по концессионному соглашению имущество передается совместно с объектом концессионного соглашения и образует с ним единое целое и (или) предназначено для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, постольку организатору конкурса надлежит обеспечивать доступ ко всему передаваемому концессионеру имуществу.

Пунктом 5 раздела 26 Конкурсной документации установлено, что в целях предоставления доступа к объекту концессионного соглашения участник конкурса направляет организатору конкурса письменный запрос в произвольной форме, в котором указывает:

-        наименование и местонахождение (почтовый адрес) участника конкурса или фамилию, имя, отчество и место жительства (для индивидуальных предпринимателей), контактный телефон, адрес электронной почты, имя, фамилию и отчество контактного лица;

-        предлагаемую участником конкурса дату и время предоставления доступа к объекту концессионного соглашения;

-        конкретные объекты имущества в составе объекта концессионного соглашения, в отношении которых участник конкурса запрашивает доступ, их местонахождение;

-        цель предоставления доступа к объекту концессионного соглашения;

-        список лиц с указанием паспортных данных, которым организатор конкурса должен предоставить доступ на объект концессионного соглашения.

В соответствии с п. 9 Раздела 26 Конкурсной документации конкурсная комиссия направляет по адресу электронной почты, указанный в запросе, ответ участнику конкурса о согласовании предоставления доступа к объекту концессионного соглашения или предложении доступа в иную дату и (или) время.

Также в соответствии с п. 10 Раздела 26 Конкурсной документации конкурсная комиссия предоставляет доступ к объекту концессионного соглашения, если запрос участника конкурса поступил не позднее, чем за десять рабочих дней до дня истечения срока представления Конкурсных предложений.

Согласно доводу жалобы на некоторые объекты, требующие обязательной реконструкции в соответствии с конкурсной документацией доступ также предоставлен не был, а именно: здание канализационной насосной станции было закрыто, внутрь представителей ООО «СпецЭнергоСервис» не допустили в связи с установленным в нем оборудованием сторонней организации, осмотр находящихся на территории закрытого предприятия сетей холодного водоснабжения произвести не удалось.

ООО «СпецЭнергоСервис» был направлен организатору торгов запрос (исх. 34 от 09.02.2018) о предоставлении доступа на объекты концессионного соглашения, а именно 14.02.2018 на территории Новоуральского городского округа и р.п. Верх-Нейвинский, 15.02.2018 на территории г. Ивдель.

Согласно ответу организатора торгов (исх. № 19-01-82/743 от 13.02.2018) доступ на объекты концессионного соглашения согласован и будет обеспечен представителям ООО «СпецЭнергоСервис»: 14.02.2018 - на территорию Новоуральского городского округа и р.п. Верх-Нейвинский; 15.02.2018 - на территорию г. Ивдельского городского округа.

В соответствии с письмом ООО «СпецЭнергоСервис» (исх. 37 от 14.02.2018) доступ на объекты 14.02.2018 представлен не был, согласование на 15.02.2018 также не представлено.

В ответ на запрос, направленный организатором торгов в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО) об обеспечении доступа на объекты концессионного соглашения, МУГИСО сообщает, что им было направлено обращение организации, эксплуатирующей имущество на основании договора аренды - АО «Облкоммунэнерго», об обеспечении доступа представителям МУГИСО и ООО «СпецЭнергоСервис» к объектам имущества, содержащимся в Конкурсной документации: 14.02.2018 - на территорию Новоуральского городского округа и р.п. Верх-Нейвинский; 15.02.2018 - на территорию г. Ивдельского городского округа. Учитывая поступивший ответ АО «Облкоммунэнерго» о невозможности обеспечить доступ к объектам в связи с производственной нагрузкой, в указанные даты осмотр объектов не состоялся. В результате направления повторного обращения АО «Облкоммунэнерго» согласованы даты осмотра объектов: 16.02.2018 - на территорию Новоуральского городского округа и р.п. Верх-Нейвинский; 19.02.2018 - на территорию г. Ивдельского городского округа. О датах осмотра ООО «СпецЭнергоСервис» уведомлено МУГИСО в оперативном порядке, время осмотра Обществом согласовано.

Согласно доводу жалобы при осмотре объектов инженерных сетей как скрытых под землей, так и находящихся в прямой видимости отсутствовала какая-либо техническая документация, позволяющая оценить характеристики и качество сетей. При описании схемы водоснабжения р.п. Верх-Нейвенский указано: «Весь забор воды осуществляется через полиэтиленовый водовод, забор воды через стальной водовод прекращен, и вода его потребителям поступает обратным током», однако при проведении осмотра объекта сотрудниками было указано, что проведена реновация стального водовода, что говорит о неактуальности представленных организатором конкурса актов технического обследования.

По данному доводу организатор конкурса пояснил, что в адрес ООО «СпецЭнергоСервис» письмом от 13.02.2018 № 19-01-82/742 был направлен акт технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения, в котором содержатся актуальные сведения об устройстве и состоянии системы водоснабжения р.п. Верх-Нейвинский. Данная информация не является подтвержденной, участникам конкурса необходимо руководствоваться только документально подтвержденными сведениями.

Организатор конкурса указывает, что мероприятие «Модернизация насосной группы с заменой (обновлением) насосной установки КНС №1» предполагает замену двух насосов на канализационной станции с изменением установленной мощности, производительности и напора. Технические характеристики указанного объекта и иного имущества, предназначенного для   обеспечения   единого   технологического   процесса   и   осуществления   деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, отражены в приложениях №№ 2, 3 к конкурсной документации, а также содержатся в актах технического обследования представленных организатором торгов ООО «СпецЭнергоСервис». В связи с чем, учитывая характер задания - модернизация насосной группы, необходимость осмотра оборудования отсутствовала.

Также согласно письму организатора торгов от 21.02.2018 № 19-01-82/892 доступ к сооружению водопроводная сеть протяженностью 14115 метров в связи с подземным типом прокладки представляется возможным обеспечить через люки колодцев, общее количество которых на указанном сооружении составляет 129 штук, из них на территории завода с ограниченным доступом находятся 10 колодцев. От осмотра колодцев представители ООО «СпецЭнергоСервис» отказались.

Согласно пояснениям организатора конкурса, а также его письму от 13.02.2018 № 19-01-82/742 им в соответствии с пунктом 3 раздела 26 Конкурсной документации были представлены ООО «СпецЭнергоСервис» все имеющиеся в распоряжении организатора торгов документы и материалы, которые были направлены в адрес организатора торгов Региональной энергетической комиссий Свердловской области и организацией, эксплуатирующей имущество на основании договора аренды - АО «Облкоммунэнерго», в связи с чем, организатором конкурса было в полной мере соблюдено требование раздела 26 Конкурсной документации.

Между тем, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений в силу п. 3 ст. 1         ГК РФ должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).

Таким образом, выводы оспариваемого решения о нарушении организатором конкурса ч. 5 ст. 21 Закона о концессионных соглашениях является обоснованным.

Суд также не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в части оспариваемых выводов о неразмещении информации, подлежащей размещению.

В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях условие об объемах отпуска воды и (или) водоотведения включено в конкурсную документацию за 2016 год вместо 2017 года (предшествующего первому году действия концессионного соглашения), а также в нарушение п. 5 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях отсутствует условие о ценах на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия концессионного соглашения.

Организатор конкурса в отношении указанных нарушений пояснил, что в Приложении № 9 Конкурсной документации объем полезного отпуска холодной воды и цены на энергетические ресурсы указаны за 2016 год, так как Извещение № 151217/8810785/03 о проведении конкурса опубликовано 16 декабря 2017 года, то предшествующим годом следует считать 2016.

Между тем, под календарным годом в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» понимается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем.

Поскольку первым годом действия концессионного соглашения является 2018 год, постольку годом предшествующем году его действия является 2017 год, из чего следует, что организатором конкурса нарушены п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях.

В нарушение п. 13 и п. 14 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях в конкурсной документации отсутствуют копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 3 последних отчетных периода эксплуатирующей передаваемое по концессионному соглашению имущество организации.

В отношении данного довода организатор конкурса пояснил, что в соответствии с п. 3 раздела 26 Конкурсной документации Конкурсная комиссия предоставляет участнику конкурса всю имеющуюся в распоряжении концедента информацию об объекте концессионного соглашения, за исключением информации, являющейся общедоступной, в то время как копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности размещены на сайте эксплуатирующей организации в сети Интернет, а сведения о самой эксплуатирующей организации, коей является АО «Облкоммунэнерго», следуют из актов технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения, которые были представлены ООО «СпецЭнергоСервис» на его запрос от 09.02.2018 № 33.

Между тем, под бухгалтерской (финансовой) отчетностью в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 и ч. 6 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Она должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Под отчетным периодом в п. 6 ст. 3 Закона о бухгалтерском учете понимается период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Согласно ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 16 Закона о бухгалтерском учете отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год -с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

В соответствии с ч.ч. 2, 3, 9, 10 и 11 ст. 13 и ч. 1 ст. 14 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать недействительным подпункт 3 пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27.03.2018 по жалобе № 35/18.1-2018.

Признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27.03.2018 по жалобе № 35/18.1-2018 в части требования подпункта 2 пункта 1 о внесении изменений в конкурсную документацию путем размещения отсутствующих минимально допустимых значений показателей деятельности концессионера.

Признать незаконным и отменить постановление от 30.05.2018 года по делу № 48АП/2018 полностью.

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области устранить допущенные нарушения.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                        И.В. Хачев