АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
14 августа 2018 года Дело № А60-27526/2018
Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2018 года
Полный текст решения изготовлен 14 августа 2018 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.В. Ковалева ой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.И. Антиповой рассмотрел в предварительном судебном заседании дело №А60-27526/2018
по заявлению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 8" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Финансовому Управлению Администрации Полевского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания от 13.04.2018
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 1 от 11.05.2018,
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 06.08.2018, ФИО3, представитель по доверенности от 06.08.2018
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Полевского городского округа "Средняя общеобразовательная школа № 8" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Финансовому Управлению Администрации Полевского городского округао признании недействительным предписания Финансового управления Администрации Полевского городского округа об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Полевскому городскому округу от 13 апреля 2018 года в части установления нецелевого использования средств местного бюджета по оплате лаборанту ФИО4 за организацию работы по озеленению помещений и территорий учреждения, учителю ФИО5 за организацию работы по защите прав детей и работе с семьями опекаемых, учителям ФИО6 и ФИО7 за художественно-оформительскую работу за счет субсидий на обеспечение выполнения муниципального задания и требования о возмещении в местный бюджет средств, использованных не по целевому назначению.
Заинтересованное лицо полагает доказанным факт нецелевого использования денежных средств местного бюджета, в связи с чем в удовлетворении требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В период с 15 марта по 11 апреля 2018 года проведена плановая выездная проверка муниципального автономного общеобразовательного учреждения Полевского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 8» (Учреждение) финансово-хозяйственной деятельности, целевого и эффективного расходования средств, выделенных в виде субсидий из местного бюджета за период 2016-2017 годы, с 01 января по 31 января 2018 года.
По окончанию проверки составлен акт от 13.04.2018 г. № 3. В акте проверки отражен факт нецелевого использования средств, полученных из местного бюджета в сумме 142 830,51 руб.
По результатам проверки вынесено предписание от 13.04.2018 об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, выявленные в ходе проверки и возместить причиненный нарушениями ущерб Полевскому городскому округу.
Полагая, что представление нарушает права и законные интересы в части установления нецелевого использования средств местного бюджета по оплате лаборанту ФИО4 за организацию работы по озеленению помещений и территорий учреждения, учителю ФИО5 за организацию работы по защите прав детей и работе с семьями опекаемых, учителям ФИО6 и ФИО7 за художественно-оформительскую работу за счет субсидий на обеспечение выполнения муниципального задания и требования о возмещении в местный бюджет средств, использованных не по целевому назначению в размере 142 830 руб. 51 коп, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В силу п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону (или иному нормативному правовому акту) и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) 4 финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
При проверке установлено, что Учреждением израсходованы средства в сумме 142 830,51 руб., полученные из местного бюджета в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением №2МЗ от 24.02.2016 г. и Соглашением № 2 от 09.01.2017 г. о порядке и условиях предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, а именно:
На основании приказов руководителя Учреждения производятся выплаты работникам за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за организацию работы по озеленению помещений и территории Учреждения, за художественно-оформительскую работу, за работу по защите прав детей и работу с семьями опекаемых.
На основании приказа руководителя № 128-К от 16.09.2016 г. «Об установлении компенсационных выплат педагогическим работникам МАОУ ПГО «СОШ №8», произведена оплата учителям ФИО6 и ФИО7 за художественно-оформительскую работу, учителю ФИО8 за работу по защите прав детей и работу с семьями опекаемых, на основании приказа №31-К от 29.02.2016г «Об установлении компенсационных выплат сотрудникам МАОУ ПГО «СОШ №8» произведена оплата лаборанту ФИО4 за организацию работы по озеленению помещений и территории Учреждения, в сумме 54 244,11 руб. (в том числе уральский коэффициент).
На основании приказа руководителя № 109-К от 01.09.2017 г. «Об установлении компенсационных выплат педагогическим работникам МАОУ ПГО «СОШ №8 на 2017-2018 учебный год»» произведена оплата учителям ФИО6 и ФИО7 за художественно-оформительскую работу, учителю ФИО8 за работу по защите прав детей и работу с семьями опекаемых, на основании приказа №112-К от 01.09.2017г «Об установлении компенсационных выплат сотрудникам МАОУ ПГО «СОШ №8» произведена оплата лаборанту ФИО4 за организацию работы по озеленению помещений и территории Учреждения, в сумме 55 456,74 руб. (в том числе уральский коэффициент).
Общая сумма расходов за проверяемый период составила 142 830,51 руб., в том числе:
2016 год -70 625,83руб., из них: расходы на оплату труда - 54 244,11 руб., начисления на оплату труда (30,2%) 16 381,72руб.;
2017 год -72 204,68 руб., из них: расходы на оплату труда - 55 456,74 руб., начисления на оплату труда (30,2%) 16 747,94 руб.
Заинтересованное лицо указало, что в нарушение пункта 80 Примерного положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Полевского городского округа, подведомственных органу местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа, утвержденного Постановлением Главы Полевского городского округа от 07.07.2014 г. № 1236, пункта 51 Положения Примерного положения об оплате труда работников муниципальных организаций Полевского городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются органом местного самоуправления Управление образованием Полевского городского округа, утвержденное постановлением Администрации Полевского городского округа от 28.12.2016 № 473-ПА, условиями трудовых договоров не оговорено содержание и (или) объем дополнительной работы.
Кроме того, заявитель не наделен правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству наделяются органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.
Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами местного самоуправления в указанной сфере может осуществляться на основании заключаемого между ними соглашения о сотрудничестве.
В части оплаты за художественно-оформительскую работу, за организацию работы по озеленению помещений и территории Учреждения: Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 г. № 65н, данные расходы не предусмотрены.
Заявитель утверждает, что выплаты установлены и осуществлены в соответствии с действующим законодательным порядком, направлены на реализацию достижения целей деятельности образовательных и дополнительных образовательных программ. Одной из форм реализации основной образовательной программы каждой ступени образования является внеурочная деятельность.
Произведенные выплаты педагогам за дополнительные возложенные на них обязанности по подготовке, проведению выставок достижений обучающихся, организации наглядного оформления школы по определенной тематике, а также осуществление благоустройства школьной и пришкольной территории по озеленению, являются, по мнению заявителя, целевыми и связаны с выполнением муниципального задания по реализации основных общеобразовательных программ начального, основного, среднего общего образования и дополнительных общеразвивающих программ.
Однако с данным доводом заявителя суд не может согласиться.
Так в п. 6 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и финансовое обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в 2016 году, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 13 января 2016 г. № 9-ПП предусмотрен перечень расходов, на которые направляются субвенции для финансирования расходов муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. В частности, это расходы, направлены на оплату труда работников общеобразовательных организаций, на заработную плату и начисления на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, на заработную плату и начисления на оплату труда непедагогических работников, на выплату выходного пособия в случае сокращения численности или штата педагогических и непедагогических работников общеобразовательных организаций, на ежемесячную компенсационную выплату педагогическим и непедагогическим работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, финансирования расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, на ремонт и обслуживание технических средств обучения и компьютерного оборудования; приобретение учебной мебели, на оплату интернет-трафика муниципальных общеобразовательных организаций, на приобретение бланков учетной и отчетной документации, бланков документов об образовании и (или) о квалификации; на организацию дополнительного профессионального образования педагогических работников.
Расходы, понесенные заявителем в виде оплаты работ за художественно-оформительскую работу, по защите прав детей и работу с семьями опекаемых, за организацию работы по озеленению помещений и территории учреждения, не включены в перечень расходов, на финансирование, которых выделялись субвенции.
В рамках муниципального задания Учреждение осуществляет свою деятельность по оказанию услуг, выполнению работ в сфере образования (среднее (полное) общее образование). В муниципальном задании такие показатели как: организация работы по озеленению помещений и территории Учреждения, художественно-оформительская работа, организация работы по защите прав детей и работа с семьями опекаемых отсутствуют.
Деятельность по организации выставок творческих работ учеников и озеленение школьной территории не относится к образовательной деятельности (в частности к данному виду деятельности могут быть отнесены: проведенные педагогом дополнительные уроки, подготовка учеников к участию в школьных олимпиадах, конкурсах и т.д.).
Работы по организации выставок творческих работ учеников и озеленение школьной территории носят периодический характер и не включены в трудовую функцию педагогов. Заинтересованное лицо пояснило, что данные работы должны осуществляться на основании гражданско-правового договора, заключенного между заявителем и педагогами, временно осуществляющими указанные функции.
Соответственно оплата данных работ не должна осуществляться за счет субвенций, выделенных на финансирование расходов, перечисленных в п. 6 Постановлением Правительства Свердловской области от 13 января 2016 г. № 9-ПП.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Нецелевое использование средств, полученных из местного бюджета, составило 142 830,51 руб.
Нецелевое использование средств допущено по целевой статье 40420045311 «Субвенции на общее образование (оплата труда педагогических работников)» в сумме 129 073,88 руб., по целевой статье 40420045312 «Субвенции на общее образование (оплата труда непедагогических работников)» в сумме 13 756,63 руб.
Вышеуказанные расходы произведены в нарушение пункта 6 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и финансовое обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в 2016 году, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 13 января 2016 г. № 9-ПП, пункта 6 Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и финансовое обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26 января 2017 г. № 28-ПП.
Судом установлено, что оспариваемое предписание принято финансовым органом в пределах предоставленных ему полномочий, в отношении надлежащего объекта контроля соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителей.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья М.В. Ковалева