ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-28079/2021 от 20.07.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 июля 2021 года                                                       Дело №А60-28079/2021

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.О. Колинько  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Пузановой рассмотрел в судебном заседании дело  по заявлению АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЕ СЕРГИ (ИНН 6646011463, ОГРН 1069646000709) 

к УРАЛЬСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ  РОСТЕХНАДЗОРА (ИНН 6671290250, ОГРН 1096671008345)

о признании Постановления № 14-00-30/17-21 от 28.05.2021 года об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене

         при участии в судебном заседании

от заявителя: Казаков А.В., действует на основании распоряжения № 24 от 22.06.2021(онлайн-участник),

от заинтересованного лица: Мишина А.В., представитель по доверенности от 14.01.2021.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЕ СЕРГИ обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением  о признании Постановления УРАЛЬСКОМУ УПРАВЛЕНИЯ  РОСТЕХНАДЗОРА  № 14-00-30/17-21 от 28.05.2021 года об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене.

Определением суда от 15.06.201 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 20.07.2021.

15.07.2021 от Уральского управления Ростехнадзора поступил отзыв, приобщен в материалы дела.

В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение  всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

На основании Распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 22.04.2021 № РП-332-1635-о, изданного заместителем руководителя Уральского управления Ростехнадзора Дроздецким Е.В., проведена внеплановая документарная проверка в отношении Администрации городского поселения Верхние Серги, ИНН 6646011463, ОГРН 1069646000709, по адресу: 620014, г. Екатеринбург, пер. Северный, д.7.

11 мая 2021 года по результатам проверки выполнения Администрацией городского поселения Верхние Серги предписаний Уральского управления Ростехнадзора от 14.08.2020 № РП-332-2242-о/П2, от 13.11.2020 № РП-332-3591-о/П, срок для исполнения которых истек 01.04.2021, установлен факт неисполнения:

п.1 Предписания от 13.11.2020 № РП-332-3591-о/П:

Квалификация работников эксплуатирующей организации не соответствует обязательным требованиям  - лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию ГТС (Казаков А.В.) не аттестовано в области безопасности гидротехнических сооружений.

п.2 Предписания от 13.11.2020 № РП-332-3591-о/П:

Квалификация работников эксплуатирующей организации не соответствует обязательным требованиям - руководитель  организации, осуществляющей обслуживание и мониторинг ГТС (Клепалов А.М.) не аттестован в области безопасности гидротехнических сооружений.

Результаты вышеуказанной проверки зафиксированы в акте проверки от 11.05.2021 № РП-332-1635-о/А.

         В связи с неисполнением вышеуказанных пунктов предписания, административным органом сделан вывод о наличии в действиях АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЕ СЕРГИ признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере промышленной безопасности.

Управлением Ростехнадзора 17.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 14-00-30/17-21, 28.05.2021 вынесено постановление № 14-00-30/17-21 о назначении АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЕ СЕРГИ  административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 руб.

         Полагая, что указанное постановление вынесено с нарушением требований законодательства, нарушает его права и законные интересы, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ВЕРХНИЕ СЕРГИ обратилась с заявлением в арбитражный суд.

         Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

         В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

         Частью 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

         Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

         В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

По результатам внеплановой проверки Администрации городского поселения Верхние Серги Управлением 13.10.2020 составлены Акт №РП-332-3591-о/А, Предписания № РП-332-3591-о/П, которые подписаны председателем Администрации городского поселения Верхние Серги.

В соответствии с п.12 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридическое лицо в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора), в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Результаты проверки Администрацией городского поселения Верхние Серги не были обжалованы в установленные сроки, что свидетельствует с его согласием с фактами и выводами, изложенными в Акте проверки №РП-332-3591-о/А и Предписании № РП-332-3591-о/П.

Так же Администрация городского поселения Верхние Серги не воспользовалось правом на судебную защиту своих интересов, предусмотренным главой 24 АПК РФ, и не обжаловало вышеуказанное предписание в арбитражном суде.

Судом установлено, что предписание № РП-332-3591-о/П от 13.10.2020 является законным и подлежало исполнению в срок до 01.04.2021, а выявленный в ходе проверки факт неисполнения данного предписания в установленный срок свидетельствует о наличии события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

На основании выявленных в ходе проверки фактов неисполнения пунктов предписания Управлением возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений). Копия протокола, в связи с неявкой представителя, направлена Администрации городского поселения Верхние Серги в течение трех дней со дня составления указанного протокола заказанным письмом с уведомлением по месту нахождения юридического лица: 623070, Свердловская область, Нижнесергинский район, пгт. Верхние Серги, ул. Ленина, д.16.

Рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 28.05.2021 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Екатеринбург, пер. Северный, д.7, кабинет 219.

Законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения административного дела был извещен надлежащим образом, определение № 14-00-30/17-21 от 17.05.2021  о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении отправлено на адрес электронной почты admwsergi@mail.ru, прочитано и зарегистрировано с вх. № 1322 от 17.05.2021.

Согласно пункту 2 распоряжения Администрации городского поселения Верхние Серги от 11.05.2021 №19/1, обязанности по надлежащей эксплуатации, обслуживанию и мониторингу гидротехнических сооружений, находящихся в собственности городского поселения Верхние Серги возложены на собственника сооружений – Администрацию городского поселения Верхние Серги. Ответственный заместитель главы администрации городского поселения Верхние Серги Казаков А.В.

Согласно ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с эксплуатацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений, в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационными комиссиями, федерального органа исполнительной власти (Ростехнадзора). Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на гидротехнических сооружениях. Порядок проведения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений установлен Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».

Проведенная Управлением 11 мая внеплановая документарная проверка выявила, что нарушения в области безопасности гидротехнических сооружений не устранены в установленный предписанием срок.

Согласно ст.19 Федерального закона № 117-ФЗ невыполнение предписаний органов государственного надзора является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. О мере административной ответственности за неисполнение в срок предписания, предусмотренной ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, указано в тексте предписания Управления от 13.10.2020 № РП-332-3591-о/П.

Таким образом, Администрация городского поселения Верхние Серги сознавал противоправный характер своего бездействия, предвидела его вредные последствия, сознательно их допускала либо относилась к ним безразлично.

В части 11 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с Постановлением пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления уполномоченным органом в области безопасности гидротехнических сооружений в установленном законом порядке контрольных (надзорных) функций, в том числе, права на предъявление обязательных для исполнения предписаний, выданных в целях устранения выявленных нарушений. Объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушения» предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у Администрации городского поселения Верхние Серги имелась возможность для выполнения предписания в установленные сроки, однако, Администрации городского поселения Верхние Серги не были приняты все зависящие от нее меры по устранению нарушений, доказательств обратного Администрации городского поселения Верхние Серги не представлено. Документов и сведений, подтверждающих объективную невозможность выполнения к установленному сроку соответствующей обязанности, а также о принятых до установленного срока всех зависящих от Администрации городского поселения Верхние Серги мер до проведения проверки по контролю ранее выданного предписания в административный орган представлено не было.

На основании изложенного, в действиях Администрации городского поселения Верхние Серги имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, административным органом соблюдена.

Административное наказание назначено с учетом факта устранения Администрацией городского поселения Верхние Серги до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, нарушений в области безопасности гидротехнических сооружений, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в виде административного штрафа в размере менее его минимального размера, предусмотренного санкцией вменяемой статьи, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.

Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Заявитель не предпринял достаточных мер для исполнения предписания в установленный в них срок. Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих исполнению предписания, заявитель не представил.

На основании вышеизложенного судом сделан вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, Администрации обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, при вынесении оспариваемого постановления соблюден.

Заявитель ссылается, на то, что заинтересованным лицом не учтены обстоятельства имущественного характера и финансовое положение правонарушителя, отсутствие ущерба.

         При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Администрацией правонарушение малозначительным, судом не установлено.

С учетом этого, обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание применено ниже низшего предела.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление следует признать законным и обоснованным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.110, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                          А.О. Колинько