620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
11 октября 2016 года Дело № А60-28299/2016
Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 11 октября 2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.В. Лесковец при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.Н. Буренок (до перерыва), секретарем судебного заседания А.С. Цивуниной (после перерыва) рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ХЛЕБТРАНС" (ИНН 6659106610, ОГРН 1046603149284)
к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании ненормативных актов регистрирующего органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 01.03.2016 (после перерыва),
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 22.06.2016 (до и после перерыва).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
28.09.2016 от заявителя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства. Суд, рассмотрев данное ходатайство, в его удовлетворении отказал на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 07.10.2016 до 09 час. 15 мин., после которого судебное заседание продолжено.
После перерыва представитель заявителя ходатайствовал об уточнении заявленных требований. Суд принял уточнение в порядке ст. 49 АПК РФ.
Иных заявлений, ходатайств не последовало.
Заявитель (с учетом принятых судом уточнений) обратился в Арбитражный суд Свердловской области к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с требованием о признании недействительными и отмене решений об отказе в государственной регистрации от 12.01.2016 №56584А и №56590А от 12.01.2016 и применении последствий признания недействительными ненормативных актов в виде обязания регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "ХЛЕБТРАНС" и внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором указало, что ликвидатором нарушен порядок ликвидации: в регистрирующий орган не представлено Уведомление по форме № Р15001 для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, предусмотренное п. 3 статьи 20 Закона № 129-ФЗ, в ЕГРЮЛ отсутствуют соответствующие сведения. Отсутствие сведений в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица препятствует осуществлению дальнейших процедур ликвидации, предусмотренных Законом № 129-ФЗ: государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, представленное в комплекте документов от 28.12.2015 вх. №56590А, расценено инспекцией как непредставленное.
Кроме того, представленная обществом на регистрацию бухгалтерская (финансовая) отчетность, по мнению регистрирующего органа, не может рассматриваться как ликвидационный баланс, поскольку не отвечает требованиям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заинтересованное лицо полагает, что достоверность сведений о порядке ликвидации, являющаяся обязательным условием для осуществление государственной регистрации ликвидации, обществом не соблюдена, в связи, с чем считает принятые решения законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Как следует из материалов дела, единственным участником общества «Хлебтранс» ФИО3 14.04.2015 принято решение №8 о добровольной ликвидации общества и назначении себя ликвидатором.
28.12.2015 ликвидатор обратился в инспекцию с заявлением по форме №Р15001 для внесения в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, одновременно с которым регистрирующий орган представлены промежуточный ликвидационный баланс, публикация в Вестнике государственной регистрации.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией принято решение от 12.01.2016 №56584А об отказе в государственной регистрации юридического лица по основанию, предусмотренному пп. а п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ), ввиду того, что среди представленных для регистрации документов отсутствует уведомление о ликвидации юридического лица.
Основанием для принятия данного решения послужило неверное заполнение заявления, а именно: ошибочно приложен лист «А» (Сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора), ошибочно заполнена дата принятия решения о ликвидации в разделе 2 на странице 001, на странице 004 листа «Б» вид сведений о заявителе ошибочно указано 1 вместо нужного - 4.
Учитывая вышеизложенное, регистрирующий орган посчитал, что уведомление считается не представленным, поскольку заполнено с нарушением закона.
28.12.2015 ликвидатор обратился в инспекцию с заявлением по форме №Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, одновременно с которым в регистрирующий орган представлены, в том числе ликвидационный баланс, решение единственного участника №9 о принятии решения о ликвидации общества от 31.08.2015, чек-ордер от 23.12.2015.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией принято решение от 12.01.2016 №56590А об отказе в государственной регистрации юридического лица по основанию, предусмотренному пп. а п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ), ввиду того, в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, что препятствует осуществлению дальнейших процедур ликвидации, предусмотренных Законом № 129-ФЗ.
Кроме того, регистрирующий орган посчитал, что представленная на регистрацию бухгалтерская (финансовая) отчетность не может рассматриваться как ликвидационный баланс, поскольку не отвечает требованиям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Полагая, что решения инспекции об отказе в государственной регистрации противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в связи с нижеследующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Нормами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2011 г. N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица не предусмотрено.
Ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождает заявителя в соответствии с нормами Закона N 129-ФЗ от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению документов при государственной регистрации. Однако такие нарушения, выявленные регистрирующим органом, должны свидетельствовать о невозможности регистрации поданных заявителем сведений.
Как следует из материалов дела, заявления формы №15001 было подано обществом в регистрирующий орган.
Изучив допущенные обществом отступления от установленных требований в части заполнения данных форм заявления, суд пришел к выводу о том, что данные неточности не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о непредставлении заявления.
Названные нарушения порядка заполнения заявления формы №Р15001 даже при их наличии являются формальными и не препятствовали регистрирующему органу внести соответствующие изменения в сведения в ЕГРЮЛ и не относятся к случаям, указанным в статье 23 Закона о государственной регистрации.
Доводы заинтересованного лица о том, что представленный обществом на регистрацию ликвидационный баланс по своему содержанию не соответствовал требованиям действующего законодательства (ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом рассмотрены и отклонены, поскольку доказательств того, что в представленном балансе неверно отражена кредиторская задолженность общества, что на момент обращения с заявлением о государственной регистрации в связи с ликвидацией у общества имеется непогашенная кредиторская задолженность, сведения о которой в нарушение ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не отражены в ликвидационном балансе, регистрирующим органом не представлено.
На основании изложенного, поскольку поступившие в регистрирующий орган заявления по форме и содержанию соответствовали требованиям действующего законодательства и содержали достаточные сведения, необходимые для государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, о внесении которых просило общество, то у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявлений.
При этом доказательства невозможности обработки налоговым органом информации при наличии в заявлениях указанных выше формальных отступлений от правил его заполнения не представлены.
При этом доказательства невозможности обработки налоговым органом информации при наличии в заявлении указанных выше формальных отступлений от правил его заполнения не представлены.
Таким образом, суд установил, что нарушения заявителем порядка ликвидации юридического лица, предусмотренного ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации налоговым органом не выявлено.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемые решения - признанию недействительными.
Руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Заявленные требования удовлетворить.
2.Признать недействительными решения ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации от 12.01.2016 №56584А и №56590А.
3.Обязать ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ХЛЕБТРАНС" путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "ХЛЕБТРАНС" в связи с его ликвидацией на основании представленных 28.12.2015 пакетов документов.
4.3. Взыскать с ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбургав пользу Общества с ограниченной ответственностью "ХЛЕБТРАНС" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья О.В. Лесковец