ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-28590/19 от 17.10.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

24 октября 2019 года                                                 Дело №А60-28590/2019

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 24 октября 2019 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Высоцкой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.О. Виноградовой (до перерыва), помощником судьи Н.С. Показаньевой (после перерыва) рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Уют" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания от 14.02.2019,

при участии в судебном заседании

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 10.10.2019 (до перерыва), ФИО2, представитель по доверенности от 17.04.2019;

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 04.02.2019 № 26/01-41Д.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Уют" (далее – заявитель, ООО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным заключения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в помещении, расположенном по адресу: <...>, от 14.02.2019.

Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Отделом по вопросам миграции отдела полиции № 14 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу в ходе неоднократного мониторинга информационной базы ППО «Территория» выявлен адрес (<...>), по которому ООО "Уют" производилась массовая постановка на учет иностранных граждан, о чем составлялись рапорты.

По факту возможного нарушения действующего законодательства, информация о массовой постановке на учет иностранных граждан была зарегистрирована в КУСП № 43278 от 24.12.2018.

24.12.2018 сотрудники полиции осуществили выезд по указанному адресу с целью установления факта фиктивной регистрации.

В ходе выезда было зафиксировано, что по адресу: <...> расположено двухэтажное нежилое здание, на первом этаже которого расположены водоматы питьевой воды, теплопункт, автомойка, шиномонтаж. На втором этаже расположено помещение, в котором находится 4 комнаты, туалетная комната, ванная комната, кухня. В первой комнате слева находится 6 койко-мест, фактически находится 6 иностранных граждан, во второй комнате слева - 8 койко-мест и находится 5 иностранных граждан, в третьей комнате справа - 8 койко-мест и находится 8 иностранных граждан, в комнате № 4 справа - 4 койко-места и находится 1 человек. На момент проверки по спорному адресу находилось 20 человек.

С лиц, занимающихся постановкой иностранных граждан на учет, были взяты объяснения: ФИО4. (директор ООО "Уют"), ФИО5 (отдел кадров).

С иностранных граждан, проживающих в разные периоды (с 12.01.2018 по 06.02.2019) также были взяты объяснения.

По результатам выезда был составлен рапорт от 22.01.2019. административным органом сделан вывод о том, что иностранные граждане, поставленные на учет, не могли фактически, с учетом имеющихся в наличии койко-мест, проживать там одновременно, после получения ответов на запросы было составлено и утверждено заключение об установлении факта фиктивной постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания от 14.02.2019. Заключение утверждено в порядке п. 5 Приказа ФМС России от 09.12.2014 N 649.

Не согласившись с указанным заключением, ООО "Уют" обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявитель указал, что ведет предпринимательскую деятельность в форме возмездного предоставления для проживания иностранным гражданам койко-мест по адресу: <...>, оспариваемое заключение препятствует дальнейшему осуществлению им предпринимательской деятельности

Проанализировав фактические обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

По смыслу ст.ст. 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоотношения в сфере миграции, определяющие основания и порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Закон № 109-ФЗ), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Порядок учета № 9).

Как следует из ст. 4 Закона № 109-ФЗ миграционный учет имеет, как правило, уведомительный характер (пункт 2) и осуществляется, в том числе в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод и для исполнения ими возложенных на них обязанностей (подп. 1 п. 1), а также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям (подп. 6 п. 1).

При этом в основу организации миграционного учета положены принципы свободы передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, защиты государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права, сочетания интересов личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты иных национальных интересов Российской Федерации, доступности совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета, а также унификации правил миграционного учета (п. 3 ст. 4 Закона № 109-ФЗ).

В силу п. 1 ч. 4 ст. 4 Закона № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе, регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с названным Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

При этом п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ определено, что под местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом № 109-ФЗ.

Частью 1 статьи 20 Закона № 109-ФЗ установлена обязанность иностранного гражданина в случае нахождения в месте пребывания встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены названным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Пунктом 2 части 3 той же статьи установлено, что уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации, должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

В соответствии с подп «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется принимающей стороной в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, либо направляется в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ определено, что принимающей стороной является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

В связи с этим, определяющим критерием для установления принимающей стороны является наличие или отсутствие трудовой деятельности иностранного гражданина - в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности принимающей стороной является организация (индивидуальный предприниматель), у которой он фактически осуществляет трудовую деятельность (находится), в случае отсутствия трудовой деятельности принимающей стороной является организация (индивидуальный предприниматель), у которой иностранный гражданин фактически проживает.

В пунктах 23 и 24 Порядка учета № 9 перечислены сведения, которые должны быть указаны в уведомлении о прибытии, в том числе адрес места пребывания и адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания).

Таким образом, из системного толкования изложенных выше норм Закона № 109-ФЗ следует, что принимающей стороной, обязанной сообщить в орган миграционного контроля о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, является физическое или юридическое лицо, которое непосредственно предоставило иностранному гражданину жилое или иное помещение для проживания или приняло иностранного гражданина на работу, а местом пребывания иностранного гражданина является жилое помещение, иное помещение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства является одной из форм регулирования миграционных процессов и осуществляется, в том числе в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещении иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции.

 Таким образом, данные о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания, направляемые принимаемой стороной в орган миграционного учета, должны соответствовать действительности.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 23 Закона № 109-ФЗ установление в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания является основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О миграционном учете» под учетом иностранных граждан по месту пребывания понимается фиксация в установленном порядке уполномоченными органами сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания.

Соответствующий порядок утвержден Приказом ФМС России от 09.12.2014 № 649 «Об утверждении Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, и Порядка установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2015 № 36235).

Пунктами 2.2, 2.3 Порядка установлено, что факт фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, признается установленным в случаях, если имеется подтверждение, что иностранный гражданин зарегистрирован по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить ему это помещение для проживания.

В силу п. 5 Порядка при получении данных, свидетельствующих о наличии одного из обстоятельств, указанных в пунктах 2.1 - 2.3 настоящего Порядка, в течение 3 рабочих дней сотрудник выносит мотивированное заключение об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства и снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства. Заключение утверждается руководителем (начальником) территориального органа ФМС России или его заместителем, руководителем (начальником) структурного подразделения территориального органа ФМС России или его заместителем в соответствии с полномочиями, предусмотренными их должностными регламентами (должностными инструкциями).

Органом миграционного учета установлено и материалами проверки подтверждается, что иностранные граждане зарегистрированы по спорному адресу без намерения проживать в соответствующем жилом помещении. Кроме того, наниматель собственника помещения не имел намерения предоставить всем зарегистрированным гражданам помещение для проживания в течение всего срока постановки на учет.

Из объяснений иностранных граждан также следует, что они оформили регистрацию по спорному адресу через посредников за деньги, фактически по данному адресу не проживали и не проживают.

Доказательств обратного суду не представлено.

В связи с чем, административный орган обоснованно признал постановку иностранных граждан по спорному адресу фиктивной.

Заинтересованное лицо также указало на несоответствие спорного помещения санитарному законодательству, заселение жилых помещений, непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается.

Согласно п. 3 Порядка, основанием для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации является получение сотрудникамиорганов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированными к ФМС России, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками территориальных органов ФМС России соответствующей информации.

Процедура установления факта фиктивной регистрации заинтересованным лицом не нарушена.

Доказательств, опровергающих указанные факты, заявителем в материалы дела не представлено.

С учетом вышесказанного, заключение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

В настоящем случае, учитывая законность и обоснованность заключения заинтересованного лица, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не могут быть признаны нарушенными.

Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Учитывая, что в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                          Е.В. Высоцкая