ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-28616/13 от 31.10.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

31 октября 2013 года Дело №А60-  28616/2013

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 31 октября 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Н.Федоровой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.В.Трапенок рассмотрел в предварительном судебном заседании дело №А60-28616/2013

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Текстильная Торговая Компания" (ООО «ТТК») (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной ИФНС России № 25 по Свердловской области

об обжаловании решения налогового органа,

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Свердловской области по веб-адресу: www.ekaterinburg.arbitr.ru.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность от 24.10.2013 (до перерыва),

ФИО2, представитель, доверенность от 30.10.2013 (после перерыва),

от заинтересованного лица – ФИО3, представитель, доверенность от 14.02.2013 № 04-13/03505.

Процессуальные права и обязанности судом разъяснены, отводов составу суда не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заявитель обратился в арбитражный суд с иском к заинтересованному лицу о признании недействительным решения МИФНС России № 25 по Свердловской области от 22.07.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица, а также обязать налоговый орган зарегистрировать прекращение деятельности ООО «ТТК» в связи с его ликвидацией по решению единственного участника общества на основании представленного 15.07.2013 пакета документов вх. № 5279.

Заявитель ссылается на то, что обществом соблюден порядок ликвидации, предусмотренный ст.61,62,32,64 ГК РФ и ст.20,21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В предварительном судебном заседании 01.10.2013 заявитель требования поддержал, заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.

В судебном заседании 24.10.2013 заявитель требования поддержал, доказательства сдачи налоговой отчетности не представил.

В судебном заседании объявлен перерыв до 31.10.2013 для представления заявителем дополнительных документов.

После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда. ООО «ТТК» пояснило, что доказательства сдачи налоговой отчетности за 4 квартал 2012 года у общества отсутствует, однако, считает, что данное обстоятельство не является основанием для отказа налоговому органу в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

  Единственным участником ООО «ТТК» 19.02.2012 было принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора.

Сообщение о ликвидации ООО «ТТК» было размещено 31.10.2012 в «Вестнике государственной регистрации» с указанием двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов.

Из материалов дела следует, что заявитель 15.07.2013 обратился в налоговый орган с заявлением по форме 16001 и перечнем документов, необходимых для регистрации прекращения деятельности юридического лица при ликвидации.

МИФНС России № 25 по Свердловской области было принято решение от 22.07.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица, в связи с тем, что ликвидационной баланс считается не предоставленным, поскольку в нем имеется несоответствие сведений в части уплаты обязательных платежей в бюджет.

Заявитель указал, что сведения в ликвидационный баланс, утвержденный 05.12.2012, были внесены на основании справки от 05.12.2012 № 34537, выданной обществу налоговой инспекцией о том, что по состоянию на 05.12.2012 общество не имеет неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей.

В предварительном судебном заседании 01.10.2013 заявитель требования поддержал. Заинтересованное лицо представило отзыв, с требованиями заявителя не согласно. МИФНС России № 25 по Свердловской области пояснила, что в результате проведенной налоговым органом камеральной проверки было установлено отсутствие следующих деклараций от ООО «ТТК»: расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2012 года, налоговая и бухгалтерская отчетность за 12 месяцев 2012 года, налоговая декларация по налогу на прибыль за 12 месяцев 2012 года.

В силу ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Налоговый орган указал, что по данным бухгалтерского баланса на учете числятся основные средства: на 01.01.2012 – 1351 тыс. руб., на 01.04.2012 – 1278 тыс. руб., на 01.07.2012 – 1204 руб., на 01.10.2012 – 1130 тыс. руб., однако данные сведения в ликвидационном балансе не отражены.

В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.

В судебном заседании 24.10.2013 заявитель требования поддержал, доказательства сдачи налоговой отчетности не представил.

В судебном заседании объявлен перерыв до 31.10.2013 для представления заявителем дополнительных документов.

После объявленного перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда. ООО «ТТК» пояснило, что доказательства сдачи налоговой отчетности за 4 квартал 2012 года у общества отсутствует, однако, считает, что на основании ч. 1 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» данное обстоятельство не является основанием для отказа налоговому органу в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица.

Из материалов дела судом установлено, что налоговым органом, который был уведомлен о ликвидации организации надлежащим образом, в двухмесячный срок не были предъявлены требования о погашении обществом возможной задолженности перед бюджетом, кроме того, камеральных проверок в отношении ООО «ТТК» не проводилось.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами (ст. 62 названного Кодекса).

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов либо представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации применительно к данной ситуации указанным Законом не предусмотрено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд счел такое основание отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, указанное в решении налогового органа от 22.07.2013, как непредставление ликвидационного баланса, несостоятельным.

Поскольку представление налоговой отчетности и уплата обязательных платежей в федеральный бюджет является основной обязанностью юридического лица в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации, регистрирующий орган при непредставлении налоговых деклараций в сроки, установленные законом, направляет юридическому лицу соответствующее требование, а также составляет протокол об административном правонарушении для взыскания штрафных санкций.

Однако непредставление налоговой не является одним из оснований отказа в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица, исходя из закрытого перечня оснований, содержащихся в ч. 1 ст. 23 ФЗ № 129-ФЗ.

Таким образом, суд установил, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации; в надлежащий регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные законом.

При этом, как установлено судом, оснований полагать, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе заявителем отражены недостоверные сведения, не имеется.

Из изложенного следует, что основания для отказа в государственной регистрации у заинтересованного лица отсутствовали.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение МИФНС России № 25 по Свердловской области от 22.07.2013 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявление ООО «Текстильная ТорговаяКомпания» обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области от 22.07.2013 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Текстильная Торговая Компания» в связи с непредставлением определенных ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области в течение 10-ти дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Текстильная Торговая Компания» в связи ликвидацией по представленным документам от 15.07.2013 вх. № 5279.

3. В порядке распределения судебных расходов ( ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Текстильная Торговая Компания» 2000 (две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Е.Н.Федорова