АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
09 ноября 2016 года Дело № А60-28744/2016
Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Т.И.Шулеповой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А.Газиевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-28744/2016
по иску (заявлению) МУП ЖКХ "ТЕПЛОСЕТИ" (ИНН 4338006539)
к ФКУ "ОСК ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА" (ИНН <***>) , третье лицо: РСТ по Кировской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области
о взыскании 11 347 696 рублей 25 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца не явились, извещены
от ответчика ФИО1, представитель по доверенности от 07.07.15
от третьих лиц- не явились, извещены, представлены отзывы
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Истец просил взыскать с ответчика 11 347 696руб.25коп. долга за поставленную в период с декабря 2015 года по апрель 2016 года тепловую энергию.
Ответчик в предварительное заседание представил отзыв (изложен в определении от 23.08.16).
Истец в судебное заседание 23.08.16 представил возражение на отзыв(изложено в определении от 23.08.16).
Истец в судебном заседании 23.08.16 уточнил иск.
Просил взыскать с ФКУ «Объединенное стратегическое командований Центрального
военного округа» задолженность за потребленную тепловую энергию в сумме
6320389рублей 77 копеек, за период с декабря 2015 года по апрель 2016 года в пользу МУП ЖКХ
«Теплосети».
Уточнение принято судом в порядке ст.49 АПК РФ.
Ответчик представил дополнительный отзыв(изложен в определении от 23.08.16).
С учетом представленных доводов и возражений суд пришел к выводу о том, что между сторонами идет спор о начислениях платы за тепловую энергию либо по строительному объемы зданий, либо по частично отапливаемым площадям, а также по применяемому тарифу и нормативу, которые устанавливаются РСТ по Кировской области.
В связи с чем суд счел необходимым привлечь РСТ по Кировской области к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований по ст.51 АПК РФ и отложил рассмотрение дела по ст.158 АПК РФ.
В судебное заседание 23.09.16 РСТ по Кировской области представлен отзыв ( изложен в определении от 23.09.16).
В судебное заседание 23.09.16 истец представил письмо вМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 05.09.16 № 1372 (изложено в определении от 23.09.16)
Поскольку ответ на данное письмо истцу не поступил, истец просил привлечь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований для дачи пояснений суду по вопросу применения МУП ЖКХ| «Теплосети» норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды , для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Учитывая предмет спора, доводы и возражения сторон, суд счел возможным данное ходатайство удовлетворить по ст.51 АПК РФ, в связи с чем рассмотрение дела определением от 23.09.16 было отложено по ст.158 АПК РФ.
В судебное заседание 19.10.16 от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области поступил ответ от 06.10.16 №3267-56-01-7 (изложен в определении от 19.10.16)
Также в судебное заседание 19.10.16 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области представлен отзыв(изложен в определении от 19.10.16)
Истец в судебное заседание 19.10.16 представил пояснения, ответчик представил акты выполненных работ и документы об оплатах.
Поскольку документы представлены непосредственно в судебное заседание, суд определением от 19.10.16 рассмотрение дела по ст.158 АПК РФ на 08.11.16 на 12час.00мин. иобязал истца и ответчика в срок до 31.10.16 представить дополнительные доводы и возражения с учетом отзывов третьих лиц, представить пояснения по толкованию условий договора по приложению № 2.
Во исполнение определения суда от истца 04.10.16 поступили пояснения.
От ответчика 27.10.16 поступил сводный дополнительный отзыв.
07.11.16 от истца поступило дополнение к исковому заявлению
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец просит взыскать с ответчика 6320389руб.77коп. долга за поставленную в период с декабря 2015 года по апрель 2016 года тепловую энергию по государственному контракту №55/к/147 от 20.04.16( п.3.1договора- дата начала оказания услуг по теплоснабжению 01.12.15).
Ответчик указал , что с учетом показаний приборов учета, установленных на объектах ответчика 01.01.16, задолженность по оплате поставленной тепловой энергии отсутствует.
При этом предметом спора между сторонами является применение истцом норматива на подогрев холодной воды по горячему водоснабжению.
В обоснование заявленных требований и расчетов истец указал следующее .
В соответствии с пунктом 8 Правил № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06.05.2011 г. в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды.
Данный абзац пункта введен 1 постановлением правительства РФ от 14.02.2015 №129 Для расчета начисления платы за горячее водоснабжение необходимо применение норматива тепловой энергии на подогрев теплоносителя (холодной воды).
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему ' водоснабжению утвержден Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15.07.2015г. № 101-р.
Ответчик представил возражения по расчетам истца, указав следующее.
Между Истцом и Ответчиком заключен государственный контракт от 20.04.2016 года № 55/к/147 на оказание услуг теплоснабжения для нужд ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (Далее — государственный контракт),по условиям которого Исполнитель обязуется поставлять 853 отделу территориальному эксплуатации и контроля за оказанием услуг (далее - Получатель услуг) через присоединенную сеть тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения, а Заказчик обязался оплатить тепловую энергию установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом.
Во-первых,в соответствии с п. 4.3 государственного контракта тарифы на теплоснабжение утверждаются и вводятся решениями Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 28.11.2014 года № 41/11-тэ-2015 и от 17.12.2014 года № 46/6-кс-2015, от 20.11. 2015 года№ 44/6-кс-2016 и от 20.11.2016 года№ 44/5-тэ-2016.
Региональная служба по тарифам Кировской области (РСТ Кировской области) в соответствии с представленным в материалы судебного дела отзывом подтвердила правомерность указанных тарифов, разъяснив, что на 2015-2016 годы решениями РСТ Кировской области от 17.12.2014 года № 46/6-кс-2015, 20.11.2015 года № 44/6-кс-2016 установлены тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения, решениями РСТ Кировской области от 28.11.2014 года № 41/11-ТЭ-2015, от 20.11.2015 года № 44/5-тэ-2016 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП ЖКХ «Теплосети».
Указав при этом, что определение объемов поставляемой тепловой энергии от поставщика потребителю в компетенцию РСТ Кировской области не входит.
Во-вторых, согласно пункту 6.1 государственного контракта учет принятой Получателем услуг тепловой энергии и теплоносителя осуществляется узлами (приборами учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктом 6.3. при отсутствии узла (прибора) учета в точке поставки или выхода его из строя, учет и определение объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя осуществляется с учетом расчетных тепловых нагрузок Заказчика согласно Приложению № 2 к Контракту.
В соответствии с пунктом 1.1.6. государственного контракта Теплоноситель- пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии, Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
Факт учета принятой Получателем услуг тепловой энергии и теплоносителя с 01.01.2016 года в соответствии с приборами учета теплоэнергоресурсов сторонами не оспаривается.
Следовательно, приборы учета тепла показывают одновременно и расход тепловой энергии на отопление и на подогрев теплоносителя, которые используются для передачи тепловой энергии, в виде воды в открытых системах теплоснабжения для горячего водоснабжения и для теплоснабжения.
В соответствии с указанными условиями государственного контракта объем тепловой энергии на подогрев теплоносителя за декабрь 2015 года, в отсутствие приборов учета в указанный период, правомерно рассчитан Истцом исходя из Приложения № 2, к Контракту в размере 135,387 Гкал, однакопозиция Истца о применении договорных величин, указанных в Приложении № 2 к государственному контракту за период с 01.01.2016 года по 31.04.2016 года, при наличии введенных с 01.01.2016 года в эксплуатацию и поставленных на коммерческий учет приборов учета теплоэнергоресурсов, противоречит условиям заключенного государственного контракта.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в письме от 06.10.2016 года исх. № 3267-56-01-07, как и в представленном в материалы дела отзыве разъяснило, что применение нормативов на подогрев, утвержденных распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15.07.2015 года № 101 -р, для начисления платы за горячее водоснабжение иным потребителям, не являющимися собственниками или нанимателями жилых помещений многоквартирных домов возможно, но если данное условие содержится в договоре на горячее водоснабжение, заключенное между ресурсоснабжающей организацией и потребителем.
В рассматриваемом случае условиями государственного контракта дополнительного норматива на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению - не предусмотрено, поскольку согласно выше названным условиям государственного контракта показываемый приборами учета объем подогрева теплоносителя применяется для предоставления услуг, как по отоплению, так и по горячему водоснабжению, в противном случае, если придерживаться позиции Истца, то Ответчик дважды должен оплатить подогрев теплоносителя, как для отопления, так и для горячего водоснабжения, в связи с чем, суммарный объем потребленных теплоэнергоресурсов превысит показания приборов учета за спорный период.
Управление ЖКХ ФИО2 разъяснило, что установленные распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 15.07.2015 года № 101-р нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, увеличат плату за горячее водоснабжение, но при этом там, где установлен единый прибор учета на теплоснабжение (отопление и подогрев), в связи с увеличением норматива на подогрев, снизится при начислении платы за отопление расход тепловой энергии, соответственно снизится и корректировка на отопление.
Другими словами, если Истец настаивает на применении норматива на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, то правомерно со стороны поставщика услуг сторнировать объем подогрева теплоносителя, который показывает прибор учета на оказание услуг по отоплению, в противном случае Ответчик должен дважды оплатить подогрев теплоносителя, как для отопления, так и для горячего водоснабжения.
В-третьих,в силу пункта 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (Далее - Закон № 190-ФЗ),под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
При этом открытая система теплоснабжения относится к централизованным системам теплоснабжения (горячего водоснабжения), посредством которых потребитель (в том числе в объектах жилищного фонда) обеспечивается ресурсом для нужд горячего водоснабжения (пункт 27 статьи 2 Федеральный закон от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
По смыслу приведенных понятий, установление самого факта осуществления теплоснабжения объекта, технологически подключенного к открытой системе теплоснабжения, предполагает наличие возможности для отбора горячей воды (теплоносителя) из централизованных тепловых систем теплоснабжающей организации. Согласно пункту 5 статьи 9 Закона № 190-ФЗ, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаютсяв виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель (пункт 87 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 года№ 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»).
Согласно пункту 49 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 «Об основах ценообразования...» тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на 10 тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Порядок определения размера платы коммунальных услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в ред. от 29.06.2016 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Далее — Правила № 354).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (пункт 38 Правил № 354).
Согласно пункту 42 Правил № 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды:
р. = V" xT'+Q" хГъ где:
Vй
1 - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям
индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении;
- компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
О"
1 - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i- м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение Vj" и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Представленный Истцом в возражениях на отзыв расчет - не соответствует выше указанной формуле, при этом Истец не ссылается на иной действующий нормативно-правовой акт, в соответствии которым приведенный им расчет подтверждал бы правомерность рассчитанной суммы.
Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства
Кировской области от 15.07.2015 года № 101 -р, на которое ссылается
Истец в обоснование указанного норматива, предусмотрены нормативы
расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для
представления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в
зависимости от системы горячего водоснабжения с изолированными
стояками с полотенцесушителями, без полотенцесушителей; с
неизолированными стояками с полотенцесушителями, без
полотенцесушителей.
Истец в представленном расчете применяя норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды с системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками с полотенцесушителями в размере - 0,0684 куб.м, не приводит доказательств правомерности применения именно этого цифрового показателя норматива.
Кроме того, Истец приходит к выводу о том, что возможность применения норматива расхода тепловой энергии, на подогрев холодной воды по горячему водоснабжению предусмотрена Приложением № 2 к государственному контракту.
В соответствии с пунктом 3.3. государственного контракта количество (договорные величины) подаваемой по настоящему Контракту Исполнителем Получателю услуг тепловой энергии в текущем календарном году с разбивкой по месяцам установлено в Приложении № 2 к Контракту по каждой точке поставки.
Однако, как уже было сказано выше, поскольку в рассматриваемом случае учет принятой Получателем услуг тепловой энергии и теплоносителя осуществляется приборами учета, следовательно, неправомерно вообще обращаться к Приложению № 2 по определению объема потребленной тепловой энергии и теплоносителя.
Кроме того, в указанном Приложении и в приведенном ниже расчете стоимости теплопотребления отсутствует указание на применение какого-либо норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды по горячему водоснабжению.
Расчет стоимости теплопотребления представлен исходя из общего объема теплопотребления на соответствующий период, тарифов на теплоноситель и тепловую энергию, с учетом компонентов на тепловую энергию по одноставочному тарифу в размере - 2988,20 руб./Гкал. (первое полугодие), 3478,4 руб./Гкал. (второе полугодие) в соответствии с решением Правления РСТ Кировской области от 20.11. 2015 года № 44/5-тэ-2016, при этом и здесь Истец неправомерно в нарушение положений указанного Приложения в своем расчете применяет компонент на тепловую энергию по одноставочному тарифу в размере - 3526,08 руб./Гкал., применяемый для населения.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2016 года по рассматриваемому делу обязал Истца представить расчет заявленных требований без норматива на подогрев холодной воды по горячему водоснабжению, в соответствии с представленным расчетом и приобщенными Ответчиком в материалы судебного дела актами оказанных, принятых, услуг, расчетно-платежными документам, задолженность у ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» по тепловой энергии на подогрев теплоносителя перед МУП ЖКХ «Теплосети» -отсутствует.
На основании изложенного ответчик просит в иске отказать.
7.11.16 истец представил пояснения по иску, указав следующее.
Приложение №2 к Государственному контракту №55/к/147 от 20.04.2016г. {как и все остальные приложения и сам контракт) разрабатывалось Ответчиком и согласовывалось с Истцом с целью определения цены контракта. В период действия предыдущего контракта расчеты производились как по объемам объектов Ответчика, так и по прибором учета принадлежащим Истцу. Объемы указанные в приложении №2 взяты по средним показателям предыдущего контракт 2014-2015гг. т.е. при определении цены контракта были учтены объемы теплопотреблениякак на отопление так и на подогрев теплоносителя. В приложении №3 указан перечень отапливаемых объектов. Их них по пунктам с 1 по 18,44,46,47 расчет велся по объемам потребления, а по всем остальным по приборам Истца.
Несмотря на расчеты как по приборам учета, так и по нормативом потребления. Истцом были определены в приложении № 2 ежемесячное потребление (но всем объектам) теплопотребление для нужд отопление, объем теплоносителя для нужд горячего водоснабжения, объем теплопотребления на подогрев объема теплоносителя потребленного для нужд ГВС. Также Истцом был применен норматив на подогрев 0.0684 при определении объема потребления на подогрев (последний столбец). Это видно при расчете:
На примере января 2016 года пункт 3
2542 (объем теплоносителя) *0,0684 (норматив на подогрев) = 173,873 (объем теплопотребления на подогрев)
Учитывая, что система отопления в ЗАТО Первомайский открытая, теплоноситель для нужд горячего водоснабжения Ответчиком забирается из системы отопления.
Приборы учета тепловой энергии, установленные на объектах МО РФ находятсяна
балансе Ответчика. Начисление платы за тепловую энергию производится на основании представленных Ответчиком распечаток с приборов учета. Согласно отчетов о потреблении тепловой энергии с приборов учета, видно, что не отражается учет потребления теплоносителя для нужд ГВС, поэтому он определяется как разница между объемом теплоносителя поступившим в здание и вышедшим из него. При визуальном осмотре распечаток не возможно определить учтен ли расход тепловой энергии на подогрев объема теплоносителя оставшегося (израсходованного) в объектах на нужды ГВС. это возможно при привлечении специалистов. Для установления настроечных параметров, для определения формул расчетов и схемы расчета заложенных в прибор учета необходимо привлечение специализированной организации, которая может установить на что прибор учета запрограммирован и какие параметры он учитывает.
Полагаем, что для разрешения настоящего иска необходимо привлечение специализированной организации для изучения настроечных параметров приборов учета установленных на объектах, где имеется потребление теплоносителя для нужд ГВС.
В Кировской области региональным представителем завода изготовителя ЗАО «Взлет» приборов учета тепловой энергии «Взлет ТСМ-М», по которым идет коммерческий учет, является ООО «Энергомонтаж» ОГРН 1094345011760 находящийся по адресу: 610002. г. Киров, у д. Володарского, д. 146. МУП ЖКХ «Теплосети» готово заключить договор с ООО «Энергомонтаж» для предоставления дополнительной информации но приборам учета тепловой энергии.
С учетом изложенного истец просит рассмотрение дела отложить.
Суд не находит оснований для удовлетворения данного ходатайства и иска в связи с нижеследующим.
Принимая во внимание , что тепловая энергия поставлялась ответчику не для перепродажи, а в целях собственного потребления коммунальных услуг, суд признает, что к правоотношениям сторон в спорный период подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354),
В силу ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при отсутствии в точках учета приборов учета.
В соответствии с абз. 8 п. 2 Правил N 354 коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети. Тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно ч. 5 ст. 9 Закона о теплоснабжении тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Норма аналогичного содержания закреплена в п. 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520. Применение двухкомпонентного тарифа обусловлено спецификой ресурса - горячее водоснабжение (далее - ГВС).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2011 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, исходя из объемов потребления, определенных по показаниям приборов учета или (в их отсутствие) по нормативам потребления.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее Правила N 306) и п. 5 Постановлениям Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354) нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 32(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также конструктивных особенностей таких домов.
Согласно п. 45(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется с учетом положений, установленных пунктами 32 - 32(2) Правил N 306.
В силу п. 24(1) приложения N 1 к Правилам N 306 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода определяется по формуле 23(1) данных Правил N 306.
Приведенные показатели используются при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяемого по формуле 23 Правил N 354, к которой отсылает пункт 42 данных Правил N 354 применительно к обстоятельствам настоящего дела, когда отсутствует прибор учета горячей воды и установлен двухкомпонентный тариф на данную коммунальную услугу.
В спорном случае приборы учета горячей воды у ответчика установлены, следовательно, для расчетов должны применять показания приборов учета , которые фиксируют потребление и ГВС и теплоносителя , поскольку в силу наличия открытой системы теплоснабжения, предполагается наличие возможности для отбора горячей воды (теплоносителя) из централизованных тепловых систем теплоснабжающей организации, т.к. открытая система теплоснабжения относится к централизованным системам теплоснабжения (горячего водоснабжения), посредством которых потребитель обеспечивается ресурсом для нужд горячего водоснабжения (пункт 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Таким образом ,основания для удовлетворения ходатайства истца об изучении настроечных параметров приборов учета установленных на объектах, где имеется потребление теплоносителя для нужд ГВС, отсутствуют, поскольку сам факт исправности приборов учета ответчика истцом не оспаривается.
С учетом вышеизложенного , принимая во внимание, что по показаниям приборов учета ответчик произвел расчеты с истцом за поставленную в период с декабря 2015 года по апрель 2016 года тепловую энергию по государственному контракту №55/к/147 от 20.04.16, основания для удовлетворения по ст.544 ГК РФ требований истца о взыскании с ответчика 6320389руб.77коп. долга за поставленную в период с декабря 2015 года по апрель 2016 года тепловую энергию по государственному контракту №55/к/147 от 20.04.16 не имеется.
В связи с тем , что истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка в уплате госпошлины, сумма пошлины с уточненных требований подлежит взысканию с истца в доход бюджета по ст.110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.В иске отказать.
2.Взыскать с МУП ЖКХ "ТЕПЛОСЕТИ" (ИНН <***>) в доход федерального бюджета 54602руб. госпошлины.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Т.И.Шулепова