ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-28916/13 от 03.10.2013 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

08 октября 2013 года                                                      Дело №А60-28916/2013

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 08 октября 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О.Никифоровой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-28916/2013

по заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным ненормативного акта,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;

от заинтересованного лица – ФИО1, представитель по доверенности № 05-01/6385 от 16.10.2012, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности № 05-01/726 от 11.02.2013, паспорт.

Представителям заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу об устранении выявленных нарушений № 111-5 от 20.06.2013.

Заинтересованным лицом представлен отзыв, просит требования заявителя оставить без удовлетворения.

17.09.2013 поступило заявление Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела в размере 43640 руб. 00 коп.

В судебном заседании заинтересованное лицо представило дополнительные документы по реестру. Документы приобщены к материалам дела. Так же заинтересованным лицом представлены письменные возражения на ходатайство заявителя о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей заинтересованного лица, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В период с 13.05.2013 по 07.06.2013 департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу проведена выездная плановая проверка осуществления уполномоченным исполнительным органом Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа – департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент, автономный округ) переданных полномочий Российской Федерации, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и расходования средств, предоставленных на осуществление переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета (далее – проверка).

В предмет проверки вошла оценка:

- полноты и качества осуществления переданных полномочий Российской Федерации, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

- расходования средств, предоставленных на осуществление переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции.

По результатам проверки был составлен акт проверки осуществления Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа переданных полномочий Российской Федерации от 07.06.2013 № 111 (далее – акт проверки).

Пунктом 3.8. акта проверки зафиксировано следующее.

Выдача разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в проверяемый период департаментом не осуществлялась в связи с отсутствием заявок.

Решением департамента от 17.08.2012 № 01 были аннулированы 3 разрешения на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира (кабанов), выданные некоммерческой организации «Фонд биоресурсов Ямала» (далее – Фонд), от 02.07.2008 со сроком действия 02.07.2008 - 02.07.2013 (2 разрешения), от 22.09.2008 со сроком действия 22.09.2008 - 22.09.2013 (1 разрешение).

Решения об аннулировании разрешений приняты на основании решения Салехардского городского суда от 16.08.2012 по гражданскому делу № 2-1375 о ликвидации Фонда. Имущество, приобретенное с целью осуществления мероприятий по акклиматизации и сохранению диких животных (кабаны) определено путем передачи его по целевому назначению в государственное казенное учреждение «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа».

На основании вышеизложенного комиссией сделан вывод, что департаментом в нарушение пунктов 3, 4, 6 приказа Минприроды России от 24.12.2010 № 561 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы  такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания» (далее – Порядок, утвержденный приказом Минприроды России № 561), кабаны, переданные в государственное казенное учреждение «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа», содержатся без соответствующего разрешения.

На основании данного акта проверки Государственным инспектором по Уральскому Федеральному округу департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО3 (далее – заинтересованное лицо, Государственный инспектор) заявителю было вынесено предписание № 111-5 от 20.06.2013 об устранении выявленных нарушений (далее – предписание), в соответствии с которым, департаменту в срок до 01.11.2013 необходимо решить в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопрос содержания и разведения в полувольных условиях кабанов, переданных в государственное казенное учреждение «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа».

Основание вынесения предписания: ст. 49 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) и Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, утвержденный приказом Минприроды России № 561.

Считая, что департаментом – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу указанным предписанием, в нарушение требований ст. 49 Федерального закона № 209-ФЗ и Порядка выдачи разрешений, на департамент незаконно возлагаются обязанности по решению вопроса содержания и разведения в полувольных условиях кабанов, переданных в государственное казенное учреждение «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа», в связи с чем предписание подлежит отмене, Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся: 1) млекопитающие, в том числе кабан.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 209-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление 10 полномочий, в том числе:

- организацию и осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (п. 1);

- выдачу разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (кроме охотничьих ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (п. 7);

- осуществление федерального государственного охотничьего надзора на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (п. 10).

Частью 1 ст. 40 Федерального закона № 209-ФЗ установлено, что задачами федерального государственного охотничьего надзора являются выявление, предупреждение и пресечение нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положением о федеральном государственном охотничьем надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 29 определено:

п. 9. Государственный надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством:

а) проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок с соблюдением требований, установленных статьями 9-13 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

б) систематического наблюдения за исполнением требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

в) анализа и прогнозирования состояния исполнения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно п.п. 1.1, раздела I Положения о департаменте природно-ресурсного урегулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2013 № 297-П, Департамент ЯНАО является центральным исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и государственный надзор, а также обеспечивающим реализацию полномочий автономного округа как субъекта Российской Федерации в областях использования и охраны недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в других областях.

Следовательно, Департамент наделен всеми полномочиями (контрольно -надзорными, исполнительно - распорядительными, осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов) по решению вопросов содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Статьей 49 Федерального закона № 209-ФЗ установлено:

1. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляется в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или в целях их реализации в соответствии с гражданским законодательством;

2. Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании охотхозяйственных соглашений и при наличии разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.

В целях реализации ст. 49 Федерального закона № 209-ФЗ приказом Минприроды России от 24.12.2010 № 561 утвержден Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования (далее – Порядок). Порядком установлено следующее:

Согласно п. 3. разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», заключившим охотхозяйственные соглашения по их заявлениям.

В соответствии с п. 4. разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания выдаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, за исключением случаев, указанных в пункте 5 Порядка.

Исходя из норм и требований, указанных выше нормативных правовых актов, следует, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями) может осуществляться на основании разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов. Это обязательное требование. Отсутствие указанных разрешений, является нарушением обязательных требований.

В соответствии с Положением о департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2013 № 297-П «О департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа» Департамент ЯНАО осуществляет координацию, регулирование и контроль за деятельностью находящихся в его ведении организаций.

Как следует из материалов проверки по осуществлению Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа переданных полномочий Российской Федерации, ГКУ «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа» является подведомственным учреждением Департамента ЯНАО.

При проведении проверки было установлено, что на основании решения Салехардского городского суда от 16.08.2012 по гражданскому делу № 2-1375 о ликвидации некоммерческой организации «Фонд биоресурсов Ямала», путем передачи имущества ликвидированной организации, ГКУ «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа» содержит в полувольных условиях (в вольере) кабанов без соответствующего разрешения.

В акте от 07.06.2013 № 111 отмечено, что в нарушение пунктов 3, 4, 6 приказа Минприроды России от 24.12.2010 № 561 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, отказа в их выдаче или их аннулирования, формы такого разрешения, а также порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания», кабаны содержатся без соответствующего разрешения.

Департамент ЯНАО на основании решения Салехардского городского суда от 18.08.2012 по гражданскому делу № 2-1375 о ликвидации некоммерческой организации «Фонд биоресурсов Ямала» решением от 17.08.2012 № 01 самостоятельно аннулировал ранее выданные этой организации разрешения на содержание и разведение кабанов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (2 разрешения от 02.07.2008 со сроком действия 02.07.2008 - 02.07.2013, 1 разрешение от 22.09.2008 со сроком действия 22.09.2008 -22.09.2013). С августа 2012 года до проведения проверки при наличии факта нарушения обязательного требования федерального законодательства Департамент ЯНАО, как уполномоченный орган Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа по переданным полномочиям Российской Федерации, бездействовал в принятии решений и соответствующих мер по его устранению.

В целях устранения выявленного нарушения государственным инспектором по Уральскому федеральному округу Департаменту выдано предписание от 20.06.2013 № 111-5 об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения - 01.11.2013. Департаменту предписано «Решить в соответствии с действующим законодательством вопрос содержания и разведения в полувольных условиях кабанов, переданных ГКУ «Служба по охране, контролю и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа».

Таким образом, суд пришел к выводу, что Департаментом УрФО предписание от 20.06.2013 № 111-5 об устранении выявленных нарушений выдано Департаменту ЯНАО в рамках действующего законодательства.

Доводы Департамента ЯНАО противоречат фактическим обстоятельствам и материалам дела.  

На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В отношении требования Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела в размере 43640 руб. 00 коп. суд отмечает следующее.

Согласно норме ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся к судебным издержкам.        

В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая результат рассмотрения спора, требование заявителя в указанной части удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требования, заявленные Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                            Н.И.Ремезова