АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
31 августа 2021 года Дело №А60-29004/2021
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2021 года
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Фоминой при ведении аудиопротоколирования и протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.Н. Сиковой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Прокуратуры Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации Усть-Ницинского сельского поселения Слободо-
Туринского муниципального района Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 8/2-15-2021 от 11.06.2021, удостоверение ТО №299765,
от заинтересованного лица: не явились, извещены,
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Свердловской области (далее – заявитель, Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Усть-Ницинского сельского поселения Слободо-
Туринского муниципального района Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Администрация Усть-Ницинского сельского поселения) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 15.06.2021 заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 16.07.2021.
12.07.2021 от заинтересованного лица поступил отзыв.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 16.07.2021 назначено судебное заседание на 30.08.2021.
30.08.2021 в судебное заседание явился представитель заявителя, заинтересованное лицо не явилось, извещено надлежащим образом.
Суд на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил провести судебное заседание в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом.
Заявитель требование поддержал, заявлений, ходатайств не поступило.
Суд на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил провести судебное заседание в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом.
Арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой при проведении анализа состояния законности на поднадзорной территории по вопросам осуществления организации ритуальных услуг установлен факт бездействия Администрации Усть-Ницинского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории Усть-Ницинского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выраженного в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела..
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов стороны судом сделан вывод о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу ст. 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 12 ст. 2 Закона Свердловской области от 10.10.2014 № 86-03 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области» за сельскими поселениями, расположенными на территории Свердловской области, закрепляется вопрос организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Положениями ст. 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Законом о погребении установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (ст. 9).
Указом Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусмотрено оказание специализированными службами по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированных ст. 9 Закона о погребении, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Обязанностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является выделение специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных п. 1 указа (п. 1, 2).
Таким образом, институт специализированных служб, введенный вышеуказанными нормативными актами, установлен в целях обеспечения государственных гарантий для погребения на безвозмездной в пределах размера социального пособия на погребение за счет соответствующего бюджета.
Бюджетные средства по своему определению (согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации) предназначены только для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Судом установлено, что Администрацией специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Усть-Ницинского сельского поселения не создана.
Согласно ст. ст. 28,29 Устава Усть-Ницинского сельского поселения, принятого решением Думы Сладковского сельского поселения от 22.12.2005 №5, администрация сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 настоящего Устава. К полномочиям администрации поселения относится организация похоронного дела (погребения) и содержание мест захоронения.
Таким образом, организация похоронного дела (погребение) и содержание мест захоронения на территории Усть-Ницинского сельского поселения относится к полномочиям администрации поселения.
Заинтересованное лицо указывает на то, что оказание похоронных услуг на территории Слободо-Туринского муниципального района, в состав которого входит Усть-Ницинское сельское поселение, осуществляется специализированной службой, созданной в с. Туринская ФИО2 ФИО3 Создание специализированных служб по вопросам похоронного дела в Усть-Ницинском сельском поселении является неэффективным, так как создание и содержание муниципального унитарного предприятия будет убыточным. Объективной необходимости в создании соответствующей организации, специально учреждаемой муниципальным образованием, для осуществления погребения в Усть-Ницинском сельском поселении не имеется, поскольку услуги по погребению оказывают организации немуниципальной формы собственности.
Вместе с тем суд исходит из того, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела и не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Кроме того, органы местного самоуправления не вправе делегировать сторонним организациям функции, осуществляемые только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
При этом доказательств, свидетельствующих об оказании указанными Администрацией Усть-Ницинского сельского поселения лицам похоронных услуг, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах требования прокуратуры о признании незаконным бездействия Администрации Усть-Ницинского сельского поселения, выраженного в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Усть-Ницинского сельскогопоселенияСлободо-Туринского муниципального района Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать Администрацию Усть-Ницинского сельскогопоселенияСлободо-Туринского муниципального района Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)создать специализированную службу по вопросу похоронного дела.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья И.В. Фомина