ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-29142/12 от 25.10.2012 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

25 октября 2012 года Дело №А60-  29142/2012

Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 25 октября 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи ой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пономаревой Е.А., рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Джевелнет.ру"

к Уральской государственной инспекции пробирного надзора

третье лицо: Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга

об оспаривании постановления,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Л.Е.Дедюхина, представитель по доверенности от 16.07.2012 г.,

от заинтересованного лица: Юдинцев В.Н., представитель по доверенности №30-15-02/950 от 21.08.2012 г.

от третьего лица: представитель не явился.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель заявил ходатайство о приобщении дополнения. Ходатайство судом удовлетворено.

Заявитель просит признать незаконным и отменить Постановление Уральской государственной инспекции пробирного надзора о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.06.2012г.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, в период с 12.04.2012г., по 12.05.2012г. прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга, совместно со специалистом УГИПН проведена проверка соблюдения ООО «Джевелент.ру» требования по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которой установлено, что общество в нарушении Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" при совершении операций купли-продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

В ходе проверки проверяющими установлено следующее.

1.Общество нарушило сроки направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (далее ПВК) и программы его осуществления.

Правила внутреннего контроля, направленные на согласование в Уральскую ГИПН 14 апреля 2009 года, не прошли процедуру согласования. Организация получила уведомление об отказе в согласовании правил внутреннею контроля от 20.05.2009 № 30-15-02-18/645 (приложение № 15).

Повторно ПВК на согласование в Уральскую ГИПН обществом не направлялись. По факту не предоставления правил внутреннего контроля на повторное согласование в У ГИПН с директора общества взята объяснительная (приложение № 16), согласно которой 25 мая 2009 года ПВК были повторно представлены в У ГИПН на согласование и обратно получены не были. Однако проведенный контролером инспекции анализ документов входящих и зарегистрированных в УГИПН в мае-июне 2009 года не подтверждает факт предоставления обществом ПВК на повторное согласование.

Во время проверки контролеру инспекции представлены ПВК, не прошедшие процедуру согласования в УГИПН, утвержденные директором общества Червинским Н.С. 24 мая 2009 года.

При ознакомлении с представленными правилами внутреннего контроля выяснено, что в настоящее время ПВК, в редакции от 24 мая. 2009 года, не соответствуют действующему законодательству. В связи с чем, обществом в течение длтельного времени не предпринимались внутринние организиционные меры по приведению ПВК в соответствие с требованиями действующего законодательства.

2. В обществе не организована система обучения сотрудников в сфере ПОДТ/ФТ.

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 Лн 203 утверждено положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (далее положение от 03.08.2010 № 203).

В соответствии с требованиями пункта 14 положения от 03.08.2010 № 203 правила внутреннего контроля (приложение № 5), в редакции от 24.05.2009, содержат программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма с учётом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и её клиентов.

В соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 от 03.08.2010 № 203 руководителем организации утверждается перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В давний перечень включаются следующие сотрудники:
 а) руководитель организации;

б) заместитель руководителя организации;

в) главный бухгалтер организации;

г) специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутре6ннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

д) иные сот рудники по усмотрению руководителя. В ходе проверки выявлено, что в проверяемый период в обществе в нарушение требований вышеупомянутых пунктов (п.п. 2 и 3 положения от 03.08.2010 № 203) перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма отсутствовал.

В соответствии с требованиями пункта 6 положения от 03.08.2010 № 203 в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, обучение проводится в следующих формах:

а) вводный инструктаж:

б) дополнительный инструктаж;

в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых
 знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской
 Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
 полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также
 формирования и совершенствования системы внутреннего контроля
 организаций, программ её осуществления и иных организационно-
 распорядительных документов, принятых в этих целях);

г) повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации
 (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
 терроризма.

В нарушение требований п. 6 положения от 03.08.2010 № 203 в проверяемый период обучение в сфере ПОД/ФТ не проводилось, что подтверждается отсутствием документа (журнала проведения обучения).

3. обществом не обновлялась информация данных о клиентах.

При просмотре пакетов документов, запрашиваемых обществом у контрагентов, при установлении договорных отношений выявлено:

-ООО «Золотой ларец», находились свидетельство и карта постановки специальный учет с истекшим сроком действия (от 03.02.2005 № 001000854);

-ООО «Русские самоцветы», находились свидетельство и карта постановки на специальный учет с истекшим сроком действия (от 24.05.2005 № 001001327).

В соответствии с требованиями п. 2.10 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденного приказом Федеральной, службы по финансовому мониторингу от 17 февраля 2011 № 59 «организации следует обновлять сведения о клиенте и выгодоприобретателе не реже одного раза в год при установлении отношений длящегося характера».

Установленный при проведении проверки, факт нахождения
 свидетельств и карт постановки на специальный учет у двух контрагентов
 (ООО «Золотой ларец» и ООО «Русские самоцветы») с истекшим сроком
 действия свидетельствует о нарушении обществом п, 2.10 приказа
 Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

4.Аанкеты при установлении договорных отношений для идентификации контрагентов, в нарушение требований вышеперечисленных пунктов, обществом не составляются.

5. В нарушение требований п. 1 ст. 6 Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ обществом не направлялись в Росфинмониторинг сведения о сделках на сумму равную или превышающую 600 000 рублей.

По результатам проверки 15.06.2012г. Прокурором Кировского района г. Екатеринбурга вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по 1ч. ст. 15.27 КоАП РФ., которое на основании ст. 23.54 КоАП РФ направлено для рассмотрения в Уральскую государственную инспекцию пробирного надзора.

Постановлением № от 22.06.2012г. общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Согласно ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

К таким операциям относятся операции по скупке, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 названного Закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.

Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ определен перечень указанных организаций, в число которых включены организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Анализ приведенных ном, а также документов представленных в материалы дела суд считает, что в действиях ООО фирма "Изумруд" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно ч.ч.1, 3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении.

В силу ст.3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного обществом деяния, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств и наличия смягчающих (совершения правонарушения впервые, устранение выявленного нарушения), суд считает, что заинтересованному лицу следовало ограничиться такой мерой административной ответственности, как предупреждение, предусмотренной санкцией ст. 15.27 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, суд считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене, в связи с чем, требование общества с ограниченной ответственностью "Джевелнет.ру" следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить Постановление Уральской государственной инспекции пробирного надзора о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.06.2012г.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья М.Л.Сергеева