АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
29 сентября 2009 года Дело №А60- 29453/2009-С 9
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2009года.
Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.В. Морозовой при ведении протокола судьей Г.В. Морозовой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Уральский завод электрических соединений «Исеть» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, начальник юридического отдела, доверенность № 18-12/327 от 07.06.2008;
от административного органа – ФИО2, представитель по доверенности №05-28/275 от 17.09.2009.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Определением суда от 05 августа 2009г. судебное разбирательство по настоящему делу откладывалось в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения административного органа о времени и месте судебного заседания.
Определением суда от 02 сентября 2009г. судебное разбирательство повторно откладывалось по ходатайству заявителя.
Открытое акционерное общество «Уральский завод электрических соединений «Исеть» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе №05-13/13/12-09 от 10 марта 2009 года о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 10000 рублей.
Заинтересованным лицом представлен отзыв, в котором требования заявителя отклоняются полностью со ссылкой на законность оспариваемого постановления.
В судебном заседании 29 сентября 2009г. ОАО «Уральский завод электрических соединений «Исеть» поддержало приложенное к заявлению ходатайство о восстановлении срока обращения в суд.
Представитель административного органа возражает против восстановления срока.
Данное ходатайство о восстановлении срока судом отклонено, т.к. срок обжалования был пропущен заявителем без уважительной причины. При этом суд исходит из того, что штраф наложен в данном случае за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации, поэтому определение правового статуса жилого дома не имеет существенного значения для исполнителя коммунальных услуг.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Постановлением Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе от 10 марта 2009г. за №05-13/13/12-09 Открытое акционерное общество «Уральский завод электрических соединений «Исеть» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10000 рублей, поскольку Общество как исполнитель коммунальных услуг не выполнил обязанность по представлению потребителю информацию об исполнителе и об услугах, предусмотренную в платежных документах, предоставляемых исполнителем для оплаты коммунальных услуг, а также не выполняется обязанность по оформлению договора в письменной форме, тем самым своевременно не предоставляется потребителю необходимая и достоверная информация о предоставляемых услугах, предусмотренная пунктом «п» статьи 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.
Основанием для принятия оспариваемого постановления явилось то обстоятельство, что в расчетных книжках ФИО3, ФИО4 за 1998г., за 2006г., ФИО5 за 2005-2006-2007г.г. отсутствовала полная информация об исполнителе, значение тарифов, единицы измерения объемов коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод, объем потребленных услуг, что является нарушением пунктов «б», «в», «г» статьи 38 вышеупомянутых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно статьям 8, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления ему информации о товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товаров (работ, услуг); данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
В соответствии Правилами предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан обеспечить в наглядной и доступной форме информацию об оказываемых услугах, тарифах на них, условиях оплаты, режиме предоставления услуг, их потребительских свойствах, наличии сертификата в отношении услуг, подлежащих сертификации. При этом исполнителями, предоставляющими коммунальные услуги, являются предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде. Таким образом, Общество обязано было довести до всех пользователей услуг в доступной форме информацию о стоимости оказываемых услуг, тарифах на них, условиях оплаты, режиме предоставления. При этом информация, предоставляемая потребителю, должна обладать необходимой полнотой и достоверностью, позволяющей составить точное представление об оказываемых услугах и тарифах на них.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу требований части 1 статьи 29.10 КоАП РФ указанные обстоятельства должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении.
Из анализа указанных норм права следует, что наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении. Все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении о назначении наказания.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ).
Порядок предоставления коммунальных услуг на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 2 данных Правил установлено, что действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Как отмечено выше, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (п. 3 Правил).
Таким образом, в данном случае для признания ОАО «Уральский завод электрических соединений «Исеть» субъектом административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ имеет существенное значение установление административным органом факта, что именно Общество на момент проверки являлось фактическим исполнителем предоставления коммунальных услуг и, следовательно, обязано предоставлять потребителям полную и достоверную информацию об оказываемых услугах.
Согласно пункту 4 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 38 указанных Правил определен перечень информации, указываемой в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административным органом надлежащим образом установлено и зафиксировано событие данного административного правонарушения, поскольку именно ОАО «Уральский завод электрических соединений «Исеть» являлся фактическим исполнителем коммунальных услуг.
Как отмечено выше, согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, оказание коммунальных услуг осуществляется на основе договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор оказания этих услуг является публичным.
Материалами дела подтверждается отсутствие подобного договора.
В силу статьи 29.10 КоАП РФ привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
По мнению суда, в данном случае при вынесении административным органом оспариваемого постановления вопрос о наличии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения исследовался в полном объеме. В постановлении по делу об административном правонарушении имеется описание объективной и субъективной стороны вменяемого правонарушения.
Требования процессуального характера, предъявляемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к административному органу при производстве дела об административном правонарушении, соблюдены. Законный представитель Общества был извещен надлежащим образом о времени и месте совершения указанных выше процессуальных действий.
При таких обстоятельствах суд считает привлечение к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, законным и обоснованным, поскольку информацию об исполнителе и оказываемых услугах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги в наглядной и доступной форме Общество потребителям услуг не предоставляло.
Ссылка заявителя на наличие информации на стенде в кассе по месту осуществления платежей и регистрации контрольно-кассовой машины судом отклоняется, поскольку в соответствии с подпунктом "п" пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю информацию об исполнителе, в том числе наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилию, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской службы (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей).
Ссылка на отсутствие определенности статуса жилого дома и наличие на момент рассмотрения административного дела спора в суде общей юрисдикции о собственнике дома судом также не принимается. Действительно, решением Синарского суда от 16.03.2009 и определением Свердловского областного суда от 14.05.2009, установлено, что жилой дом относится к муниципальной собственности. Однако наличие судебного спора по поводу принадлежности жилого дома не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанностей исполнителя коммунальных услуг на момент проверки, когда дом не был передан в собственность муниципалитета и находился в фактическом ведении заявителя со взиманием соответствующей платы за коммунальные услуги с жильцов дома.
В соответствии с положениями статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражным судом по правила главы 20 настоящего Кодекса.
Статья 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.
Заявленное ОАО «Уральский завод электрических соединений «Исеть» ходатайство о восстановлении срока обжалования судом отклонено, поскольку представленные заявителем объяснения свидетельствуют об отсутствии уважительных причин для пропуска процессуального срока, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом истечение срока обжалования является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом отмеченного, в удовлетворении заявленных ОАО «Уральский завод электрических соединений «Исеть» требований следует отказать полностью.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменске-Уральском и Каменском районе от 10 марта 2009г. за №05-13/13/12-09 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
СудьяГ. В. Морозова