ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-29568/15 от 08.09.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

11 сентября 2015 года                                      Дело №А60-29568/2015

Резолютивная часть решения объявлена 08 сентября 2015 года

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2015 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Окишевой Д.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, далее – управление Центрального банка)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – управление Росреестра)

 о признании незаконным отказа в предоставлении сведений.

 К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена гражданкаИванова Галина Васильевна.

 В судебном заседании приняли участие: представитель управления Центрального банка Бирючев А.Н. по доверенности от 09.02.2015, представитель управления Росреестра Завьялова Е.М. по доверенности от 18.12.2014 № 08-17/256, гражданка Иванова Г.В.

Управление Центрального банка 23.06.2015 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа управления Россреестра, выраженного в сообщении от 24.03.2015 № 66-0-1-161/4005/2015-294, об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), о правах на объекты недвижимого имущества, принадлежащие Ивановой Г.В.

Мотивируя заявленное требование, управление Центрального банка ссылалось на то, что 20.03.2015 оно обратилось в управление Россреестра с заявлением о предоставлении сведений о правах бывшего работника Банка России Ивановой Г.В., уволенной 30.06.2008 в связи с выходом на пенсию и проживающей в общежитии Центрального банка по адресу: г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 78, на принадлежащие ей объекты недвижимого имущества на территории Свердловской области, а указанные сведения необходимы управлению Центрального банка для установления оснований для выселения Ивановой Г.В. из общежития в соответствии с п. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ.

Управление Центрального банка ссылалось на то, что управлением Росреестра не было учтено, что управление специализированным жилищным фондом Банка России является одной из установленных сфер деятельности Банка России. Заявителем являлся Центральный банк Российской Федерации в лице представителя Серветник И.Н., полномочия которой на получение сведений из ЕГРП были подтверждены приложенной к запросу нотариально удостоверенной доверенностью от 17.10.2014 № 11-23/82.

В судебном заседании управление Центрального банка ходатайствовало о приобщении к материалам дела свидетельства о государственной регистрации права от 08.04.2015, запроса от 09.07.2015 №Т5-36-25/34496, почтового уведомления о вручении гр-ке Ивановой запроса от 09.07.2015 №Т5-36-25/34496, реестра передачи корреспонденции от 27.07.2015 № 21 и Выписки из Положения Банка России от 07.08.2015 № 485-П «О порядке включения (исключения) объектов недвижимости в специализированный жилищный фонд Банка России и перечень средств размещения Банка России, а также предоставления, использования и оплаты помещений специализированного жилищного фонда Банка России, помещений для временного размещения, расположенных на объектах недвижимости Банка России».

Представленные документы приобщены к материалам дела.

Управление Росреестра требование не признало, ссылаясь на то, что исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» затребованные управлением Центрального банка сведения относятся к сведениям ограниченного доступа, Банк России имеет право на получение информации ограниченного доступа, в частности, сведений о правах отдельных лиц, только, если соответствующие сведения необходимы ему для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг. Цели деятельности и функции Банка России определены статьями 2 – 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Вместе с тем, запрашивая информацию, управление Центрального банка не представило доказательств того, что указанные в запросе сведения необходимы ему для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности.

Гражданка Иванова Г.В. поддержала доводы управления Росреестра, ссылаясь на то, что является бывшим работником управления Центрального банка, законно проживает в общежитии, иных жилых помещений не имеет, ранее такие сведения она самостоятельно предоставляла в управление Центрального банка по запросам жилищной комиссии.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

20.03.2015 управление Центрального банка обратилось в управление Россреестра с заявлением о предоставлении сведений о правах своего бывшего работника Ивановой Г.В., проживающей в общежитии Центрального банка по адресу: г. Екатеринбург, ул. Степана Разина, д. 78, на принадлежащие ей объекты недвижимого имущества на территории Свердловской области.

В качестве основания получения сведений в заявлении указано на осуществление полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», а также установление оснований для выселения лиц, проживающих в общежитии Банка России, в соответствии с п. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сообщением от 24.03.2015 № 66-0-1-161/4005/2015-294 управление Россреестра отказало управлению Центрального банка в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сославшись на то, что запрашиваемые сведения относятся к сведениям ограниченного доступа. Управление Россреестра посчитало, что Банк России имеет право на получение информации ограниченного доступа, в частности, сведений о правах отдельных лиц, только, если соответствующие сведения необходимы ему для осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Считая действия управления Россреестра незаконными, управление Центрального банка обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что в удовлетворении требования управления Центрального банка следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав носит открытый характер.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

В силу положений пункта 3 статьи 7 Закон о государственной регистрации к сведениям ограниченного доступа отнесены, в частности, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости.

Такие сведения предоставляются только самим правообладателям или их законным представителям, а также иным лицам, круг которых определён тем же пунктом 3 статьи 7 Закон о государственной регистрации, в частности руководителям, заместителям руководителей федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченным решениями руководителей данных органов или фондов, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Из анализа указанных правовых норм следует, что должностные лица, в частности, Банка России, уполномоченные решениями руководителей данных органов или фондов, наделены правам на получение информации ограниченного доступа, в том числе обобщенных сведений о правах отдельных лиц только, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий данных органов или фондов в установленной сфере деятельности, в том числе для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 180 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", изданном в соответствии с Законом о государственной регистрации, установлен Порядок предоставления вышеуказанных сведений (далее – Порядок).

Данный Порядок определяет формы выписок, форму запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также требования к составу сведений таких запросов.

Согласно пункту 17 Порядка, если сведения ограниченного доступа запрашиваются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным внебюджетным фондом, его территориальным органом, судом, правоохранительным органом, судебным приставом-исполнителем, органом прокуратуры Российской Федерации, должностным лицом, наделенным Президентом Российской Федерации полномочиями по направлению запросов в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем, аудитором Счетной палаты Российской Федерации, нотариусом, Фондом, многофункциональным центром или должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченными решениями руководителей данных органов или фондов, документы, подтверждающие право указанных заявителей на получение сведений ограниченного доступа, не представляются, а в запросе дополнительно указываются основания истребования таких сведений, предусмотренные пунктом 3 статьи 7 Закона, в частности, вид (наименование) полномочия, осуществляемого в установленной сфере деятельности, наименование государственной или муниципальной услуги или базового государственного информационного ресурса, для осуществления (предоставления, ведения) которого запрашиваются сведения (для заявителя - руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя территориального органа государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителя или заместителя руководителя органа местного самоуправления или должностных лиц указанных органов, уполномоченных решениями руководителей таких органов, должностных лиц Банка России, уполномоченных решением Председателя Банка России, а также для руководителя или заместителя руководителя многофункционального центра.

Сфера деятельности Банка России определена в статьях 3 и 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон о Банке России).

Согласно положениям названных статей целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

К функциям Банка России отнесены разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики; разработка и проведение политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения; утверждение графического обозначения рубля в виде знака; осуществление функции кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организация системы  их рефинансирования; установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации;осуществление надзора и наблюдение в национальной платежной системе; установление правил проведения банковских операций и другие.

Таким образом, под сферой деятельности понимается круг публичных полномочий. Управление специализированным жилищным фондом, в частности выселение из общежития проживающих в нём лиц, не может рассматриваться сферой деятельности Банка России. Предоставление жилья и выселение из него является внутренней хозяйственной деятельностью управления Центрального банка.

При таких обстоятельствах управление Россреестра пришло к правомерному выводу о невозможности предоставления управлению Центрального банка запрошенных сведений.

Руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                         Ю.К.Киселёв