ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-29893/19 от 06.11.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

13 ноября 2019 года                                      Дело №А60-29893/2019

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2019 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В.Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.О.Виноградовой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-29893/2019 по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об исключении долговых обязательств,

при участии в судебном заседании:

от заявителяпредставитель не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 25.10.2019 №б/н.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приобщении дополнения к отзыву. Ходатайство удовлетворено, дополнение к отзыву приобщено к материалам дела.

Других ходатайств и заявлений не поступило.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 28 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о списании задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам.

Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что 06.06.2011 ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП <***>.

          23.09.2015 в Межрайонную ИФНС России № 28 по Свердловской области от ИП ФИО1 поступило заявлениео государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателяпо форме Р 26001.

         Согласно протоколу проверки документов представленных к регистрации среди представленных документов отсутствовал документ об уплате государственной пошлины.

         Инспекцией 30.09.2015 вынесено решение № 1252А об отказе в государственной регистрации в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов на основании подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

  Порядок предоставления государственной услуги по государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлен Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденным приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 15 Административного регламента в редакции, действовавшей на дату принятия решения,результатом предоставления государственной услуги являются:

- при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств - документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП;

-  решение об отказе в государственной регистрации (в случае отказа в предоставлении государственной услуги).

В силу пункта 64 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

-рассмотрение представленных в инспекцию документов и принятие решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации;

-выдача (направление) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги.

 На основании пункта 52 Административного регламента за предоставление государственной услуги уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 Решение  от 30.09.2015 №1252А было направлено инспекцией в адрес заявителя и в установленном порядке не обжаловано.

 В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

 Согласно пункту 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование индивидуальные предприниматели производят независимо от того, осуществлялась ли предпринимательская деятельность в отчетном периоде, и имеются ли у предпринимателя доходы от указанной деятельности, до момента их снятия с регистрационного учета по месту регистрации в территориальных органах страховщика.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона №167-ФЗ снятие с регистрационного учета в ПФР индивидуальных предпринимателей осуществляется в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и ЕГРИП.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) являются в числе прочих индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года (статья 16 Федерального закона № 212-ФЗ).

В силу частей 2-3 статьи 18 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего закона, то есть внесудебном.

Статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс)  установлен порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ).

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, индивидуальными предпринимателями (подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ) производится ими самостоятельно, в соответствии со статьей 430 НК РФ.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов индивидуальным предпринимателем в установленный законодательством срок, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.06.2011, в установленном порядке не снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем в силу прямого указания в законе ФИО1 обязана исчислять и уплачивать страховые взносы как индивидуальный предприниматель.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Информационного письма от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» разъяснил, что обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода, поскольку обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Информационном письме Президиума от 11.04.2006 №107, указанная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Кроме того, в определении от 12.05.2005 N 213-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей; при этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью; в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

ФИО1 не представлено доказательств, подтверждающих наличие неопределимых обстоятельств, которые не позволили ей своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, в связи с чем, по мнению суда, к разрешению данного спора не применим подход, отраженный в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 213-0 и от 16.03.2006 N 69-О, согласно которому допускается освобождение индивидуальных предпринимателей от обязанности уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в периоды неосуществления ими предпринимательской деятельности, в случае, когда предприниматель при фактическом прекращении предпринимательской деятельности в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя.

Инспекция пояснила, что ИП ФИО1 исчислены страховые взносы за период с 01.09.2015 по 18.10.2019 в общей сумме 521029,49 рублей, в том числе: страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 450021,60 рубля; на ОМС в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 10632,89 рубля. С 01.01.2017 - страховые взносы в ФФОМС в сумме 10430 рублей; страховые взносы в ПФ РФ в сумме 49945 рублей

При этом в указанный период ФИО1 по акту органа осуществляющего контрольные функции от 28.02.2018 № 968 произведена уплата страховых взносов в общей сумме 62552,92 рублей.

Кроме того за указанный период налоговым органом произведено списание безнадежной ко взысканию задолженности на основании ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года  N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, задолженность по страховым взносам за период с 01.09.2015 по 18.10.2019 составила 21542 рубля 20 копеек (5462,93 ОМС в ФФОМС и 16079,27 ОПС в ПФ РФ).

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления судом не установлено, в удовлетворении требований заявителю следует  отказать.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований отказать.

  2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

  3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                   Е.В. Бушуева