ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-30279/2021 от 30.09.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

04 октября 2021 года Дело №А60-30279/2021

Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 04 октября 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Д.Баймурзаевой по заявлениюМуниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к отраслевому органу администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным приказа и предписания,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Дума Сосьвинского городского округа (ИНН <***>),

Контрольный орган Сосьвинского городского округа (ИНН <***>).

В судебном заседании участвовали:

от заявителя – ФИО1, директор, паспорт; ФИО2, представитель, доверенность от 25.08.2021, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица: ФИО3, начальник, приказ № 168 от 07.07.2008, паспорт;

от третьих лиц– ФИО4, представитель, доверенность от 11.02.2021, паспорт; ФИО5, представитель, доверенность от 31.12.2021, паспорт

Объявлен состав суда.Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заинтересованное лицо повторно ходатайствует о вызове свидетеля- ФИО6. Поскольку рассмотрение дела возможно по имеющимся в деле доказательствам, суд в удовлетворении ходатайства отказал в связи с нецелесообразностью.

Заинтересованное лицо заявило отвод представителю заявителя. Поскольку нормами АПК РФ не предусмотрена возможность заявлять отвод представителям сторон, суд в удовлетворении ходатайства отказал.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным приказа отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» от 09.06.2021 № 59, а также предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных актов Сосьвинского городского округа, регулирующих бюджетные правоотношения и возмещения суммы субсидий выделенной на выполнение муниципального задания на 2021 в бюджет Сосьвинского городского округа от 16.06.2021.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва заявило об отказе от требований в части признания недействительным приказа № 59 от 09.06.2021.

Отказ истца от иска в указанной части закону не противоречит, права и законные интересы других лиц не нарушает, следовательно, в соответствии с положениями ч.ч. 2, 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принимается.

При таких обстоятельствах производство по делу в части требований о признания недействительным приказа № 59 от 09.06.2021 следует прекратить.

Таким образом, в рамках настоящего дела рассматривается требование о признании недействительным предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных актов Сосьвинского городского округа, регулирующих бюджетные правоотношения и возмещения суммы субсидий выделенной на выполнение муниципального задания на 2021 в бюджет Сосьвинского городского округа от 16.06.2021.

Заинтересованное лицо требования не признало.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что Отраслевым органом администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» проведена проверка, в ходе которой установлено, что в части анализа дополнительных общеобразовательных программ и социологического опроса обучающихся и родителей (законных представителей) о востребованности программ работающих на бюджетной основе, по результатам мониторинга дополнительных общеобразовательных программ работающих на бюджетной основе и проведенного социологического опроса обучающихся и родителей (законных представителей) о ранжированной востребованности программ дополнительного образования, было выявлено всего действующих объединений - 38, обучающихся человек - 9,66, из них:

-МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва: объединений - 25, человек - 654.

-Филиал МБОУ ДО ДДТ п. Сосьва в п. Восточный: объединений - 13, человек - 312.

На основании данных муниципального задания на 2021 год учтено обучающихся 1623 человека.

В части эффективного использования фонда оплаты труда па 2021 год и достижения показателей уровня средней заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования установлены нарушение ст.284 гл. 44 ТК РФ «Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству и нарушение уравнения непедагогических работников участвующих в организации педагогического процесса с основными педагогами осуществляющими образовательный процесс, пересмотреть и внести корректировки в штатное расписание в структуре педагогических работников с разделением основных педагогов от непедагогических работников участвующих в организации педагогического процесса с изменением в окладе для достижения целевых показателей средней заработной платы утвержденной соглашением от 10.03.2021 года № 436 заключенного между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Муниципальным образованием Сосьвинский городской округ о предоставлении субвенции из областного бюджета местному бюджету на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и финансовое обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

По результатам проверки заявителю выдано подписание, в котором указано:

1. Рассмотреть информацию о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

2. Принять меры по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства и нормативно правовых актов, а также устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.

3. Организовать и провести анализ учета обучающихся провести учет обучающихся по действующим направлениям согласно журналов поселения.

4. В нарушение ст.284 гл 44 ТК РФ «Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству», рекомендуем пересмотреть расчет окладов педагогов и учебный план на 2021-2022 учебный год, с целью исключения данного нарушения.

5. В нарушение уравнения непедагогических работников участвующих в организации педагогического процесса с основными педагогами осуществляющими образовательный процесс, пересмотреть и внести корректировки в штатное расписание в структуре педагогических работников с разделением основных педагогов от непедагогических работников участвующих в организации педагогического процесса для достижения целевых показателей средней заработной платы утвержденной соглашением от 10.03.2021 года № 436 заключенного между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Муниципальным образованием Сосьвинский городской округ о предоставлении субвенции из областного бюджета местному бюджету на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и финансовое обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.

6. Организовать деятельность ОУ в соответствии с откорректированным муниципального задания на 2021 год и плановый 2022-2023 год, утвержденного приказом отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управления образования» от 14.05.2021 № 51 «О внесении изменений в муниципальное задание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дом детского творчества п. Сосьва» и заключенного дополнительного соглашения № 2 к соглашению № 1 от 22.12.2020 года «о представлении субсидии из бюджета Сосьвинского городского округа муниципальному бюджетному учреждению Сосьвинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ),от 09.06.2021 № 59 «О внесении изменений в муниципальное задание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дом детского творчества п. Сосьва» и заключенного дополнительного соглашения № 3 к соглашению № I от 22.12.2020 года «О представлении субсидии из бюджета Сосьвинского городского округа муниципальному бюджетному учреждению Сосьвинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)».

7. Возместить сумму субсидии выделенной на выполнение муниципального задания на 2021 год и плановый период 2022-2023 год в бюджет Сосьвинского городского округа согласно приказа отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управления образования» от 13.11.2020 № 123/2 «Об утверждении значений базовых нормативов затрат, нормативов затрат на оказание муниципальных услуг (работ) муниципальными бюджетными образовательными учреждениями Сосьвинского городского округа на 2021 год» и количественного показателя 1547 человек утвержденного откорректированным муниципального задания на 2021 год и плановый 2022-2023 год, утвержденного приказом отраслевого органа администрации Сосьвинского городского округа «Управления образования» от 14.05.2021 № 51 «О внесении изменений в муниципальное задание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дом детского творчества п. Сосьва» в размере 1 401 546,00 (76человек *21,1 (нормативная затрата на еденицу*0,874 (коэффициент выравнивания))

Информацию о результатах исполнения требования, об устранении перечисленных в Предписании нарушений и возмещении в бюджет Сосьвинского городского округа суммы в размере 1 401 546,00 рублей представить в отраслевой орган администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» в срок до 22 июня 2021 года.

Не согласившись с данным предписанием Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы участвующих в деле лиц, суд считает, что требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ предписание может быть признано незаконным при наличии следующих условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также незаконное возложение каких-либо обязанностей либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающий правовые последствия для проверяемого лица.

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми. Исполнимость предписания является одним из основных требований, которые предъявляются к нему, поскольку оно носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.

Предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность их двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и доступным для понимания всеми лицами.

Мероприятие по исполнению требований предписания должно выражаться в совершении конкретных действий (или бездействия), с описанием последних, при этом конечной целью всех указанных в предписании действий должно быть прекращение выявленного нарушения.

Как следует из вводной части Предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и нормативных правовых актов Сосьвинского ГО, регулирующих бюджетные правоотношения, и возмещении суммы субсидии выделенной на выполнение муниципального задания на 2021 год в бюджет Сосьвинского ГО от 16.06.2021 № 935, предписание составлено в целях устранения нарушений бюджетного законодательства, на основании Положения о порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Сосьвинского городского округа (утв. постановлением администрации Сосьвинского городского округа от 14.04.2015 № 277 в ред. от 31.10.2017 № 925), Порядка осуществления мониторинга и контроля выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, в отношении которых отраслевой орган администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» осуществляет функции и полномочия учредителя (утв. приказом ООА Сосьвинского ГО «Управления образования от 29.12.2020 № 138), приказа ООА Сосьвинского ГО от 01.02.2021 «Об утверждении плана и графика осуществления внутреннего финансового аудита в образовательных учреждениях Сосьвинского городского округа на 2021 год», приказа ООА Сосьвинского ГО от 07.04.2021 № 38 «О проведении ежеквартального мониторинга выплат заработной платы педагогических работников дополнительного образования Сосьвинского городского округа», акта проверки № 1 от 14.04.2021.

В соответствии с пунктом 3 статьи 270.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В соответствии с шестым абзацем подпункта 11 пункта 1 статьи 8 Положения о бюджетном процессе в Сосьвинском городском округе (утв. решением Думы Сосьвинского ГО от 11.06.2015 № 385) полномочия внутреннего финансового контроля осуществляет Финансовое управление Сосьвинского городского округа.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения об Отраслевом органе администрации Сосьвинского ГО «Управление образования» (утв. постановлением администрации Сосьвинского ГО от 21.06.2018 № 448) Отраслевой орган администрации Сосьвинского ГО «Управление образования» является отраслевым органом администрации Сосьвинского ГО в сфере образования, создан и функционирует в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области», соответствующими нормативными актами Свердловской области, Уставом Сосьвинского городского округа.

Таким образом, Отраслевой орган администрации Сосьвинского ГО «Управление образования» не имеет полномочий внутреннего финансового контроля. Положение о бюджетном процессе в Сосьвинском городском округе (утв. решением Думы Сосьвинского ГО от 11.06.2015 № 385), Положение о порядке формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Сосьвинского городского округа (утв. постановлением администрации Сосьвинского городского округа от 14.04.2015 № 277 в ред. от 31.10.2017 № 925), Порядок осуществления мониторинга и контроля выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, в отношении которых отраслевой орган администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» осуществляет функции и полномочия учредителя (утв. приказом ООА Сосьвинского ГО «Управления образования от 29.12.2020 № 138) не предусматривают выдачу Предписания Заинтересованным лицом по результатам проведения мониторинга.

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Устава Сосьвинского городского округа главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, главный администратор (администратор) доходов бюджета, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета осуществляют внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

В соответствии с пунктом 21-1 статьи 7 Положения о бюджетном процессе в Сосьвинском городском округе (утв. решением Думы Сосьвинского ГО от 11.06.2015 № 385) устанавливать порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главными администраторами (администраторами) бюджетных средств) является бюджетным полномочием администрации Сосьвинского городского округа.

На текущий момент Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств администрацией Сосьвинского городского округа не разработан и не утвержден.

В связи с отсутствием Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств требования об изменение муниципального задания МБОУ ДО Дом детского творчества п. Сосьва и возврата суммы субсидии из бюджета Сосьвинского городского округа на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на 2021 год являются незаконными.

Ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни муниципальные правовые акты не предусматривают полномочий по выдаче Предписаний главным распорядителем бюджетных средств, то есть заинтересованным лицом, в силу чего Предписание выдано в отсутствие такого полномочия.

При данных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., уплаченные заявителем при подаче настоящего заявления, подлежит взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица.

В данном случае судебным актом взыскана с заинтересованного лица не государственная пошлина, а распределены судебные расходы. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Указанные разъяснения изложены в абзаце третьем пункта 21 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах».

Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Производство по делу в части признания недействительным приказа № 59 от 09.06.2021 прекратить.

2. Требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным предписание № 935 от 16.06.2021, принятое Отраслевым органом Администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования».

Обязать Отраслевой орган Администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва

в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

3. Взыскать с Отраслевого органа Администрации Сосьвинского городского округа «Управление образования» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва (ИНН <***>, ОГРН <***>) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины сумму 3000 (три тысячи) руб. 00 коп.

4. Возвратить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Дом детского творчества п. Сосьва (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., уплаченную по квитанции 30.06.2021.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

7. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья Н.И. Ремезова