АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
20 июля 2020 года Дело №А60-3036/2020
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С.Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-3036/2020
по заявлению Управления образованием Асбестовского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - Управление образованием)
к Финансовому управлению администрации Асбестовского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Финансовое управление)
о признании недействительным представления от 25.12.2019 № 851.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании принял участие представительУправления образованием – ФИО1 (доверенность от 16.02.2020 № 871).
Представители Финансового управления, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Управление образованием обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Финансового управления от 25.12.2019 № 851.
Определением суда от 03.02.2020 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 12.03.2020.
До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв на заявление.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением суда от 17.03.2020 судебное разбирательство назначено на 15.04.2020.
До начала судебного заседания со стороны заявителя в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Судебное заседание 15.04.2020 не состоялось по причине объявления нерабочих дней до 30.04.2020.
Положениями ч. 2 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на арбитражный суд возложена обязанность приостановить производство по делу в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни.
Кроме того, в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Президиумом Совета судей Российской Федерации принято постановление от 08.04.2020 № 821, согласно которому суды в период с 8 по 30 апреля 2020 года включительно рассматривают лишь дела и материалы безотлагательного характера, дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 № 821, а также с целью недопущения нарушения процессуальных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, в том числе на доступ к правосудию, в условиях сложившейся ситуации, принимая во внимание невозможность проведения судебного заседания 15.04.2020, суд считает необходимым приостановить производство по делу № А60-3036/2020.
В целях определенности для лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным назначить следующее судебное заседание, когда будет решен вопрос о возобновлении производства по делу, при возобновлении производства по делу – рассмотрен спор по существу. Дата судебного заседания определена с учетом судебной нагрузки, в том числе, в связи с объявлением карантина в рамках противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Определением суда от 17.04.2020 производство по делу № А60-3036/2020 приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
Судом установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу устранены.
В соответствии со ст. 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, производство по делу подлежит возобновлению.
Принимая во внимание, что при приостановлении производства по делу судом определена дата судебного заседания, суд счел возможным предварительное судебное заседание отложить на указанную дату.
Определением суда от 26.05.2020 предварительное судебное заседание отложено на 17.06.2020.
До начала судебного заседания со стороны заявителя в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Также со стороны заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, просит признать недействительным представление Финансового управления от 25.12.2019 № 851 в части: принять меры по возмещению бюджетных средств, полученных из бюджета Асбестовского городского округа в сумме 95 519 руб. 72 коп. в том числе: по подстатье 211 «Заработная плата» - 73 363 руб. 84 коп., по подстатье 213 «Начисление на выплаты по оплате труда» - 22 155 руб. 88 коп.
Уточнение судом принято на основании положений ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв на заявленные требования, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом установлено, что заявитель ссылается на то, что в спорный период выплаты осуществлялись в пределах утвержденного бюджета (сметы расходов Управления образованием). Заинтересованное лицо указывает на то, что надбавка за вредные условия труда уже включена в состав надбавки за особые условия муниципальной службы.
Суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для подтверждения заявителем довода о том, что в спорный период выплаты осуществлялись в пределах утвержденного, подтверждения включения обязанности произведенной компенсации за работу с вредными условиями труда в трудовые договоры, представления правовой позиции по заявлению ответчика о том, что надбавка за вредные условия труда включена в состав надбавки за особые условия муниципальной службы.
Определением суда от 25.06.2020 судебное разбирательство отложено на 20.07.2020.
До начала судебного заседания со стороны Управления образованием в материалы дела поступила правовая позиция по заявлению.
В ходе судебного заседания Управлением образованием приобщены к материалам дела подтверждение произведенных выплат, решение от 16.12.2010, копии трудовых договоров, дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Финансовым управлением на основании приказа от 30.10.2019 № 91 проведена внеплановая выездная проверка формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих Управления образованием за период с 01.09.2017 по 30.09.2019.
Внеплановая выездная проверка в Управлении образованием проведена в целях проверки формирования фонда оплаты труда муниципальных служащих Управления образованием, а именно формирование фонда оплаты труда в соответствии с Положением № 47/5, определяющего порядок формирования фонда оплаты труда, а также основания для выплаты, структуру и размер денежного содержания муниципальных служащих муниципального образования Асбестовский городской округ.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что в нарушение Решения Думы Асбестовского городского округа от 16.12.2010 № 47/5 «Об утверждении Положения «Об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа (в редакции от 22.08.2017 № 94/12, от 11.10.2018 № 15/5, от 27.06.2019 № 23/7, от 26.09.2019 № 26/10) в течение проверяемого периода муниципальным служащим учреждения осуществлялось начисление и выплата надбавки за вредные условия в размере 4 процентов от установленного должностного оклада.
Неправомерное расходование бюджетных средств Асбестовского городского округа за период с 01.09.2017 по 30.09.2019 составило в общей сумме 95 519 руб. 72 коп., в том числе:
- по подстатье 211 «Заработная плата» - 73 363 руб. 84 коп.;
- по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» - 22 155 руб. 88 коп.
Результаты внеплановой выездной проверки отражены в акте выездной проверки от 04.12.2019 № 2.
В адрес Финансового управления Управлением образованием направлена информация по результатам проверки (исх. от 17.01.2020 № 45), согласно которой оно информирует Финансовое управление о том, что возмещение неправомерно использованных бюджетных средств в сумме 95 519 руб. 72 коп. будет произведено после перераспределения экономии выделенных средств и внесения изменений в Решение Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2019 № 30/1 «О бюджете Асбестовского городского округа на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов» в течение 1 полугодия 2020 года.
Как указывает Финансовое управление установление и выплата надбавок муниципальным служащим, не предусмотренных Законом № 136-03 является неправомерным использованием бюджетных средств.
Порядок формирования фонда оплаты труда, структура и размер денежного содержания муниципальных служащих Асбестовского городского округа регламентирован Решением Думы Асбестовского городского округа от 16.12.2010 № 47/5 «Об утверждении Положения «Об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа» (далее - Положение № 47/5).
На основании экспертного заключения юридического управления Правительства Свердловской области от 02.02.2016 № 101-ЭЗ в Решение Думы Асбестовского городского округа от 16.12.2010 № 47/5 «Об утверждении Положения «Об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа» внесены изменения.
Согласно экспертному заключению юридического управления Правительства Свердловской области от 02.02.2016 № 101-ЭЗ надбавка за особые условия муниципальной службы предусматривает, в том числе, компенсацию за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Решением Думы Асбестовского городского округа от 22.08.2017 № 94/12 «О внесении изменений в Положение об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа, утвержденное Решением Думы Асбестовского городского округа от 16.12.2010 № 47/5» (вступившим в силу с 01.09.2017) надбавка к должностному окладу муниципальным служащим, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда из размера денежного содержания муниципальных служащих, исключена.
Пунктом 2.2. Положения № 47/5 установлено, что размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы определяется в зависимости от замещаемой должности муниципальной службы и режима труда индивидуально в отношении каждого муниципального служащего. При определении размера учитываются сложность, напряженность, специальный режим работы, инициатива и вклад в решение поставленных задач, обособленный характер и специфика работы, ненормированный режим труда, разъездной характер работы.
Финансовым управлением сделан вывод о том, что надбавка за вредные условия труда учтена в надбавке за особые условия муниципальной службы, таим образом начисление и выплата надбавки к должностному окладу муниципальным служащим, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда производилась с нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 25-ФЗ, Закона № 136-03, Положения № 47/5.
Финансовым управлением 25.12.2019 в адрес Управления образованием вынесено представление № 851 с требованием принять меры по возмещению бюджетных средств, полученных из бюджета Асбестовского городского округа, использованных неправомерно, принять меры по обеспечению соблюдения требований муниципальных правовых актов Асбестовского городского округа.
Представление об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о принятии мер по возмещению бюджетных средств, полученных из бюджета Асбестовского городского округа, использованных неправомерно от 25.12.2019 № 851 вынесено в соответствии со ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что указанное представление нарушает его права и законные интересы, Управление образованием обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом сделан вывод о том, что заявленные требования следует удовлетворить, при этом суд исходит из следующего.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с подп. 3 п. 1 Положения о Финансовом управлении администрации Асбестовского городского округа, утвержденного решением Думы Асбестовского городского округа от 24.10.2013 № 28/22 (далее - Положение от 24.10.2013 №28/22) Финансовое управление является органом, уполномоченным на осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в Асбестовском городском округе.
Подпунктом 50 п. 8 Положения от 24.10.2013 №28/22 установлено, что Финансовое управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет на территории Асбестовского городского округа внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, в том числе путем проведения проверок, ревизий и обследований.
В соответствии с подп. 18 п. 9 Положения от 24.10.2013 № 28/22 Финансовому управлению для реализации возложенных на него полномочий и функций предоставлено право направлять объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Согласно Положению от 24.10.2013 № 28/22 Финансовое управление осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений, в том числе: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Порядок осуществления Финансовым управлением администрации Асбестовского городского округа полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю утвержден постановлением администрации Асбестовского городского округа от 18.05.2018 № 227-ПА (далее - Порядок № 227-ПА).
Согласно п. 3 Порядка № 227-ПА Финансовое управление осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно п. 1 Положения об Управлении образованием Асбестовского городского округа, утвержденным Решением Думы Асбестовского городского округа от 25.12.2013 № 33/3 (далее - Положение № 33/3) Управление образованием - муниципальный орган управления образованием, является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.
В соответствии с п. 3, 4 Положения № 33/3 Управление образованием является муниципальным казенным учреждением, наделенным правами юридического лица и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, Уставом Асбестовского городского округа, решениями Думы Асбестовского городского округа, постановлениями и распоряжениями администрации Асбестовского городского округа, иными муниципальными правовыми актами, Положением № 33/3.
Пунктом 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения, установленные ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распространяются на органы местного самоуправления (муниципальные органы) с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Частью 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов местного самоуправления в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации (далее – Федеральный Закон № 25-ФЗ) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, все ежемесячные и иные дополнительные выплаты производятся только на основании закона субъекта Российской Федерации.
Статьей 14 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-03 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» (далее - Закон № 136-03) установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
5) премии по результатам работы;
6) материальная помощь.
Пункт 2 ст. 14 Закона № 136-03 не предусматривает дополнительной выплаты - надбавка к должностному окладу муниципальным служащим, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
Вместе с тем ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что по результатам проверки выявлено неправомерное расходование бюджетных средств в сумме 95 519 руб. 72 коп. в том числе: по подстатье 211 «Заработная плата»- 73 363 руб. 84 коп., по подстатье 213 «Начисление на выплаты по оплате труда» - 22 155 руб. 88 коп.,выплаченных муниципальным служащим Управления образованием в виде компенсационных выплат за вредные условия труда в размере 4 % от оклада, установленных по результатам аттестации рабочих мест, проводимой в Управлении образованием.
По мнению заинтересованного лица, выплаты компенсационного характера не предусмотренные Положением «Об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа», не могут быть начислены и выплачены муниципальным служащим Управления образованием.
Начисление и выплата компенсационной выплаты к должностным окладам муниципальных служащих Управления образованием, занятых на работах с вредными условиями труда осуществлялась с 01.01.2014 в соответствии со ст. 147, 212, 219 Трудового кодекса Российской Федерации.
Положением «Об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа» в редакции, действовавшей до 01.09.2017, предусмотрена надбавка в виде компенсационных выплат за вредные условия труда в размере 4% от оклада, установленных по результатам аттестации рабочих мест.
Решением Думы Асбестовского городского округа Свердловской области от 22.08.2017 № 94/12 «О внесении изменений в Положение об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа, утвержденное Решением Думы Асбестовского городского округа от 16.12.2010 № 47/5» выплата данной надбавки исключена из положения об оплате труда.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплачивается в повышенном размере. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, в том числе доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда, применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 01.01.2014 аттестации рабочих мест по условиям труда.
По смыслу ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации доплата положена всем работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда любой степени либо опасным условиям труда.
С 01.01.2014 законом установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях - он составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации). Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения представительного органа работников, либо коллективным договором, трудовым договором (ч. 3 ст. 147, ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда обязательно включаются в трудовой договор. В нем также фиксируются характеристики условий труда на рабочем месте.
В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации до проведения специальной оценки условий труда работодатель не имеет права отменять компенсации, установленные по результатам аттестации рабочих мест, даже если ее провели более пяти лет назад (ч. 4 ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации).
Результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014, действительны, и их можно использовать в общем случае в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Если по состоянию на 01.01.2014 работодатель в соответствии с ранее действовавшим порядком уже предоставлял работникам компенсации за работу во вредных условиях, то порядок, условия и размеры таких компенсаций не могут быть изменены произвольно без проведения спецоценки (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
При отмене компенсации за вредность без проведения спецоценки, работодателя могут привлечь к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. В ст. 15 Федерального Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ заложен принцип неухудшения положения работника. Если на 01.01.2014 ему предоставляются гарантии и компенсации в большем размере, чем это предусмотрено новой редакцией Трудового кодекса Российской Федерации, то их размеры не могут быть снижены при условии сохранения соответствующих условий труда.
Рабочие места в Управлении образованием округа усовершенствованы не были, изменений организационных или технологических условий труда не произошло, изменять условия трудовых договоров в одностороннем порядке работодатель не вправе.
Таким образом, Управление образованием могло отменить компенсации, установленные по результатам аттестации, только в случае, если спецоценка подтвердит улучшение условий труда по сравнению с результатами аттестации, должно было осуществлять указанные компенсационные выплаты и не могло в одностороннем порядке изменить трудовые договоры, осуществление таких выплат не может рассматриваться как неправомерное расходование бюджетных средств.
Таким образом, выплата компенсационных выплат, не предусмотренных Положением «Об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа», является правомерным, поскольку данная компенсационная выплата установлена и гарантируется федеральным законодательством. Выплата компенсационных выплат за работу во вредных условиях труда установлена приказами Управления образованием и трудовыми договорами, заключенными с муниципальными служащими.
Данный факт также подтверждается тем, что ежегодно при формировании бюджета Асбестовского городского округа в Финансовое управление предоставлялась смета расходов Управления образованием, в том числе расчеты по формированию фонда оплаты труда муниципальных служащих, включающие расходы на выплату компенсационной выплаты к должностным окладам муниципальных служащих, занятых на работах с вредными условиями труда. По итогам проверки данных смет со стороны Финансового управления замечания отсутствовали.
Компенсационные выплаты за работу в особо тяжелых и вредных условиях труда в муниципальным служащим Управления образованием производились за счет утвержденного в установленном порядке бюджета Асбестовского городского округа в пределах средств, выделенных на оплату труда. Нормативы формирования расходов на оплату труда, как и фонд оплаты труда, Управлением образованием не превышен. Таким образом, в результате произведенных компенсационных выплат (за вредные условия труда) ущерба бюджету Асбестовского городского округа не причинено, поэтому оснований для взыскания заявленной суммы не имеется.
В соответствии со ст. 14 Закона Свердловской области от 29.10.2007 № 136-03 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области» органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.
Согласно положению «Об оплате труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа», утвержденному Решением Думы Асбестовского городского округа Свердловской области от 16.12.2010 № 47/5 оплата труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размер должностного оклада и надбавок к должностному окладу конкретного муниципального служащего устанавливается представителем нанимателя (работодателя).
Источником средств, направляемых на оплату труда муниципальных служащих Асбестовского городского округа, является фонд оплаты труда, формируемый за счет средств бюджета Асбестовского городского округа.
Размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы определяется в зависимости от замещаемой должности муниципальной службы и режима труда индивидуально в отношении каждого муниципального служащего. При определении размера учитываются сложность, напряженность, специальный режим работы, инициатива и вклад в решение поставленных задач, обособленный характер и специфика работы, ненормированный режим труда, разъездной характер работы.
Таким образом, в определении размера надбавки за особые условия, согласно Положению об оплате труда муниципальных служащих, утвержденному Решением Думы Асбестовского городского округа от 16.12.2010 № 47/5, вредные условия труда не учтены.
При этом, согласно Решению Думы Асбестовского городского округа от 28.12.2016 № 85/5 «О бюджете Асбестовского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» утверждено бюджетных средств по строке 439 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов» КБК 90607090161311010120 в сумме 7041,4 тыс.руб., что соответствует Бюджетной смете Управления образованием на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов от 10.01.2017. По строке 010 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КБК 07090161311010120 210 в сумме 7 020 300 руб., в том числе:
- по строке 011 «Заработная плата» КБК 07090161311010121 211 в сумме 5 387 000 руб.;
- по строке 012 «Прочие выплаты» КБК 07090161311010122 212 в сумме 23 400 руб.;
- по строке 013 «Начисления на выплаты по оплате труда» КБК 07090161311010129 213 в сумме 1 609 900 руб.;
- по строке 014 «Приобретение услуг» КБК 07090161311010120 220 в сумме 21 100 руб.
Согласно Решению Думы Асбестовского городского округа от 25.12.2017 № 5/1 «О бюджете Асбестовского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» утверждено бюджетных средств по строке 426 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов» КБК 90607090161311010120 в сумме 7501,2 тыс.руб., что соответствует Бюджетной смете на 2018 и плановый период 2019 и 2020 годов от 09.01.2018 года. По строке 010 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КБК 07090161311010120 210 в сумме 7 480 100 руб., в том числе:
- по строке 011 «Заработная плата» КБК 07090161311010121 211 в сумме 5 740 100 руб.;
- по строке 012 «Прочие выплаты» КБК 07090161311010122 212 в сумме 23 400 руб.;
- по строке 013 «Начисления на выплаты по оплате труда» КБК 07090161311010129 213 в сумме 1 716 600 руб.
По строке 014 «Приобретение услуг» КБК 07090161311010120 220 в сумме 21 100 руб.
Согласно Решению Думы Асбестовского городского округа от 25.12.2018 № 19/2 «О бюджете Асбестовского городского округа на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» утверждено бюджетных средств по строке 472 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов» КБК 90607090161311010120 в сумме 9474,0 тыс.руб., что соответствует Бюджетной смете на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов от 14.01.2019 года. По строке 010 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КБК 07090161311010120 210 в сумме 9 451 000 руб., в том числе:
- по строке 011 «Заработная плата» КБК 07090161311010121 211 в сумме 7 192 700 руб.;
- по строке 012 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КБК 07090161311010121 266 в сумме 100 000 руб.;
- по строке 013 «Прочие выплаты» КБК 07090161311010122 212 в сумме 3 000,00 рублей, по строке 014 «Начисления на выплаты по оплате труда» КБК 07090161311010129 213 в сумме 2 155 300 руб.
По строке 015 «Приобретение услуг» КБК 07090161311010120 220 в сумме 23 000 рублей.
Таким образом, надбавка за вредные условия труда производилась в строгом соответствии с бюджетными сметами Управления образованием на соответствующий финансовый год и решениями Думы Асбестовского городского округа «О бюджетеАсбестовского городского округа» на соответствующий финансовый год.
На основании вышеизложенного представление Финансового управления, обязывающее Управление образованием принять меры по возмещению бюджетных средств, полученных из бюджета Асбестовского городского округа, использованных неправомерно, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению, а представление Финансового управления признанию недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным представление Финансового управления администрации Асбестовского городского округа от 25.12.2019 № 851 в части обязания принять меры по возмещению бюджетных средств, полученных из бюджета Асбестовского городского округа в сумме 95 512 руб. 72 коп.
Обязать Финансовое управление администрации Асбестовского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления образованием Асбестовского городского округа.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья С.Е. Калашник