620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
24 октября 2022 года Дело № А60-30394/2022
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2022 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Т.А.Сергеевой при ведении протокола судебного заседания до и после перерыва помощником судьи Т.И.Елецкой рассмотрел в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Облкоммунэнерго» (ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266) к муниципальному образованию г.Нижний Тагил в лице Администрации города Нижний Тагил (ИНН 6623000754, ОГРН 1026601384732) об изменении концессионного соглашения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>).
при участии в судебном заседании
от истца: И.В.Горшенко, представитель по доверенности от 25.01.2022, ФИО1, представитель по доверенности от 01.01.2020,
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 04.04.2022.
Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику об изменении концессионного соглашения, просит внести изменения в Концессионное соглашение № 174-18 в отношении объектов, на которых осуществляется обработка, накопление и захоронение твердых коммунальных отходов на территории города Нижний Тагил, заключенного между Муниципальным образованием г. Нижний Тагил от имени, которого выступает Администрация города Нижний Тагил и АО «Облкоммунэнерго» в редакции дополнительного соглашения № 5 АО «Облкоммунэнерго», а именно:
1. Внести изменения в Приложение № 3 «Основные мероприятия по созданию и реконструкции Объекта соглашения» к Концессионному соглашению в части условия о сроке создания и реконструкции Объектов соглашения – мусоросортировочного комплекса, полигона твердых коммунальных отходов, 2 (два) существующих полигонов, подлежащих реконструкции, с последующей рекультивацией:
1.1. принять срок создания и реконструкции Объектов соглашения:
– мусоросортировочного комплекса – 4 квартал 2023 года;
– полигона твердых коммунальных отходов – 4 квартал 2023 года;
– 2 (два) существующих полигона, подлежащих реконструкции, с последующей рекультивацией – 4 квартал 2029 года.
2. Приложение № 8 к Концессионному соглашению изложить в редакции Приложения № 1 к настоящему Дополнительному соглашению.
Ответчиком представлен отзыв с возражениями.
От истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, просит:
Внести изменения в Приложение № 3 «Основные мероприятия по созданию и реконструкции Объекта соглашения» к Концессионному соглашению в части условия о сроке создания и реконструкции Объектов соглашения - мусоросортировочного комплекса, полигона твердых коммунальных отходов, 2 (два) существующих полигонов, подлежащих реконструкции, с последующей рекультивацией:
1.1. принять срок создания и реконструкции Объектов соглашения: - мусоросортировочного комплекса – 4 квартал 2023 года; - полигона твердых коммунальных отходов – 4 квартал 2023 года; - 2 (два) существующих полигона, подлежащих реконструкции, с последующей рекультивацией – 4 квартал 2029 года.
2. Приложение № 8 к Концессионному соглашению изложить в редакции Приложения № 1 к настоящему Дополнительному соглашению.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, 29.06.2018 между Муниципальным образованием г. Нижний Тагил от имени, которого выступает Администрация города Нижний Тагил и обществом «Облкоммунэнерго» заключено концессионное соглашение № 174-18 в отношении объектов, на которых осуществляется обработка, накопление и захоронение твердых коммунальных отходов на территории города Нижний Тагил.
В соответствии с условиями концессионного соглашения объектами создания являются, в том числе полигон твердых коммунальных отходов и мусоросортировочный комплекс.
Концедент обязан для создания объектов концессионного соглашения предоставить Концессионеру земельные участки в соответствии с приложением № 4 к Концессионному соглашению. Для создания полигона твердых коммунальных отходов концедент принял обязательство предоставить земельные участки кад. номер 66:56:0101001:816 и 66:56:0106001:486, для создания мусоросортировочного комплекса - земельный участок кад. номер 66:56:0106001:484 в срок не позднее 60 дней со дня 2 подписания Концессионного соглашения, то есть до 29.08.2018.
В соответствии с картой градостроительного зонирования г. Нижний Тагил на момент заключения концессионного соглашения все три земельных участка были отнесены к зоне С-3 – «Зона складирования и утилизации коммунальных отходов».
28.11.2019 Нижнетагильской городской Думой принято Решение № 51 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Нижний Тагил, утвержденные Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.12.2012 № 61».
Указанным Решением в зоне С-3 – «Зона складирования и утилизации коммунальных отходов» выделена отдельная зона для размещения мусоросортировочного завода - подзона «С-3.1 – «Зона объектов коммунального назначения I класса опасности».
При этом земельный участок с кадастровым номером 66:56:0106001:486 (переданный под полигон ТКО) попал в границы данной подзоны С-3.1.
Таким образом, с 28.11.2019 создание мусоросортировочного комплекса на земельном участке с кадастровым номером 66:56:0106001:484, не расположенном в специально выделенной подзоне С-3.1, противоречило требованиям к размещению такого объекта и территориальному планированию и, следовательно, невозможно. В связи с принятием указанного нормативноправового акта, стороны заключили дополнительное соглашение № 1 от 20.07.2020 к концессионному соглашению. Условиями дополнительного соглашения № 1 изменены земельные участки для создания объектов концессионного соглашения и пропорционально требуемому для создания объектов времени изменены сроки создания объектов концессионного соглашения.
11.12.2020 между АО «Облкоммунэнерго» и организацией проектировщиком было заключено соглашение об объединении титулов проекта мусоросортировочного комплекса и полигона ТКО (дополнительное соглашение №2 к договору подряда на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации от 11.12.2020).
Также в ходе проектирования компанией – проектировщиком было предложено включить в проект участок компостирования отходов.
01.01.2021г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 12.10.2020г. №1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», согласно которому компостирование признается видом обезвреживания, в связи с чем проектная документация должна была получить положительное заключение государственной экологической экспертизы в данной части.
Вышеуказанное изменение законодательство потребовало дополнительной проработки проектных решений и подготовки дополнительных обосновывающих проект документов для прохождения экологической экспертизы.
В период с февраля 2020 по февраль 2022 года истцом подготовлен и согласован с ответчиком проект строительства полигона ТКО и мусорно-сортировочного комплекса, получено положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта, получено разрешение на строительство.
03.02.2022 истец фактически приступил к выполнению строительно-монтажных работ.
В связи с корректировкой срока создания полигона ТКО истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы истца, ответчика и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит или принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по обработке, накоплению и захоронению твердых коммунальных отходов с использованием объекта соглашения, а концедецт обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с п. 2.1 объектом соглашения являются объекты, на которых осуществляются обработка, накопление и захоронение твердых коммунальных отходов, на территории города Нижний Тагил в составе:
-1 (один) полигон твердых коммунальных отходов (далее – полигон ТКО), подлежащий созданию и предназначенный для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего соглашения, с последующей рекультивацией;
-1 (один) мусоросортировочный комплекс, подлежащий созданию и предназначенный для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения;
- 1 (один) комплекс по выделению твердых коммунальных отходов из снежных масс, собранных с мест общего пользования, подлежащий созданию и предназначенный для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего Соглашения;
- 191 площадка накопления твердых коммунальных отходов, подлежащая созданию и предназначенная для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего соглашения;
- 2 (два) существующих полигона, подлежащих реконструкции и предназначенных для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего соглашения, с последующей рекультивацией.
Сроки по созданию и реконструкции объектов соглашения указаны в Приложении № 3 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 20.07.2020), а именно:
Наименование объекта соглашения | Срок создания и реконструкции Объектов Соглашения |
Мусоросортировочный комплекс | 4 кв. 2022 года |
Полигон твердых коммунальных отходов (далее – полигон ТКО) | 4 кв. 2022 года |
2 (два) существующих полигона, подлежащих реконструкции, с последующей рекультивацией | 4 кв. 2022 года |
Таким образом, в связи с изменением действующих нормативно правовых актов у концессионера объективно отсутствует возможность исполнить концессионное соглашение в срок.
Данное обстоятельство было выявлено сторонами концессионного соглашения после его заключения в процессе получения и согласования технических условий для размещения объекта.
В силу статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. подлежат взысканию на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Внести изменения в Концессионное соглашение от 29.06.2018 № 174-18 в заявленной акционерным обществом «Облкоммунэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) редакции условий приложения №3 «Основные мероприятия по созданию и реконструкции Объекта соглашения» в части условия о сроке создания и реконструкции Объектов соглашения - мусоросортировочного комплекса, полигона твердых коммунальных отходов, 2 (два) существующих полигонов, подлежащих реконструкции, с последующей рекультивацией:
1.1. принять срок создания и реконструкции Объектов соглашения:
-мусоросортировочного комплекса - 4 квартал 2023 года;
-полигона твердых коммунальных отходов - 4 квартал 2023 года;
-2 (два) существующих полигона, подлежащих реконструкции, с последующей рекультивацией - 4 квартал 2029 года.
2. Приложение № 8 к Концессионному соглашению изложить в заявленной акционерным обществом «Облкоммунэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) редакции Приложения № 1 к настоящему Дополнительному соглашению.
Размер платы концедента по соглашению и график платежей:
Предельный | Предельный | в том числе по объектам Концессионного | |||||
размер | размер | ||||||
2 (два) существу- ющих полигона, подлежа- щих реконструк- ции | |||||||
год | расходов Концессио- нера на создание Объектов Соглашения с НДС 20% | расходов Концессионера на создание Объектов Соглашения без НДС | Плата Концедента | Полигон твердых коммуналь- ных отходов | Мусоросор- тировочный комплекс | Контейнер- ные площадки | |
2018 | |||||||
2019 | |||||||
2020 | 195 565,0 | 162 971,0 | 4 981,0 | 0,0 | 0,0 | 4 981,0 | 0,0 |
2021 | 245 540,0 | 204 616,0 | 8 604,0 | 0,0 | 0,0 | 8 604,0 | 0,0 |
2022 | 2 108 909,0 | 1 757 424,0 | 7 883,0 | 0,0 | 0,0 | 7 883,0 | 0,0 |
2023 | 1 500 530,5 | 1 250 443,0 | 434 035,0 | 226 281,0 | 199 706,0 | 8 048,0 | 0,0 |
2024 | 26 484,5 | 22 070,0 | 453 732,0 | 93 992,0 | 329 449,0 | 8 221,0 | 22 070,0 |
2025 | 36 000,0 | 30 000,0 | 463 912,0 | 94 725,0 | 330 787,0 | 8 400,0 | 30 000,0 |
2026 | 81 600,0 | 68 000,0 | 509 096,0 | 97 201,0 | 335 309,0 | 8 586,0 | 68 000,0 |
2027 | 105 600,0 | 88 000,0 | 532 134,0 | 98 616,0 | 337 895,0 | 7 623,0 | 88 000,0 |
2028 | 109 200,0 | 91 000,0 | 533 906,0 | 99 027,0 | 338 645,0 | 5 234,0 | 91 000,0 |
2029 | 114 000,0 | 95 000,0 | 537 560,0 | 98 831,0 | 338 286,0 | 5 443,0 | 95 000,0 |
2030 | 117 600,0 | 98 000,0 | 436 379,0 | 75 850,0 | 256 868,0 | 5 661,0 | 98 000,0 |
2031 | 0,0 | 0,0 | 5 887,0 | 5 887,0 | |||
2032 | 0,0 | 0,0 | 6 123,0 | 6 123,0 | |||
2033 | 0,0 | 0,0 | 6 368,0 | 6 368,0 | |||
2034 | 0,0 | 0,0 | 6 622,0 | 6 622,0 | |||
2035 | 0,0 | 0,0 | 6 887,0 | 6 887,0 | |||
2036 | 0,0 | 0,0 | 7 163,0 | 7 163,0 | |||
2037 | 0,0 | 0,0 | 7 449,0 | 7 449,0 | |||
2038 | 0,0 | 0,0 | 7 747,0 | 7 747,0 | |||
2039 | 0,0 | 0,0 | 8 057,0 | 8 057,0 | |||
2040 | 0,0 | 0,0 | 8 380,0 | 8 380,0 | |||
2041 | 0,0 | 0,0 | 8 715,0 | 8 715,0 | |||
2042 | 0,0 | 0,0 | 9 063,0 | 9 063,0 | |||
2043 | 0,0 | 0,0 | 9 426,0 | 9 426,0 | |||
2044 | 0,0 | 0,0 | 9 803,0 | 9 803,0 | |||
2045 | 0,0 | 0,0 | 10 195,0 | 10 195,0 | |||
2046 | 0,0 | 0,0 | 10 603,0 | 10 603,0 | |||
2047 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||
2048 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||
Итого: | 4 641 029,0 | 3 867 524,0 | 4 050 710,0 | 884 523,0 | 2 466 945,0 | 207 172,0 | 492 070,0 |
2. Взыскать с муниципального образования г. Нижний Тагил в лице Администрации города Нижний Тагил в пользу акционерного общества «Облкоммунэнерго» 6000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Т.ФИО3