АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
10 августа 2018 года Дело №А60-30505/2018
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е.Калашника рассмотрел в порядке упрощенного производства дело № А60-30505/2018
по заявлению Муниципального автономного учреждения культуры «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» города Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – учреждение «Муниципальный театр балета «Щелкунчик»)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - Управление Росреестра, административный орган)
об оспаривании постановления от 15.05.2018 № 761 о привлечении к административной ответственности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Учреждение «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра от 15.05.2018 № 761.
Определением суда от 01.06.2018 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
По результатам рассмотрения материалов дела в порядке упрощенного производства судом 30.07.2018 объявлена резолютивная часть решения.
Управление Росреестра 03.08.2018 обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса срока, изготовлено мотивированное решение.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
в Управление Росреестра 21.03.2018 из Администрации гор. Екатеринбурга, поступили материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), совершенного учреждение «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» при использовании земельного участка с кадастровым номером 66:41:0402013:13 по адресу: <...>.
Административным органом установлено, что земельный участок площадью 3170 кв.м находится в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации от 22.11.2006 № 66-66-01/458/2006-249. передан на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждение «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» (запись регистрации от 20.06.2007 № 66-66-01/314/2007-492) и имеет разрешенное использование - «под существующее здание и его реконструкцию и надстройку 3. 4 этажей для размещения учебно-репетиционного центра с буфетом и оздоровительным комплексом».
В соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14.07.2015 № 2018 в целях размещения элементов благоустройства территории учреждение «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. разрешено использовать земли, расположенные по адресу: <...>. 104 (прилегающие к вышеуказанному земельному участку с северной стороны) общей площадью 2106 кв.м.
Обследованием, проведенным должностными лицами Земельного комитета Администрации гор. Екатеринбурга, уполномоченными на осуществление муниципального контроля, установлено, что земельный участок по адресу: <...> представляет собой частично огороженную с северной и западной стороны территорию, въезд на которую с ул. 8 Марта ограничен автоматическим шлагбаумом.
По выявленным признакам использования земельного участка без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав в отношении учреждение «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем 25.04.2018 протокол от 25.04.2018 № 171.
Управлением Росреестра сделан вывод о том, что учреждение «Муниципальный театр балета «Щелкунчик», разместив автоматический шлагбаум по адресу: <...>, фактически пользовалось земельным участком, прав на который у него не имеется.Ограничение свободного проезда (путем установки автоматического шлагбаума) на земельный участок, предоставленный учреждению «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» для размещения элементов благоустройства территории, Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14.07.2015 № 2018 не предусмотрено.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением Росреестра сделан вывод о совершении учреждением «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем вынесено постановление от 15.05.2018 № 761 о привлечении лица к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что указанное постановление вынесено с нарушением требование законодательства, нарушает его права и законные интересы, учреждение «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» обратилось с заявлением в арбитражный суд.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон судом сделан вывод о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона включает действия по пользованию земельным участком посредством самовольного занятия или без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
При этом для названных действий квалифицирующими признаками являются:
для самовольного занятия земельного участка - отсутствие воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке;
для использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов - наличие разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженного с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Следовательно, если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.
Изложенный правовой подход соответствует разъяснениям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 № 9289/04 и № 11301/04, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Субъектом рассматриваемого правонарушения является лицо, использующее земельные участки без правоустанавливающих документов или разрешения на ведение хозяйственной деятельности.
Таким образом, лицо, пользующееся земельным участком без разрешения собственника либо с разрешения собственника, но без правоустанавливающих документов на землю, имевшее возможность и не принявшее мер к получению разрешения или исполнению обязанности по оформлению прав на землю, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для установления события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо выяснение вопросов о собственнике земельного участка, о наличии у привлекаемого к ответственности лица разрешения собственника на пользование земельным участком и предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю, принятых им мерах по выполнению данной обязанности.
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации земля (земельные участки) может принадлежать гражданам и юридическим лицам на праве собственности (глава 111), на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, безвозмездного срочного пользования, ограниченного пользования (глава 1V).
В силу п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Судом установлено, что 27.04.2015 учреждением «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» в департамент архитектуры администрации Екатеринбурга направлено обращение № 64, с просьбой о формировании дополнительного земельного участка в целях размещения автостоянки театра.
Департаментом 26.05.2015 подготовлена схема размещения земельного участка, который являлся участком, право собственности на который в тот момент не было разграничено, вследствие чего учреждению рекомендовано обратиться за предоставлением права пользования указанным участком в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, что подтверждается ответом департамента от 26.05.2015 № 21.13.-15/001/1954.
Учреждение «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» 03.06.2015 обратилось с заявлением № 83 в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с просьбой о предоставлении данного участка для организации дополнительной автопарковки на 35 машиномест.
На основании заявления 14.07.2015 Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области вынесен приказ № 2018 о предоставлении спорного участка, для использования в заявленных целях, без оформления сервитута, в соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 «Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, в редакции от 03.12.2014 года, действовавшей на тот момент).
Согласно п. 1 Приказа, спорный участок предоставлен учреждению «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» для размещения элементов благоустройства. Согласно преамбуле Приказа, он вынесен на основании заявления от 03.06.2015 № 83.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в частности, при размещенииэлементов благоустройства территории.
Административный орган ссылается на то, что по смыслу «Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург» (утв. Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61), шлагбаумы элементами благоустройства не являются.
Вместе с тем, согласно п. 4 решения Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург» элементы благоустройства - элементы озеленения, покрытия, ограждения (заборы), водные устройства, уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование, игровое и спортивное оборудование, элементы освещения, средства размещения информации и рекламные конструкции, малые архитектурные формы и городская мебель, некапитальные нестационарные сооружения, элементы объектов капитального строительства.Ограждение - сооружение вспомогательного использования, предназначенное для обозначения границы земельного участка (функционально выделенной части земельного участка), ограничения доступа пешеходов, животных, транспортных средств на огражденную территорию, визуального обособления частей территорий общего пользования, имеющее сплошную конструкцию и (или) выполненное с использованием ограждающих элементов в различном их сочетании
Согласно п. 141 решения Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург» основными видами ограждений являются в том, числе ограждающие устройства - устройства, предназначенные для временного ограничения прохода и (или) проезда на территорию (шлагбаумы, калитки, ворота и т.п.), устанавливаемые отдельно или в составе ограждений.
Таким образом, воля собственника земельного участка на размещение учреждением «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» элемента благоустройства в виде шлагбаума, выражена в приказе Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 14.07.2015 № 218.
При таких обстоятельствах действия заявителя не охватываются диспозицией ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку права на земельный участок под размещение автоматического шлагбаума не подлежат государственной регистрации, воля собственника на использование учреждением «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» земельным участком выражена, событие административного правонарушения не доказано.
Кроме того, положения ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в их системном единстве с иными правилами раздела IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа. По смыслу ч. 2 ст. 26.2 и ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Вместе с тем представленный в материалы дела протокол об административном правонарушении от 25.04.2018 является недопустимым доказательством и не может являться основанием для привлечения к административной ответственности по следующим основаниям.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
В частности, в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права по своей правовой природе призвана обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 02.06.2004 № 10, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Из приведенных норм также следует, что при составлении протокола об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательством надлежащего извещения может быть признан документ, подтверждающий факт направления и получения извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении либо рассмотрения дела об административном правонарушении лицам, привлекаемым к ответственности, а равно документ, возвращенный органом связи с пометкой «адресат отсутствует», «адресат выбыл», «возврат за истечением срока хранения», из которого можно установить, что извещение направлялось именно указанному лицу.
Как следует из материалов дела, протокол от 25.04.2018 № 171 в отношении учреждения «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» составлен должностным лицом без участия лица, привлекаемого к ответственности. При этом доказательств его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Протокол от 25.04.2018 № 171 направлен в адрес заявителя 11.04.2018 почтовым отправлением с идентификатором 62099815735832 и получен им только 25.05.2018, то есть после вынесения постановленияот 15.05.2018 № 761.
В материалах дела не имеется доказательств того, что административным органом предприняты иные меры к извещению учреждения «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» о времени и месте рассмотрения административного дела.
С учетом изложенного, административный орган не предпринял всех возможных и необходимых мер по надлежащему извещению лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения административного дела.
Таким образом, на момент составления протокола от 25.04.2018 № 171 у Управления Росреестра не имелось сведений о надлежащем извещении учреждения «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» о времени и месте составления данного протокола, соответственно, достаточных оснований считать лицо надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела у административного органа не имелось. В результате административный орган не представил возможности привлекаемому к административной ответственности лицу давать свои пояснения в ходе составления протокола, а также выработать позицию защиты по факту вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, административным органом при возбуждении дела об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения.
Установив отсутствие в действиях учреждения «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также то, что административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, судом сделан вывод о том, что оспариваемое постановление следует признать незаконным, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 7.1, ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26, п. 6 ч. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса <...> решения Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 № 29/61 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 № 9289/04, № 11301/04, руководствуясь ст. 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные Муниципальным автономным учреждением культуры «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» города Екатеринбурга требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 15.05.2018 № 761 о привлечения Муниципального автономного учреждения культуры «Муниципальный театр балета «Щелкунчик» города Екатеринбурга к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист выдается взыскателю только по его ходатайству независимо от подачи в суд заявления о составлении мотивированного решения или подачи апелляционной жалобы (абзац 2 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел». В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты выдачи исполнительного листа, указанной в сервисе «Картотека арбитражных дел».
Судья С.Е. Калашник