АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
11 сентября 2015 года Дело № А60-31013/2015
Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2015 года
Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Челпановой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-31013/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Уралобувь" (ИНН 6660145846, далее – общество «ТПК «Уралобувь»)
к Управлению государственного строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670172239, далее – управление ГСН)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Администрация г. Екатеринбурга (далее – администрация)
о признании недействительным решения от 16.04.2015 № 1277-А.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «ТПК «Уралобувь» - ФИО1 (доверенность от 23.07.2015 № 66АА3213707), ФИО2 (доверенность от 23.07.2015 № 66АА3213707);
управления ГСН – ФИО3 (доверенность от 30.06.2015 № 29-04-19-61).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество «ТПК «Уралобувь» обратилось в арбитражный суд с заявление о признании недействительным решения управления ГСН от 16.04.2015 № 1277-А.
Определением суда от 07.07.2015 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 17.08.2015.
В ходе предварительного судебного заседания со стороны заинтересованного лица представлен письменный отзыв с приложением документов в подтверждение своих доводов.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Заслушав представителей сторон, суд счел необходимым судебное заседание отложить на 04.09.2015 с целью представления заявителем доказательств обращения в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта.
В ходе судебного заседания заявителем заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта от 14.05.2014, акт приемки законченного строительством объекта от 03.03.2014, заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов от 03.03.2014, заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации от 03.03.2014 № 012, акт о проверочных геодезических работах от 05.06.2013, уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 21.05.2014 № 569. Ходатайство удовлетворено судом в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, документы приобщены к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
обществом «ТПК «Уралобувь» получено разрешение на строительство от 10.04.2012 № RU 66302000-2375. В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 15.12.2011 № 66-1-4-0752-11/11-0414-1, строительство указанного линейного объекта разделено на шесть этапов.
В Управление ГСН 24.04.2012 поступило извещение от застройщика - общества «ТПК «Уралобувь» о начале строительства объекта капитального строительства – сети электроснабжения жилого комплекса: трансформаторные подстанции ТП-9 (№4.1 по ГП), ТП-10 (№4.2 по ГП), ТП-11 (№4.4 по ГП), кабельные линии электроснабжения 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ, реконструкция существующей ТП-8 (№4 по ГП), расположенного по адресу: <...> - Библиотечная - Комсомольская.
На основании приказа Управления ГСН от 25.04.2012 № 1435-А разработана программа проведения проверок указанного объекта капитального строительства, которая включала проверку:
1)Первых четырех этапов строительства на соответствие требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, установленного порядка строительства.
2)Пятого и шестого этапов строительства на соответствие требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, установленного порядка строительства.
3)Итоговую проверку объекта капитального строительства.
Обществом «ТПК «Уралобувь» 03.06.2013 в Управление ГСН подано извещение № 71 об окончании строительства первых четырех этапов строительства. На основании данного извещения Управлением издан приказ от 04.06.2013 № 2238-А о проведении итоговой проверки при строительстве объекта капитального строительства «Сети электроснабжения жилого комплекса: трансформаторные подстанции ТП-9 (№4.1 по ГП), ТП-10 (№4.2 по ГП), ТП-1 1 (№4.4 по ГП), кабельные линии электроснабжения 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ реконструкция существующей ТП-8 (№4 по ГП). 1-4 этапы», расположенного по адресу: <...> - Библиотечная - Комсомольская.
По окончании итоговой проверки 17.07.2013 составлен акт итоговой проверки № 30-10-03/179 и выдано заключение от 19.07.2013 № 3033-А о соответствии построенного объекта капитального строительства (1-4 его этапов) требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов.
Обществом «ТПК «Уралобувь» 02.06.2014 подано в Управление ГСН извещение об окончании строительства «Сети электроснабжения жилого комплекса: трансформаторные подстанции ТП-9 (№4.1 по ГП), ТП-10 (№4.2 но ГП), ГП-11 (№4.4 по ГП), кабельные линии электроснабжения 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ, реконструкциясуществующей ТП-8 (№4 по ГП). V этап -трансформаторная подстанция ТП-11 (№4.4 по ГП), кабельная линия 10 кВ от РП (№4.3 по ГП) к ТП-11 - 159,9 м., кабельная линия 0,4 кВ от ТП-11 до жилого дома (№10 по ГП) - 130,0 м.», расположенного по адресу: <...> -Библиотечная - Комсомольская.
При проведении итоговой проверки в период в 16.06.2014 по 02.07.2014 установлено, что объекты, включённые в V этап строительства, а именно: трансформаторная подстанция ТП-11 (№4.4 по ГП), кабельная линия 10 кВ от РП (№4.3 по ГП) к ТП-11 - 159,9 м., кабельная линия 0,4 кВ от ТП-11 до жилого дома (№10 по ГП)-130.0 м. не предусматривают осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве объекта капитального строительства.
Управлением ГСН 16.04.2015 обществу «ТПК «Уралобувь» выдано решение № 1277-А об отказе в выдаче заключения о соответствии на объект капитального строительства.
Отказывая в выдаче заключения о соответствии, административный орган исходил из того, что на момент подачи указанного извещения вступил в силу Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 75-03 «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».
В п. 1 ст. 2 указанного нормативного акта закреплено, что получение разрешения на строительство помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется также в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередач, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно.
Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Согласно ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства и реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.
Поскольку построенный заявителем объект имеет напряжение менее 20 киловольт, а в силу положений ст. 2 Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 75-03 при строительстве и реконструкции линейных объектов напряжением до 20 киловольт не требуется разрешение на строительство, отсутствует обязанность и по проведению государственного строительного надзора с выдачей заключения о соответствии.
Полагая, что указанным решением нарушены права и законные интересы общества «ТПК «Уралобувь», заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. Заявитель указывает, что выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта ему Администрацией города Екатеринбурга отказано, поскольку отсутствует документ, предусмотренный ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации – заключение о соответствии построенного линейного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, выданного управлением ГСН.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон, судом сделан вывод о том, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 54 от 01.02.2006 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, которое устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.
Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации (пункт 3 Положения).
Согласно п. 16 Положения после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (п. 17 Положения).
В соответствии с п. 18 Положения орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию (п. 19 Положения).
В соответствии с подп. 9 п. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства является обязательным документом для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, является государственной услугой.
По правилам ст. 5, 6 указанного Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В ст. 12, п. 8 ст. 14 Закона указано, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» приказом Управления ГСН от 28.06.2012 № 2366-А утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – Административный регламент).
В п. 19 Административного регламента указано, что Государственная услуга по выдаче заключения о соответствии предоставляется заявителю на основании его письменного обращения с запросом о выдаче такого заключения, образец которого приведен в Приложении N 3 к Административному регламенту.
В силу п. 23, 24 Административного регламента основания для приостановления предоставления государственной услуги по выдаче заключения о соответствии отсутствуют.
Управление отказывает в выдаче заключения о соответствии, если на момент направления им письменного обращения с запросом о выдаче такового не проведена итоговая проверка построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) ее результаты не оформлены уполномоченными должностными лицами Управления соответствующим актом итоговой проверки, а также в том случае, если итоговой проверкой построенного, реконструированного объекта капитального строительства установлено наличие одного из следующих обстоятельств:
- строительство, реконструкция объекта капитального строительства не окончено в полном объеме, либо выполненные работы и примененные строительные материалы в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результаты таких работ не соответствуют требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- не устранены нарушения (недостатки), выявленные при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля;
- не оформлена в полном объеме исполнительная документация, связанная с выполнением всех работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий).
Иных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги Административным регламентом не предусмотрено.
Судом установлено, что выдача заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации является государственной услугой.
Общество «ТПК «Уралобувь» 02.06.2014 обратилось в Управление ГСН в установленном порядке с целью получения государственной услуги – получение заключения о соответствии построенного объекта «Сети электроснабжения жилого комплекса: трансформаторные подстанции ТП-9 (№4.1 по ГП), ТП-10 (№4.2 но ГП), ГП-11 (№4.4 по ГП), кабельные линии электроснабжения 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ, реконструкциясуществующей ТП-8 (№ 4 по ГП). V этап -трансформаторная подстанция ТП-11 (№4.4 по ГП), кабельная линия 10 кВ от РП (№4.3 по ГП) к ТП-11 - 159,9 м., кабельная линия 0,4 кВ от ТП-11 до жилого дома (№10 по ГП) - 130,0 м.», расположенного по адресу: <...> - Библиотечная - Комсомольская.
Наличие предусмотренных Административным регламентом оснований для отказа в предоставлении государственной услуги управлением ГСН не доказано, указанное заинтересованным лицом основание Административным регламентом не предусмотрено.
Положения ст. 2 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 75-03 о том, что получение разрешения на строительство в данном случае не требуется, в данном случае не имеет правового значения при разрешении вопроса о предоставлении заключения о соответствии в результате мероприятий государственного строительного надзора.
В результате отказа управления ГСН в оказании государственной услуги нарушены права и законные интересы общества «ТПК «Уралобувь», поскольку ему отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта, по причине отсутствия документа, предусмотренного ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации – заключения о соответствии построенного линейного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, выданного управлением ГСН.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, судом установлена совокупность обстоятельств, являющихся основанием для отмены оспариваемого ненормативного акта – несоответствие акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Одновременно общество «ТПК «Уралобувь» в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя просит обязать управление ГСН выдать заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Вместе с тем в п. 47 Административного регламента указано, что критерии принятия решения о выдаче заявителю заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого решения ответственным за рассмотрение запроса заявителя о предоставлении государственной услуги по выдаче заключения о соответствии должностным лицом управления изложены в пункте 24 Административного регламента, согласно которому управление ГСН отказывает в выдаче заключения о соответствии, если на момент направления им письменного обращения с запросом о выдаче такового не проведена итоговая проверка построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) ее результаты не оформлены уполномоченными должностными лицами Управления соответствующим актом итоговой проверки.
Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела не проведена итоговая проверка построенного объекта и ее результаты не оформлены уполномоченными должностными лицами управления ГСН соответствующим актом итоговой проверки, оснований для удовлетворения требования заявителя в соответствующей части не имеется. Указанные требования фактически направлены на выполнение судом деятельности органов строительного надзора. При удовлетворении соответствующих требований суд фактически примет на себя функцию государственного строительного надзора, что противоречит как положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормам законодательства о градостроительной деятельности, так и принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному ст. 10 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Управления государственного строительного надзора Свердловской области от 16.04.2015 № 1277-А об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований об обязании заинтересованного лица выдать заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) иных нормативных правовых актов и проектной документации отказать.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской областив пользу общества с ограниченной ответственностью "ТПК "УРАЛОБУВЬ" 3000руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья С.Е.Калашник