ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-31332/06 от 30.11.2006 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург Дело № А60-31332/06-С10

4 декабря 2006 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2006 года

Полный текст решения изготовлен 4 декабря 2006 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Теслицкого А.А., судей - Куричева Ю.А., Пономаревой О.А. рассмотрел 30 ноября 2006 года в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Свердловские коммунальные системы» к Думе Качканарского городского округа о признании недействующим решения от 06.07.2006 № 218, с участием третьего лица – Региональной энергетической комиссии Свердловской области.

Протокол судебного заседания вел помощник судьи Рыбыдайло Г.В.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – начальник юридического отдела, по доверенности от 10.01.2006 № 57; ФИО2 – заместитель начальника отдела, по доверенности от 17.02.2006 № 899;

от заинтересованного лица: ФИО3 – заместитель начальника отдела, по доверенности от 25.10.2006 № 1217; ФИО4 – главный специалист, по доверенности от 25.102006 № 1220; ФИО5 – главный специалист, по доверенности от 25.10.2006 № 1219; ФИО6 – начальник отдела, по доверенности от 25.102006 № 1221;

от третьего лица: ФИО7 – начальник отдела, по доверенности от 06.04.2006 № 02-18/931.

Определением от 27 октября 2006 года дело признано подготовленным к судебному заседанию.

Объявлен состав суда, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено, заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Заявитель обратился в суд с требованием о признании недействующим решения Думы Качканарского городского округа (далее – Дума, орган регулирования) от 06.07.2006 № 218.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором указывает, что не согласно с требованиями заявителя, считает, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий Думы и на законных основаниях.

Третье лицо представило пояснения, в которых указало, что так как в рассматриваемый период заявитель оказывал услуги потребителям, находящимся на территориях различных муниципальных образований, но при этом на территории Качканарского городского округа потреблялось более 80 процентов указанных услуг, то орган регулирования приведенного муниципального образования был вправе установить тариф на услугу водоотведения в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

06.07.2006 Дума Качканарского городского округа приняла решение № 218 «Об утверждении индивидуального предельного тарифа на полный комплекс услуги водоотведения, оказываемой на территории Качканарского городского округа ОАО «Свердловские коммунальные системы» (далее – решение). Пункт 1 указанного решения опубликован в газете «Качканарское время» за 13.07.2006 № 31.

Приведенным решением утвержден и введен в действие с 06.08.2006 индивидуальный предельный тариф на полный комплекс услуги водоотведения, оказываемой на территории Качканарского городского округа в размере 3,936 руб. за 1 куб.м.

ОАО «Свердловские коммунальные системы» (далее – Общество, ОАО «СКС»), полагая, что решением от 06.07.2006 № 218 нарушены его права и созданы препятствия для осуществления экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействующим.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон и третьего лица, суд полагает, что требование ОАО «Свердловские коммунальные системы» не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК, Комиссия) на основании Указа Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 № 619 является органом регулирования цен и тарифов на территории Свердловской области. Постановлением РЭК Свердловской области от 09.11.2005 № 234-ПК утверждены предельные максимальные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в Свердловской области. Приведенными предельными максимальными тарифами вправе пользоваться организации коммунального комплекса, для которых не установлены индивидуальные тарифы РЭК Свердловской области или органами регулирования муниципальных образований.

Согласно п. 2 указанного постановления организации, оказывающие услуги водоснабжения и водоотведения, представляют в РЭК Свердловской области информацию об уровне применяемых тарифов, однако непредставление сведений не является препятствием для использования тарифа, не превышающего утвержденный предельный уровень.

Органом регулирования Качканарского городского округа с 01.10.2006 не были утверждены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые Обществом. Так как цены (тарифы) на данную услугу подлежат регулированию компетентными органами и организации, ее оказывающие, не вправе самостоятельно определять стоимость услуги, ОАО «СКС» с 01.01.2006 применяло предельный максимальный тариф для организаций с годовым объемом отпуска услуг от 1000 до 10000 тыс. куб. м. в размере 4,45 руб./м.куб, утвержденный постановлением РЭК Свердловской области от 09.11.2005 № 234 – ПК. Применение заявителем указанного тарифа в данных условиях является правомерным.

Пунктом 3 ст. 5 Закона 210-ФЗ установлено, что органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов товаров и услуг этих организаций.

Исходя из пояснений сторон, третьего лица на 06.07.2006 населением и организациями Качканарского городского округа потреблялось более 80 процентов услуг водоотведения, оказываемых заявителем. При таких условиях установление тарифа на указанную услугу компетентным органом регулирования Качканарского городского круга правомерно.

Подпунктом 14 пункта 3 статьи 23 Устава Качканарского городского округа, утвержденного решением городской Думы муниципального образования город Качканар от 09.06.2005 № 62 (далее – Устав), определено, что к полномочиям Думы городского округа, в том числе, относится утверждение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электроснабжения и (или) теплоснабжения). Таким образом Дума Качканарского городского округа вправе заниматься вопросами ценообразования на услуги организаций коммунального комплекса и устанавливать соответствующие тарифы (кроме тарифов на электрическую и тепловую энергию).

Ссылки заявителя на то, что установление рассматриваемых тарифов относится только лишь к компетенции главы администрации, не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 31 Устава к полномочиям администрации городского округа также относится регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Следовательно, Уставом Качканарского городского округа к органам регулирования цен и тарифов отнесены как администрация, так и Дума городского округа.

Пунктом 1 статьи 5 Закона № 210-ФЗ ввиду особой важности к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований отнесены вопросы утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, а также установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

В отношении иных вопросов, связанных с ценообразованием на услуги организаций коммунального комплекса, в приведенном законе не содержится указаний к компетенции каких органов местного самоуправления (представительных или исполнительных), они относятся. Таким образом Закон № 210-ФЗ относит к компетенции самих органов местного самоуправления определение органа регулирования цен и тарифов. Как указывалось ранее, Уставом Качканарского городского округа к органам регулирования отнесены и администрация и представительный орган.

Главой администрации (иным исполнительным органом) тарифов на услуги водоотведения не устанавливалось. Постановлением главы Качканарского городского округа от 13.03.2006 № 141 функции органа регулирования возложены на отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации, однако на момент принятия оспариваемого решения Думы тариф на услугу водоотведения приведенным отделом установлен не был.

Согласно п. 2 ст. 13 Закона № 210-ФЗ период действия тарифов на товары услуги организаций коммунального комплекса и иных, регулируемых в данной области тарифов, не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. При этом приведенными положениями Закона № 210-ФЗ не установлено, что период действия тарифов не может быть менее календарного года.

Доводы заявителя о том, что Думой при принятии решения от 06.07.2006 № 218 были нарушены указанные положения о периоде действия тарифов, не принимаются судом по следующим основаниям.

Постановлением РЭК Свердловской области от 09.11.2006 № 234-ПК утверждены предельные максимальные тарифы, в том числе, и на услугу водоотведения. При этом указанные тарифы конкретно для какой-либо организации коммунального комплекса не устанавливались, как указывалось ранее, применять их могли любые организации, которым не установлены индивидуальные тарифы органами регулирования субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Утвердив решением от 06.07.2006 № 218 тариф на услугу водоотведения, Дума Качканарского городского округа вынесла приведенное решение в пределах компетенции, положения Закона № 210-ФЗ, в том числе, в части установленного периода действия тарифов нарушены не были, так как досрочного пересмотра тарифов в данном случае не производилось

Оспариваемым решением тариф на услугу водоотведения введен в действие с 06.08.2006, следовательно он должен действовать до 06.08.2007 при условии, что в указанный период органы регулирования Качканарского городского округа сохранят право на установление тарифов для ОАО «Свердловские коммунальные системы».

В части заявлений ОАО «СКС» о том, что установленный оспариваемым решением тариф на услугу водоотведения в размере 3,96 руб./м.куб. не является экономически обоснованным и ввиду этого предприятие несет убытки, необходимо отметить следующее.

Пунктом 1 ст. 9 Закона № 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В материалах дела имеется письмо от 21.06.2005 № 22-113, которым администрацией муниципального образования у заявителя запрашивались расчетные материалы по формированию тарифа, в том числе на услугу водоотведения, однако как пояснили представители заинтересованного лица, производственная программа представлена не была ввиду ее отсутствия у предприятия (данный факт заявителем не оспаривается).

Ссылки заявителя на то, что им представлено экспертное заключение экономической обоснованности тарифа на полный комплекс услуги водоотведения, что позволяет не представлять производственную программу самого предприятия, не соответствуют пунктам 2, 3 статьи 9 Закона 210-ФЗ, обязывающим организации, оказывающие услуги коммунального комплекса, самостоятельно разрабатывать необходимую документацию и представлять ее для согласования в орган регулирования.

Пунктом 7 приведенной статьи определено, что по завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.

Исходя из приведенного, орган регулирования не вправе устанавливать тарифы только лишь на основании экспертного заключения, подготовленного не ОАО «СКС», а иной организацией.

Согласно п. 5 ст. 9 Закона № 210-ФЗ в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов. Как указывалось ранее, Обществом расчет тарифа и производственная программа в орган регулирования представлены не были.

Как пояснили представители заинтересованного лица, при утверждении тарифа на услугу водоотведения в размере 3,936 руб./куб.м. в качестве расчетных материалов использовались экспертное заключение и статистические данные о себестоимости услуги водоотведения и объема указанной услуги, представленные самим Обществом. Согласно представленных заявителем документов себестоимость услуги водоотведения составила 2,79 руб./куб.м.

Органом регулирования с учетом представленных документов было принято решение утвердить тариф на услугу водоотведения на 2006 год для всех групп потребителей в размере 3,936 руб./куб.м., как обеспечивающий достижение баланса интересов потребителей и производителей услуг.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ определено, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок, в том числе, является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.

По мнению суда, устанавливая тариф на услугу водоотведения, значительно превышающий ее себестоимость, но менее используемого заявителем, орган регулирования действовал в соответствии с общими принципами регулирования приведенными ранее.

Доводы заявителя о том, что при установлении тарифа не были учтены все обоснованные расходы Общества, в частности, плата за загрязнение окружающей среды, не могут быть приняты судом во внимание, так как, исходя из пояснений сторон, эти данные не были представлены заявителем в орган регулирования, и при утверждении тарифа на услугу водоотведения ее себестоимость была установлена на основании данных предоставленных предприятием.

Кроме того необходимо отметить, что согласно пояснениям заявителя, представителей РЭК Свердловской области с сентября 2006 года доля потребителей услуг ОАО «СКС» на территории Качканарского городского округа составляет менее 80 процентов. Таким образом у органа регулирования муниципального образования не имеется оснований для установления тарифов для предприятия с сентября 2006 года, тогда как тариф в размере 3,936 подлежит применению с 6 августа 2006 года. Обществом в РЭК Свердловской области направлены материалы для установления индивидуальных тарифов.

Таким образом решение Думы Качканарского городского округа от 06.07.2006 № 218 принято в пределах компетенции и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования ОАО «Свердловские коммунальные системы» о признании недействующим решения Думы Качканарского городского округа от 06.07.2006 № 218 «Об утверждении индивидуального предельного тарифа на полный комплекс услуги водоотведения, оказываемой на территории Качканарского городского округа ОАО «Свердловские коммунальные системы» отказать.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия (ч. 4 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подаётся в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий А.А. Теслицкий

Судьи Ю.А. Куричев

О.А. Пономарева