ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-31935/10 от 24.09.2010 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург Дело № А60-31935/2010-С6

01 октября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 01 октября 2010 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Присухиной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации Талицкого городского округа (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Региональной энергетической комиссии Свердловской области

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 2218 от 13.09.2010, паспорт, ФИО2, представитель по доверенности № 1943 от 12.08.2010, паспорт;

от заинтересованного лица: ФИО3, главный специалист, доверенность № 02-18/2755 от 23.06.2010, удостоверение, ФИО4, начальник отдела, доверенность № 02-18/2753 от 23.06.2010, удостоверение.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права. Отвода суду не заявлено. Заявлений, ходатайств не поступило.

Администрация Талицкого городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Свердловской области о признании недействительными протокола об административном правонарушении от 10.08.2010 в отношении Администрации Талицкого городского округа, протокола об административном правонарушении от 10.08.2010 в отношении и.о. Главы Администрации Талицкого городского округа ФИО5, признании незаконными и отмене постановлений от 24.08.2010 № 118, № 119 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование требований заявитель указал, что вина Администрации в совершении административного правонарушения не доказана, поскольку заявителем были предприняты все зависящие меры по выполнению в срок предписания заинтересованного лица.

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на доказанность в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Факсом от 24.06.2010 Администрации Талицкого городского округа направила в адрес РЭК Свердловской области информацию о фактическом индексе изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по состоянию на 16.06.2010, из которой следовало, что рост стоимости коммунальных услуг для отдельных жителей Талицкого городского округа в 2010 году составил 131,56% при утвержденном постановлением РЭК Свердловской области от 30.09.2009 № 123-ПК (в редакции от 22.03.2010) предельном индексе изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Талицкого городского округа 125%.

РЭК Свердловской области письмом от 25.06.2010 № 06-18/2815 запросила у Администрации информацию по соблюдению установленного предельного индекса за коммунальные услуги для Талицкого городского округа.

Письмом Главы Талицкого городского округа от 28.06.2010 № 1535 за подписью и.о. Главы Талицкого городского округа ФИО5 до сведения РЭК Свердловской области была доведена информация о проделанной работе по приведению размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом в размере 125%, в том числе:

- принято постановление Главы Талицкого городского округа от 01.04.2010 № 69 «О приведении размеров платы граждан Талицкого городского округа на жилищные и коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами»;

- сделан перерасчет платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами по двум организациям (МУП «Кузнецовская жилищно-коммунальная компания», ООО «Гарант»). Остальные управляющие организации перерасчеты не произвели в связи с отсутствием источников выпадающих доходов, размер платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом не произведен.

01.07.2010 РЭК Свердловской области в адрес Главы Талицкого городского округа Горбунова С.П. и администрации Талицкого городского округа были направлены предписания № 7 и № 8 соответственно с требованием привести размер платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом в размере 125%. Об исполнении данных предписаний было необходимо письменно сообщить в РЭК Свердловской области до истечения 30 дней со дня получения предписаний.

Согласно поступившего в РЭК Свердловской области уведомления о вручении, предписания были получены 07.07.2010, следовательно, срок исполнения предписаний истекал 06.08.2010.

04.08.2010 в РЭК Свердловской области поступило письмо Главы Талицкого городского округа о рассмотрении Администрацией предписания № 7. Указанное письмо содержало информацию, что управлению топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа дано поручение рассчитать фактические индексы изменения размера платы граждан за жилищные и коммунальные услуги к уровню платежей за декабрь 2009 года, что размеры платы граждан за коммунальные услуги на территории Талицкого городского округа в соответствие с предельными индексами не приведены двумя предприятиями, а именно - ООО «Новые технологии» и ООО «Авангард», что работа с указанными предприятиями будет продолжена, что, по мнению заинтересованного лица, свидетельствовало о неисполнении Администрацией выданного ей предписания, поскольку размер платы граждан за коммунальные услуги на территории Талицкого городского округа не приведен в соответствие с установленным предельным индексом.

В связи с неисполнением предписаний в установленный срок (до 07.08.2010) 09.08.2010 в адрес Администрации по факсу было направлено письмо РЭК Свердловской области от 06.08.2010 № 06-18/3432 с уведомлением о прибытии 10.08.2010 в 13.00 в администрацию Талицкого городского округа должностных лиц РЭК Свердловской области для составления протоколов об административной ответственности в отношении Администрации (юридического лица) и Главы Талицкого городского округа (должностного лица).

10.08.2010 уполномоченным лицом составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении указанных лиц.

24.08.2010 комиссия вынесла постановление № 118, которым подвергло Администрацию Талицкого городского округа административному штрафу в размере 150000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановлением № 119 комиссия наложила административный штраф на должностное лицо – исполняющую обязанности Главы Талицкого городского округа ФИО5 в размере 50000 руб.

Полагая, что указанные постановления являются незаконными, протоколы об административных правонарушениях недействительными Дума обратилась с соответствующим заявлением в суд.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в частности, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд в рамках ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального права относительно наличия и доказанности состава правонарушения, пришел к следующим выводам.

Частью 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с п.п. 7 п. 2 ст. 5 Федерального закона 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления при осуществлении полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекс устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

В силу п. 4 ч. 3 ст. 17 данного Закона орган регулирования субъекта Российской Федерации вправе выдавать предписание органу регулирования муниципального образования о досрочном пересмотре установленных в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона органом регулирования муниципального образования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае установления их на уровне выше максимальных и(или) ниже минимальных предельных индексов, установленных органом регулирования субъекта Российской Федерации. В случае неисполнения указанного предписания до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с п. 10 Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 № 619-УГ, РЭК Свердловской области наделена полномочиями на выдачу предписания органу местного самоуправления о досрочном пересмотре установленных им тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае превышения предельных индексов, установленных комиссией.

Как следует из материалов дела, в соответствии со статьями 9, 44, 46 Устава Свердловской области и в целях ограничения темпов роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги на 2010 год Указом Губернатора Свердловской области от 19.03.2010 № 221-УГ установлено, что изменение размеров платы граждан, проживающих на территории Свердловской области, за жилое помещение и коммунальные услуги в 2010 году не должно превышать 125 процентов к уровню, сложившемуся в декабре 2009 года.

Во исполнение названного Указа Региональная энергетическая комиссия Свердловской области постановлением от 22.03.2010 № 29-ПК уменьшила предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год, в том числе по Талицкому городскому округу с 131,56% до 125%.

Глава Талицкого городского округа постановил привести размеры платы граждан Талицкого городского округа на жилищные и коммунальные услуги в 2010 году в соответствие с предельными индексами (постановление от 01.04.2010 № 69).

На заседании Администрации Талицкого городского округа, оформленного протоколом от 27.07.2010, с участием заместителя прокурора Талицкого городского округа, руководителей предприятий, осуществляющих обеспечение коммунальными услугами, решался вопрос о приведении в соответствие с предельными индексами изменения размера платы за жилищные и коммунальные услуги по Талицкому городскому округу.

По результатам заседания комиссией решено:

1. управляющим организациям в срок до 30.07.2010 привести в соответствие с предельными индексами изменения размера платы за жилищные и коммунальные услуги по Талицкому городскому округу;

2. рекомендовать органам прокуратуры решить данный вопрос в соответствии с законодательством.

Письмом от 27.07.2010 № 212 с приложением приказа от 15.07.2010, квитанций ООО «Управляющая жилищная организация» уведомило Администрацию Талицкого городского округа о том, что собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении указанной организации, произведен перерасчет на жилищные и коммунальные услуги с 19.03.2010 в соответствии с постановлением РЭК Свердловской области № 29-ПК и постановлением главы Талицкого городского округа от 01.04.2010 № 69.

ООО «Авангард», ООО «Новые технологии» письмами от 29.07.2010 № 140, № 349 соответственно отказались от снижения ставок платы для населения. В связи с чем, глава Талицкого городского округа ФИО6 обратился в прокуратуру Талицкого района Свердловской области с просьбой о содействии в получении от указанных организаций информации о суммах начисленной платы за жилищные и коммунальные услуги за период с декабря 2009г. по апрель 2010г. (письмо от 12.08.2010 № 1946). В указанном письме Глава отметил, что данные сведения необходимы для дальнейших действий по исполнению Указа Губернатора Свердловской области от 19.03.2010 № 221-УГ «Об ограничении роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги», постановления РЭК Свердловской области от 30.09.2009 № 123-ПК «Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год».

Прокурором района в адрес предприятий были внесены представления об устранении нарушений закона.

03.08.2010 в адрес РЭК Свердловской области направлено письмо № 1866, которым Глава Талицкого городского округа уведомил комиссию о приведении управляющими организациями (ООО «Гарант+», МУП «Кузнецовское ЖКХ», ООО УК «Чистый город», ООО УК «Талица», МУП «Талицкая коммунальная компания», ООО «Управляющая жилищая организация», ТСЖ «Дом», ОТСЖ «Комплекс») размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с предельными индексами, установленными для городского округа на 2010 год, а также уведомил о неприведении в соответствие с предельными индексами размера платы организациями – ООО «Новые технологии», ООО «Авангард». При этом Глава сообщил о том, что работа с указанными предприятиями, направленная на приведение размера платы граждан в соответствии с предельными индексами, будет продолжена.

Согласно п. 1 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из указанных норм следует, что в производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт его совершения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении.

Согласно оспариваемому постановлению № 118 Администрации Талицкого городского округа вменено невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении от 10.08.2010, ни в постановлении не указано в чем именно выразилось неисполнение Администрацией предписания, а именно, неприведение размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельным индексом, утвержденным постановлением РЭК Свердловской области от 30.09.2009 № 123-ПК.

В судебном заседании представитель РЭК Свердловской области также не смог пояснить, какие действия не совершила Администрация во исполнение выданного предписания.

Из содержания оспариваемого постановления также усматривается, что административный орган констатировал только факт выявленного нарушения. Однако, такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.

При вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии состава, вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом не исследовался. В нарушение ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обжалуемом постановлении административного органа не указана ни форма вины, ни в чем она выразилась.

В оспариваемом постановлении не указано, какие действия, установленные законом, иными нормативными актами, должен был совершить заявитель по приведению в соответствие размеров платы граждан за коммунальные услуги, и какие действия заявитель не выполнил.

В объяснительной, представленной в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области, входе рассмотрения материалов проверки заявитель указывал на меры, которые им принимались для исполнения предписания:

- принято Постановление от 01.04.2010 № 69 «О приведении размеров платы граждан Талицкого ГО на жилищные и коммунальные услуги в 2010 году в соответствии с предельными индексами»;

- многие предприятия произведи перерасчет населению в соответствии с указанным постановлением;

- по двум предприятиям, которые не произведи перерасчет, было принято решение на комиссии о проведении перерасчета и направлении материалов в прокуратуру;

- направлены материалы по указанным двум предприятиям в прокуратуру, которая в свою очередь, вынесла в их адрес предписание;

- в адрес заинтересованного лица направлена объяснительная, где указывалось о проделанной работе и об неприведении в соответствие с предельными индексами размера платы организациями – ООО «Новые технологии», ООО «Авангард».

Однако, указанные факты не исследовались административным органом. В постановлении о привлечении к административной ответственности данные обстоятельства не отражены, им не дана какая-либо оценка.

Таким образом, при вынесении постановления заинтересованным лицом не было принято мотивированное решение по делу.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.

Таким образом, суд считает, что административным органом не доказан в действиях заявителя состав вменяемого ему в вину административного правонарушения, в связи с чем, признает постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской областиот 24.08.2010 № 118 о привлечении Администрации Талицкого городского округа к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконным.

По факту неисполнения предписания и.о. Главы Администрации Талицкого городского округа ФИО5 10.08.2010 РЭК Свердловской области составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо постановлением № 119 от 24.08.2010 подвергнуто административному штрафу в размере 50000 руб.

В соответствии с положениями ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае к административной ответственности привлекается должностное лицо Администрации Талицкого городского округа.

Рассмотрение заявлений о привлечении должностного лица юридического лица к административной ответственности к подведомственности арбитражного суда не относится, в силу п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

Также заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительными протоколов об административном правонарушении от 10.08.2010 в отношении Администрации Талицкого городского округа и и.о. Главы Администрации Талицкого городского округа ФИО5

Однако, обжалуемые акты являются документами, фиксирующими результаты проверки, носят информационный характер, поскольку содержат лишь выявленные комиссией нарушения, подписаны главным специалистом РЭК Свердловской области (не руководителем либо заместителем руководителя административного органа).

Таким образом, данные акты не носят властно-распорядительного характера, при этом документы не нарушают права и законные интересы Администрации, поскольку не содержат обязательных для нее указаний, в связи с чем, не влекут для нее никаких правовых последствий.

Кроме того, данные документы не являются окончательными по решению спорного вопроса, поэтому не могут быть самостоятельными предметами спора в арбитражном суде.

Также следует отметить, что постановления №№ 118, 119, принятые административным органом по итогам рассмотрения оспариваемых протоколов, также оспорены Администрацией в арбитражный суд.

При таких обстоятельствах спор в указанной части также не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем, на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Производство по делу в части признания недействительными протокола об административном правонарушении от 10.08.2010 в отношении Администрации Талицкого городского округа, протокола об административном правонарушении от 10.08.2010 в отношении и.о. Главы Администрации Талицкого городского округа ФИО5, признания незаконным и отмене постановления от 24.08.2010 № 119 о привлечении исполняющего обязанности Главы Талицкого городского округа ФИО5 к административной ответственности на основании ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской областиот 24.08.2010 № 118 о привлечении Администрации Талицкого городского округа к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

СудьяН.Н. Присухина