АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
26 августа 2009 года Дело №А60- 32119/2008-С 9
Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2009года.
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г. В. Морозова при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании
от заявителя: Войтко А.А., представитель по доверенности от 24.04.2009 № 51; Касимова С.Н., начальник корпоративно-правового отдела правового управления, по доверенности от 15.12.2008 № 414; Разгуляева Ю.Б., главный юрисконсульт корпоративно-правового отдела правового управления, по доверенности от 15.12.2008 № 415; Мосягина Н.И., начальник отдела маркетинга и рекламы, по доверенности от 28.07.2009 № 249 (копии доверенностей приобщены к материалам дела);
от заинтересованного лица: Волков С.Н., заместитель руководителя управления, по доверенности от 03.09.2008; Крашенинников С.С., ведущий специалист-эксперт, по доверенности от 11.09.2008; Куценко Т.С., специалист, по доверенности от 20.01.2009.
Объявлен состав суда. Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суду не заявлено. Ходатайств не поступало.
Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13.10.2008 за № 2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное заявление было принято к производству Арбитражного суда Свердловской области, назначено судебное заседание на 18.11.2008, в котором стороны заявили ходатайства о приостановлении производства по делу в связи с рассмотрением Арбитражным судом Свердловской области дела №А60-20251/2008-С9 – А60-20127/2008-С9 по заявлению ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа (решения и предписания Свердловского УФАС России от 15.07.2008 № 10), выводы по которому будут иметь преюдициальное значение для настоящего дела.
В соответствии со статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу дела №А60-20251/2008-С9 – А60-20127/2008-С9.
Определением суда от 29.07.2009 производство по настоящему делу возобновлено и рассмотрение дела было отложено на 19 августа 2009г.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв, заявленные требования отклонены.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления, заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
1 августа 2008г. Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по деятельности филиала, находящегося по адресу: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 128, было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту осуществления согласованных с ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» действий на розничных рынках нефтепродуктов города Екатеринбурга, выразившихся в установлении (поддержании) единых цен на нефтепродукты - бензины АИ-76(80), АИ-92, АИ-95(96), АИ-98, дизельное топливо.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является решение УФАС от 15.07.2008 по делу № 10 о нарушении Обществом п.1 ч.1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции».
Решением Арбитражного суда Свердловской области по объединенному делу № А60-20251/2008-С9/ А60-20127/2008-С9 вышеозначенное решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15.07.2008 по делу №10 признано законным, поскольку пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещает согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению (поддержанию) цен.
Как следует из представленных по делу документов, по делу об административном правонарушении, возбужденному на основании определения № 23 от 01.08.2008, было проведено административное расследование, по окончании которого 25.08.2008 составлен протокол в отсутствие законного представителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола. Далее, определением от 25.08.2008 рассмотрение дела назначено на 08.09.2008. Определением от 08.09.08 рассмотрение дела отложено на 13.10.2008 (получено заявителем 29.09.2008, что подтверждается уведомлением о вручении).
Рассмотрев представленные суду доказательства и руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усматривает в действиях антимонопольного органа нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, судом также не установлены.
Доводы заявителя о том, что объективная и субъективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 КоАП РФ, а также причинно-следственная связь не исследовались заинтересованным лицом применительно к требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,судом отклоняются, поскольку не соответствуют имеющимся в материалах дела документам.
Решением Арбитражного суда Свердловской области по объединенному делу № А60-20251/2008-С9/ А60-20127/2008-С9 установлено, что ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» и ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» устанавливали цены на АЗС на основании собственных приказов и распоряжений. При этом цены последовательно, путем повторений менялись на одинаковую величину и в результате устанавливались единые цены.
В соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу положений статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
По мнению суда, ООО «Лукойл - Пермнефтепродукт» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых возбуждено дело об административном правонарушении, поскольку Обществом сознательно при формировании цены совершались согласованные действия с ОАО «Екатеринбургнефтепродукт». Вывод о доминировании хозяйствующих субъектов применительно к статье 5 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен вышеупомянутым решением по делу № А60-20251/2008-С9/ А60-20127/2008-С9.
Согласно пояснениям заинтересованного лица при назначении административного наказания размер штрафа исчислялся на основании представленных ООО «Лукойл - Пермнефтепродукт» сведений об объеме реализованных нефтепродуктов с АЗС Общества, расположенных на территории города Екатеринбурга в 2007 году в стоимостных показателях. При этом выручка от реализации нефтепродуктов за наличный расчет составила 2299575753 рублей 14 копеек без НДС. Размер штрафа исчислен в пределах одной сотой от выручки от реализации нефтепродуктов за наличный расчет в 2007 году в размере 22995757 рублей 53 копейки.
Вместе с тем, в материалы дела заявителем предоставлена также информация о размере выручки от розничной реализации нефтепродуктов,
цены на которые совпадали с ценами ОАО «Екатеринбургнефтепродукт», в размере 291204174,41 руб.
Исходя из сути административного правонарушения, суд считает, что штраф следует исчислять из размера выручки от розничной реализации нефтепродуктов, цены на которые совпадали с ценами другого хозяйствующего субъекта согласно сведениям об объеме реализованных нефтепродуктов за 2007 год за наличный расчет без предоставления скидок. По мнению суда, принимая во внимание объективную разницу суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, и совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг),подобная трактовка не противоречит содержанию статьи 3.5 КоАП РФ.
Сумма реализации 291204174,41 рублей заинтересованным лицом не оспорена.
Таким образом, в данном случае штраф в пределах одной сотой от выручки от реализации нефтепродуктов составляет сумму 2912041 руб.74 коп.
С учетом отмеченного, оспариваемое заявителем постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13.10.2008 за № 2 следует признать незаконным в части размера административного штрафа, установив административное наказание в виде штрафа в сумме 2912041 руб.74 коп.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13.10.2008 за № 2о привлечении к административной ответственности ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части размера административного штрафа.
Назначить ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» административное наказание в виде административного штрафа в размере 2912041 руб.74 коп.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
СудьяГ. В. Морозова