ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-32162/06 от 07.11.2006 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург Дело № А60-32162/06-С10

07 ноября 2006 года.

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2006

Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2006

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.Э. Шавейниковой

при ведении протокола судебного заседания О.Э. Шавейниковой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральске, Шалинском районе и п. Староуткинск

к обществу с ограниченной ответственностью «ВИЗИТ-ТУР»

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заинтересованного лица – ФИО1, директор, протокол № 1 от 16.05.2006, паспорт серии <...>; ФИО2, представитель, доверенность № 1 от 01.11.2006, паспорт серии <...>.

Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется соответствующая роспись представителя заявителя в протоколе судебного заседания от 02.11.2006. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя.

Отводов суду не заявлено. Процессуальные права разъяснены.Заявлений и ходатайств не поступило.

Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральске, Шалинском районе и п. Староуткинск просит привлечь ООО «ВИЗИТ-ТУР» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление турагентской и туроператорской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Заинтересованное лицо факт правонарушения не признало. Мотивируя возражения, ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку общество не осуществляет туроператорскую деятельность непосредственно, а фактически выполняло функцию коммерческого представительства на основании договора от 14.06.2006, заключенного с ООО «Екатеринбургское бюро международного туризма «Спутник» и доверенности от 14.06.2006.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей заинтересованного лица, суд

УСТАНОВИЛ:

Территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральске, Шалинском районе и п. Староуткинск 13.09.2006 проведена проверка ООО «ВИЗИТ-ТУР» (полное фирменное наименование на английском языке ООО «VISIT-TOUR»), расположенного по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что ООО «ВИЗИТ-ТУР» осуществляет туристическое обслуживание клиентов от своего имени по лицензии, выданной БМТ «Спутник» (серия ТД № 0006500 от 05.04.2002).

Данное правонарушение квалифицировано заявителем, как нарушение заинтересованным лицом законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, выразившийся в осуществлении туристического обслуживания потребителей в нарушении ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон № 128-ФЗ) без лицензии на турагентскую деятельность и без лицензии на туроператорскую деятельность.

Результаты проверки оформлены актом от 13.09.2006 и протоколом об административном правонарушении от 13.09.2006.

Усмотрев в действиях ООО «ВИЗИТ-ТУР» признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 13.09.2006 Территориальный отдел Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральске, Шалинском районе и п. Староуткинск обратилось с заявлением в Арбитражный суд.

Суд полагает, что заявленные требования следует удовлетворить, исходя из следующего:

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, получить лицензию предусмотрена Законом № 128-ФЗ.

Статьей 17 отмеченного закона определен перечень видов деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии, в который, в том числе, включены турагентская и туроператорская деятельность.

Ответственность хозяйствующих субъектов за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, установлена ч. 2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ«Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании туроператорской деятельности и в Положении о лицензировании турагентской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».

Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.Преамбула данного закона о защите прав потребителей определяет такие понятия, как:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Уставом ООО «ВИЗИТ-ТУР» закреплено, что основными видами деятельности общества являются: деятельность туристических агентов, в том числе деятельность организаторов туристических поездок (туроператоров), деятельность туристических агентов (турагентов); организация комплексного туристического обслуживания; предоставление туристических информационных услуг; предоставление туристических экскурсионных услуг (пункт 2.2 устава).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «ВИЗИТ ТУР» заключило договор «О туристическом обслуживании» с гражданкой ФИО3

При этом, в указанном договоре заявителем указаны банковские реквизиты заинтересованного лица и сведения о лицензии серии ТД № 0006500 от 05.04.2002, выданной БМТ «Спутник».

В силу п. 1 ст. 7 Закона № 128-ФЗ на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Факт отсутствия у ООО «ВИЗИТ ТУР» лицензии на туроператорский деятельность и турагентскую деятельность заинтересованным лицом не оспаривается.

Согласно п.1.1 указанного договора «О туристическом обслуживании» клиент (ФИО3) поручает компании (ООО «ВИЗИТ ТУР») осуществлять все необходимые действия по организации туристической поездки для него. Из п.1.2 данного договора следует, что под термином «тур» в условиях договора понимается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Согласно п.2.1 компания обязана: организовать предоставление клиенту (туристу) всех услуг, предусмотренных туристической путевкой; оформить документы; предоставить клиенту информацию о программе тура, потребительских свойствах услуг, входящих в тур, особенностях путешествия, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествия, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов.

Из материалов дела усматривается, что на оплату турпакета обществом с ограниченной ответственностью «ВИЗИТ-ТУР» выставлен ФИО3 счет № 3 от 23.08.2006 на сумму 25900 руб. Согласно, имеющегося в материалах дела платежного поручения № 27 от 31.08.2006, денежные средства по указанному счету поступили на счет заинтересованного лица 31.08.2006.

Согласно ст. 1 Закона № 132-ФЗ отличие деятельности туроператора от деятельности турагента в том, что туроператор занимается формированием, продвижением и реализацией туристского продукта, а турагент - только его продвижением и реализацией.

Турфирма, как правило, не осуществляет международные поездки, экскурсии, путешествия, а решает вопросы по их организации. Для того чтобы предоставить туристу комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию, а также экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков, она самостоятельно вступает в правоотношения с авиа- или иным перевозчиком, страховой компанией, консульскими службами, отелями, принимающими туристов в местах отдыха, либо как в данном деле с другой турфирмой – ООО «Екатеринбургское Бюро международного туризма «Спутник». Таким образом, турфирма при заключении договора с туристом предоставляет ему не услуги, а права (гарантии) на эти услуги, реально осуществляемые другими фирмами, которые не имеют договорных отношений с туристом. Это определяет специфику реализации туристических услуг, которые, как правило, продаются в составе туристического продукта.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 132-ФЗ туристский продукт - это право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туроператоры и турагенты - это организации, которые занимаются формированием, продвижением и реализацией или только продвижением и реализацией туристского продукта. Значит, турфирма, заключая с туристом договор об оказании туристских услуг, реализует ему не сам тур, а лишь право на него. Однако это не освобождает туроператора (турагента) от ответственности за ненадлежащее исполнение договора по предоставлению туристских услуг, а также от обязанности получения лицензий на туроператорскую и турагентскую деятельности соответственно.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что ООО «ВИЗИТ-ТУР» допущено неисполнение обязанностей, установленных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, выразившееся в осуществлении турагентской деятельности без соответствующего разрешения (лицензии).

Факт совершения заинтересованным лицом отмеченного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается имеющимся в материалах дела актом проверки, протоколом об административном правонарушении от 13.09.2006, из которых следует, что общество осуществляло туристическое обслуживание потребителей без лицензии на турагентскую деятельность.

Статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях судье, органу, должностному лицу, уполномоченным решать дело об административном правонарушении предоставлена возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности, и такое решение принимается по усмотрению судьи, органа или должностного лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

В соответствии со ст. 2 Закона 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование является одним из способов государственного регулирования отдельных видов деятельности.

Статьей 4 Закона № 128-ФЗ определено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Объектом лицензирования туристской деятельности является международный и внутренний туризм.

При осуществлении лицензирования государство в лице надлежащих органов руководствуется следующими принципами:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Частью 1 ст. 7 Закона № 128-ФЗ определено, что на каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, законодатель придал особый статус предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, в том числе и указанной в п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ турагентской и туроператорской деятельности.

Частью 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Установление высоких штрафных санкций за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, свидетельствует о высокой общественной значимости данных правоотношений, и как следствие, соответствующей их охране со стороны государства.

В соответствии со ст. 4 Закона N 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

На основании изложенного и, принимая во внимание, что совершенное заинтересованным лицом правонарушение, подпадающее под действие ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным по своему характеру, суд не усматривает оснований для освобождения заинтересованного лица от административной ответственности по признакам малозначительности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, учитывая, что факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении заинтересованного лица установлен, подтверждается материалами дела, срок привлечения к административной ответственности не нарушен, обстоятельств отягчающих ответственность не выявлено, суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить - привлечь ООО «ВИЗИТ-ТУР» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа по минимальному пределу санкции данной статьи, в размере 400 МРОТ, что составляет 40000 рублей.

Ссылка заинтересованного лица на то, что при заключении договора «О туристическом обслуживании» им фактически оказывались представительские услуги ООО «Екатеринбургское бюро международного туризма «Спутник» по реализации турпродукта, на основании заключенного между данными юридическими лицами договора коммерческого представительства от 14.06.2006, согласно которого ООО «ВИЗИТ-ТУР» предоставлено право на рекламу и реализацию туристического продукта на территории города Первоуральска, судом во внимание не принимается, как опровергающаяся фактическими обстоятельствами дела. Как указывалось ранее, согласно договора «О туристическом обслуживании» ООО «ВИЗИТ-ТУР» осуществляло обслуживание клиентов непосредственно от своего имени. Ссылки на то, что туристическое обслуживание клиента осуществляется ООО «Екатеринбургское бюро международного туризма «Спутник» в лице его представителя – ООО «ВИЗИТ-ТУР», указанный договор не содержит. Между тем, в силу положений части 1 статьи 184 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что коммерческие представители могут быть уполномочены только на заключение договоров от имени представляемого.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральске, Шалинском районе и п. Староуткинск удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ВИЗИТ-ТУР» (ОГРН <***>, ИНН <***>; юридический адрес – <...>; полное фирменное наименование на английском языке ООО «VISIT-TOUR») к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 40000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья О.Э. Шавейникова