ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-32255/15 от 14.10.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

15 октября 2015 года                                                     Дело №А60-32255/2015

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2015 года

Полный текст решения изготовлен 15 октября 2015 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.С.Чудниковым рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области

о признании незаконными предписаний.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ЗАО «Управляющая жилищная компания «УРАЛ-СТ» обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 21.05.2015 № 29-11-03-86 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства (дело А60-32255/2015), а также с заявлением о признании незаконным предписания жилищной инспекции от 16.04.2015 № 29-11-03-43 об устранении обязательных требований жилищного законодательства (дело А60-32257/2015).

Определением суда от 30.07.2015 оба дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу № А60-32255/2015.

Оспаривая требования государственного органа о расчете потребителям размера платы за коммунальную услугу отопление за 2014 год исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, заявитель ссылается на то, что необходимой предпосылкой для проведения корректировке по указанной инспекцией формуле является бесперебойное функционирование прибора учета в течение всего года, т.е. при наличии совокупного объема потребленной тепловой энергии на нужды отопления по показаниям общедомового прибора учета, в связи с чем предложенный ГЖИ способ корректировки не соответствует закону.

Заявитель ссылается также на то, что коллективные приборы учета в отдельные месяцы работали за пределами норм точности и их показания за эти периоды не могут являться основанием для перерасчета.

       В связи с прекращением Управлением государственной жилищной инспекции Свердловской области деятельности в связи с реорганизацией путем присоединения к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области судом произведена замена заинтересованного лица в порядке процессуального правопреемства на Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>).

         Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в своем отзыве доводы общества не признает, ссылаясь на то, что общество обязано было производить перерасчеты исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, что соответствует подп. «б» п. 21 Правил № 307.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

          На основании приказа от 15.04.2015 № 29-11-01-94 в связи с обращением жителей многоквартирного жилого дома № 66 по ул. Ирбитская в г. Екатеринбурге жилищной инспекциейпроведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом «УЖК «УРАЛ-СТ» обязательных требований порядка предоставления коммунальных услуг; в связи с обращением жителей многоквартирного жилого дома № 16 по ул. Менделеева в г. Екатеринбурге такая же проверка проведена в отношении общества и по этому обращению (приказ о проведении проверки от 13.03.2013 № 29-11-01-43).

В обоих случаях при проверках было установлено, что общество «УЖК «УРАЛ-СТ» в 2013 и 2014 годах производило начисление платы за коммунальную услугу «отопление» исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв.м. при наличии сведений о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии за предыдущий год, при этом корректировка платы за указанную услугу не проводилась (акты проверок от 16.04.2015 № 29-11-02-48 и от 21.05.2015 № 29-11-02-95).

По результатам проверок управляющей компании выданы предписания от 21.05.2015 № 29-11-03-865 и от 16.04.2015 № 29-11-03-43, содержащие требованияустранить допущенные нарушения путем проведения корректировки платы за коммунальную услугу «отопление» за 2013 и 2014 годы.

Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 Кодекса.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям (ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, входит, в том числе, предоставление коммунальных услуг.

В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), определено, что «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно п. 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п. 14 Правил № 354).

В соответствии с п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан, в том числе, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить в установленном порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.

В п. 44 Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В п. 64 Правил № 354 указано, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что при реализованном способе управления многоквартирным домом (управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом) исполнителем коммунальных услуг является лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом.

Из материалов дела следует, что ЗАО «УЖК «УРАЛ-СТ» осуществляет управлением многоквартирными домами по адресам: <...> и <...>, т.е. является лицом, обязанным производит исчисление платы за коммунальные услуги, в том числе, за коммунальную услугу «отопление», в соответствии с действующим порядком.

Согласно п.п. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам № 307 по формуле № 7.

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, т.е. исходя из норматива потребления тепловой энергии.

При этом, исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам № 307 по формуле N 8.

Управлением установлено, что ЗАО «УЖК «УРАЛ-СТ» при исчислении платы за коммунальную услугу «отопление» в многоквартирных домах, находящимся в управлении общества (<...> и <...>, т.е.), оборудованными общедомовыми приборами учета тепловой энергии, нарушен порядок начисления платы за коммунальную услугу «отопление» в 2013 и 2014 годах и не проведена ежегодная корректировка размера платы за эти периоды.

Однако при указанном правовом регулировании общество обязано было производить начисление платы за услугу отопления исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (подп. "б" п. 21 Правил № 307), а также проводить корректировку платы за услугу отопление за 2013 и 2014 годы, что обществом сделано не было.

Довод заявителя об отсутствии у него обязанности перерасчета в связи с тем, что в случае отсутствия у управляющей компании сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежит отклонению.

Действительно, в соответствии с п.п. 1 п. 1 приложения № 2 к Правилам № 307, при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из тарифа на тепловую энергию, норматива потребления и общей площади жилого помещения.

Норматив потребления утвержден Постановлением Главы города Екатеринбурга от 23.12.2005 № 1276 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в городе Екатеринбурге (в ред. Постановления главы Екатеринбурга от 28.12.2006 № 2714) и составляет 0,033 Гкал за 1 кв. м площади жилого помещения в месяц, что и применялось обществом при расчетах за коммунальную услугу «отопление».

Однако доказательств того, что приборы учета в указанных многоквартирных домах отсутствовали или находились в неисправном состоянии, заявителем ни в ходе проверки, ни при рассмотрении дела не представлено, акты недопуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии или карточек регистрации параметров теплоносителя, которые не приняты поставщиком, или иные документы, подтверждающие неисправность приборов в 2013 и в 2014 году, отсутствуют.

Управлением установлено, что фактически ЗАО «УЖК «УРАЛ-СТ» в проверяемые периоды производило начисление платы за коммунальную услугу «отопление» по нормативу потребления тепловой энергии в размере 0,033 Гкал за 1 кв. м площади жилого помещения в месяц, что заявителем не оспаривается.

Проведенный в ходе проверки анализ расчетных ведомостей ООО «СТК» (поставщик тепловой энергии) показал, что ООО «СТК» выставляло ЗАО «УЖК «УРАЛ-СТ» счета за тепловую энергию и теплоноситель исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии за все проверяемые периоды, т.е. общество имело все необходимую информацию и обязано было произвести расчеты, а в последствие – корректировку размера платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (подп. «б» п. 21 Правил № 307).

         Таким образом, у жилищной инспекции имелись основания для направления в адрес управляющей компании предписаний.

  Содержащиеся в предписаниях формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных по результатам проверки нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Каких-либо неясностей, непонятных положений по порядку исполнения предписание не содержит. В предписании установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

  3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                            С.П.Воронин