АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
27 июня 2013 года Дело №А60- 32351/2012
Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2013 года
Полный текст решения изготовлен 27 июня 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В.Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.А.Мальгиновым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>)
к Финансовому управлению администрации муниципального образования «город Алапаевск»
о признании незаконным бездействия
от заявителя: ФИО2, индивидуальный предприниматель (обеспечение участия заявителя в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи осуществляется Федеральным арбитражным судом Московского округа в составе судьи Ядренцевой М.Д.);
от заинтересованного лица: от финансового управления - ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2013, паспорт; от начальника финансового управления - ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2013, паспорт;
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации муниципального образования «город Алапаевск», выразившегося в неисполнении исполнительного листа АС№000474066 по делу №А60-45290/11 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение, а также бездействия начальника Финансового управления администрации муниципального образования «город Алапаевск», выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа АС№000474066 по делу №А60-45290/11 и об обязании начальника Финансового управления администрации муниципального образования «город Алапаевск» внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях немедленного исполнения исполнительного листа АС№000474066 по делу №А60-45290/11 в полном объеме.
Решением от 21.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.03.2013 решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2012 и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2012 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции отметил, что выводы о размере кредиторской задолженности муниципального образования "город Алапаевск", о соотношении размера указанной задолженности и соответствующих параметров бюджета муниципального образования "город Алапаевск" на 2012 г., о невозможности перераспределения расходов бюджета внутри одного вида расходов сделаны судом первой инстанции без исследования доказательств, непосредственно подтверждающих указанные сведения, вывод об отсутствии незаконного бездействия Финансового управления администрации муниципального образования "город Алапаевск" при установлении факта неисполнения требований исполнительного листа АС N 000474066 по истечении предельного срока исполнения, установленного ст. 242.2 Кодекса, сделан без исследования вопроса о соблюдении правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции рекомендовано рассмотреть дело с соблюдением положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранить нарушения ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются предприниматель и Финансовое управление администрации муниципального образования "город Алапаевск" в обоснование своих возражений, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, в их совокупности.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа №Ф09-8500/11 от 21.12.2011 по делу №А60-45290/2011 с муниципального образования «город Алапаевск» в лице финансового органа муниципального образования «город Алапаевск» за счет средств бюджета муниципального образования в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взыскано 40000 рублей в качестве компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, а также 200 рублей расходов по уплате госпошлины.
Федеральным арбитражным судом Уральского округа 29.12.2011 выдан исполнительный лист АС №000474066, направленный для исполнения в Финансовое управление администрации МО «город Алапаевск», который получен 09.02.2012.
По состоянию на 20.07.2012 исполнительный лист АС №000474066 был исполнен частично на общую сумму 11300 рублей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя ФИО1 с заявлением в арбитражный суд об оспаривании бездействия Финансового управления администрации муниципального образования «город Алапаевск» по неисполнению исполнительного листа АС №000474066 и бездействия начальника Финансового управления администрации муниципального образования «город Алапаевск», выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа незаконными.
При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6 ст.242.2 БК РФ).
Исполнение судебных актов в силу п. 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Согласно п.3 ст.217 Бюджетного кодекса РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в пределах объема бюджетных ассигнований (абз. 5 п.3 ст.217 БК РФ).
Исполнение судебных актов об обращении взыскания на средства местного бюджета в объемах, превышающих предельный объем бюджетных ассигнований, установленный решением о местном бюджете, производится в соответствии с положениями п.2 ст.83 БК РФ, согласно которому выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Обеспечение сбалансированности бюджета и эффективности использования бюджетных средств является обязанностью органов местного самоуправления (ст.31 БК РФ).
В соответствии с положениями ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий либо их несовершения (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Как видно из материалов дела, в соответствующий срок судебный акт о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок исполнен не был.
Заинтересованное лицо, возражая против удовлетворения требований, ссылается на наличие общего размера кредиторской задолженности муниципального образования «город Алапаевск» в сумме 93408000 руб., на то, что на исполнении в финансовом органе находятся исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, что общая сумма задолженности по исполнительным документам (включая задолженность по спорному исполнительному листу) значительно превышает запланированные расходы, что перераспределение расходов в пределах статьи, раздела не привело бы к исполнению именно спорного исполнительного документа, о невозможности перераспределения расходов бюджета внутри одного вида расходов.
При назначении дела к судебному разбирательству заинтересованному лицу было предложено представить доказательства, подтверждающие сведения о размере кредиторской задолженности муниципального образования "город Алапаевск", о соотношении размера указанной задолженности и соответствующих параметров бюджета муниципального образования "город Алапаевск" на 2012 г., о невозможности перераспределения расходов бюджета внутри одного вида расходов.
Заинтересованным лицом был представлены перечень исполнительных документов, поступивших на исполнение в финансовое управление до 01.01.2011 на общую сумму 61285635, 38 руб., в 2011 на общую сумму 7008371 руб. 33 коп,2012 году на общую сумму 16283650, 02 руб.; перечень кассовых расходов за периоды с 01.01.2012 по 31.12.2012, с 01.01.2013 по 19.06.2013.
Из содержания представленных документов прослеживается общий размер кредиторской задолженности и наличие частичных перечислений в погашение кредиторской задолженности, в том числе заявителю по настоящему делу.
Вместе с тем документов в подтверждение соотношения размера указанной задолженности и соответствующих параметров бюджета муниципального образования «город Алапаевск» на 2012 г., невозможности перераспределения расходов бюджета внутри одного вида расходов не представлено.
Ссылка заинтересованного лица на наличие указанных документов в материалах дела не может быть принята во внимание.
В материалы дела была представлена ведомственная структура расходов местного бюджета на 2013 год, согласно которой на денежные компенсации в случае вынесения соответствующих решений судом предусмотрено выделение 58000,00 тыс. руб.; выписка из протокола №5 от 12.12.2011 собрания для публичного обсуждения проекта нормативного правового акта, согласно которой в повестку был включен вопрос о включении в расходы бюджета муниципального образования долг по исполнительному производству в сумме 93408000 рублей, которые по результатам голосования в бюджет на 2012 год включены не были; письмо Главы муниципального образования г. Алапаевск об увеличении расходов на 98040 тыс. рублей по разделу «Иные расходные полномочия по вопросам местного значения» к Минфину Свердловской области (письмо от 26.08.2011 № 1943).
Обстоятельства, на которые ссылается заинтересованное лицо, могли являться основанием для своевременного реагирования и принятия соответствующих мер, направленных на исполнение либо приостановление исполнения по судебному акту, обращения в установленном порядке с ходатайством об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта. Доказательств принятия заинтересованным лицом соответствующих мер не представлено. Дефицит бюджета сам по себе в отсутствие доказательств принятия органом местного самоуправления необходимых и достаточных мер, направленных на своевременное исполнение судебного акта, не является обстоятельством, свидетельствующим о законности бездействия заинтересованного лица. Доказательств принятия мер по корректировке бюджета после поступления на исполнение спорного исполнительного документа заинтересованным лицом не представлено. Поскольку предметом спора является обжалование бездействия со стороны муниципального органа, которое имело место, поскольку в установленный трехмесячный срок судебный акт исполнен не был, что привело к нарушению прав заявителя на своевременное получение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, суд требования заявителя находит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Финансового управления администрации муниципального образования «город Алапаевск», выразившееся в неисполнении исполнительного листа АС № 000474066 по делу №А60-45290/2011 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение.
Признать незаконным бездействие начальника Финансового управления администрации муниципального образования «город Алапаевск», выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа АС № 000474066 по делу №А60-45290/2011.
Обязать начальника Финансового управления администрации муниципального образования «город Алапаевск» внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях немедленного исполнения исполнительного листа АС № 000474066 по делу №А60-45290/2011 в полном объеме.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Администрации МО «город Алапаевск» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) 400 (четыреста) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.В.Окулова