620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
25 ноября 2020 года Дело № А60-32637/2020
Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.А. Мезриной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.П. Сапожниковой, рассмотрел в судебном заседании дело
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Теплокомплекс" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Муниципальному образованию г. Каменск-Уральский в лице АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО;
Свердловской области в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6612001121ОГРН 1026600938540)
о признании отказа незаконным отказа в компенсации недополученных доходов, взыскании денежных средств,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН <***>).
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО1 представитель по доверенности от 08.11.2019
от ответчика: ФИО2 представитель по доверенности от 09.01.2019 (от Комитета)
ФИО3 представитель по доверенности от 28.10.2020 (от Администрации), ФИО4 представитель по доверенности от 21.08.2020 (от Администрации).
от третьего лица: ФИО5 представитель по доверенности от 05.02.2019, ФИО6 представитель по доверенности от 09.01.2020
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением с требованием о признании отказа МО город Каменск-Уральский компенсировать недополученные ООО «УК «Теплокомплекс» доходы за 2017 -2019 годы от деятельности по Концессионному соглашению №1/ТП–2016–429 от 23.12.2016 года незаконным, а также о взыскании с МО город Каменск-Уральский и со Свердловской̆ области в лице Министерства финансов Свердловской̆ области за счёт средств казны Свердловской̆ области солидарно 220 838 970 рублей – убытки.
Определением от 27.07.2020 исковое заявление оставлено без движения в срок до 03.08.2020. Указанные недостатки устранены в срок.
Определением суда от 20.07.2020 арбитражный суд в порядке, установленном ст. ст. 127, 133, 135, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял исковое заявление к производству и назначил дело к рассмотрению в предварительном судебном заседании
31.08.2020 от МинФина СО поступил отзыв заявлено ходатайство о привлечении Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН <***>) третьим лицом без самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку РЭК является уполномоченным исполнительным органом в сфере регулирования цен.
01.09.2020 от Администрации поступил отзыв.
В предварительном судебном заседании – 03.09.2020 истец настаивал на заявленных требованиях, ответчик поддерживал доводы, изложенные в отзыве. Ответчик явку представителя не обеспечил (ст. 136 АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд счел необходимым на данной стадии привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональную энергетическую комиссию Свердловской области (ИНН <***>).
В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству. Определением от 03 сентября 2020 назначено судебное заседание.
15.10.2020 от истца поступило ходатайство о привлечении МО г. Каменска-Уральска в лице Комитета по управлению имуществом города Каменска-Уральского в качестве соответчика по требованию неимущественного характера.
Кроме того, истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просит признать отказ МО город Каменск-Уральский в лице Комитета по управлению имуществом города Каменска-Уральского и Администрации Муниципального образования город Каменск-Уральский компенсировать недополученные ООО «УК «Теплокомплекс» доходы за 2017-2019 годы от деятельности по Концессионному соглашению №1/ТП-2016-29 от 23.12.2016 года незаконным;
Взыскать с Ответчика: Муниципального образования город Каменск-Уральский в лице Администрации Муниципального образования город Каменск-Уральский 147 903 548 рублей убытки и с Ответчика: Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счёт средств казны Свердловской области 72 935 422 рубля убытки.
Ходатайство судом удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.
16.10.2020 от третьего лица поступил отзыв.
В судебном заседании – 19.10.2020 истец настаивал на ходатайстве о привлечении соответчика, третье лицо и ответчик оставили на усмотрении суда, ответчик (МО г. Каменск-Уральский в лице АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО; Свердловской области в лице МИНФИН СО) явку представителя не обеспечил (ст. 156 АПК РФ).
Суд удовлетворяет ходатайство о привлечении соответчика МО г. Каменска-Уральска в лице Комитета по управлению имуществом города Каменска-Уральского.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца.
В соответствии с ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
В связи с привлечением нового ответчика, рассмотрение дела подлежит отложению. Определением от 19 октября 2020 судебное заседание отложено.
16.11.2020 от истца поступили возражения на отзыв, в рамках которых в очередной раз заявлено об уточнении требований:
Истец просит признать отказ МО город Каменск-Уральский в лице Комитета по управлению имуществом города Каменска-Уральского и Администрации Муниципального образования город Каменск-Уральский компенсировать недополученные ООО «УК «Теплокомплекс» доходы за 2017 -2019 годы от деятельности по Концессионному соглашению №1/ТП-2016-429 от 23.12.2016 года незаконным;
Взыскать с Ответчика: Муниципального образования город Каменск-Уральский в лице Администрации Муниципального образования город Каменск-Уральский 263 756 940 рублей недополученной валовой выручки за 2017, 2018, 2019 годы.
Требований к Свердловской области в лице Минфина СО не заявлено.
В судебном заседании – 18.11.2020 истец в части требований неимущественного характера в качестве ответчика заявил МО город Каменск-Уральский в лице Комитета по управлению имуществом города Каменска-Уральского.
Указанные уточнения предмета спора приняты судом на основании ст. 49 АПК РФ.
Также суд пытался уточнить в качестве чего истец оспаривает отказ, односторонней сделки или не нормативно-правового акта, истец пояснений суду не дал, под запись в протоколе судебного заседания указал на то, что если отказ это сделка, то она оспоримая, является недействительной поскольку нарушает ст. 20 Закона о концессионных соглашениях, ст. 10 Закона о теплоснабжении, если ненормативно-правовой акт то аналогично нарушает положения ст. 20 Закона о концессионных соглашениях , ст. 10 Закона о теплоснабжении.
По требованию имущественного характера указал, что по сути просит взыскать убытки.
В ходе судебного заседания, истец настаивал на заявленных требованиях, ответчики поддерживали доводы, изложенные в отзыве, третье лицо поддерживало доводы, изложенные в отзыве.
Поскольку требований к Свердловской области не заявлено, суд исключает из числа ответчиков по делу Свердловскую область в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Между ООО «УК «Теплокомплекс» (далее Концессионер) и Муниципальным образованием город Каменск-Уральский (Концедент) заключено концессионное соглашение №1/ТП–2016–429 от 23.12.2016 года (далее Соглашение), согласно предмету которого Концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим Соглашением:
1) обеспечить проектирование, создание и (или) реконструкцию, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Каменск-Уральский (далее – Объекты Соглашения),
2) осуществлять передачу тепловой энергии потребителям с использованием Объекта Соглашения и имущества, принадлежащего Концеденту на праве собственности, образующего единое целое с Объектом Соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной в пункте 1.1. настоящего Соглашения (далее - Имущество),
а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения и Имуществом для осуществления указанной деятельности.
Объектом Соглашения являются объекты теплоснабжения и горячего
водоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования, отдельные объекты таких систем, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте
1.1. настоящего Соглашения. . Состав и описание Объектов Соглашения, подлежащею созданию н (иди) реконструкции, в том числе технико-экономические показатели передаваемое имущества, приведены в 11ршюжелни № I к настоящему Соглашению.
Объекты Соглашения, указанные и Приложении № 1 к настоящему Соглашению, принадлежат или будут принадлежать Концеденту на праве собственности. Концедент подтверждает, что право собственности Концедента на существующие объекты недвижимого имущества в составе Объекта Соглашения и Имущества зарегистрировано в установленном действующим законодательном порядке. Объекты имущества в составе Объекта Соглашения, закрепленные на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Жилкомплекс» (далее - Предприятие), перечислены в Приложении № I к настоящему Соглашению. Сведения о зарегистрированных правах Концедента и о праве хозяйственного ведения Предприятия указаны в Приложении № 1 к настоящему Соглашению,
Существующие на момент заключения Соглашения объекты имущества в составе Объекта Соглашения и имущества передаются Концедентом Концессионеру но
подписываемому сторонами акту приема-передачи в соответствии с разделами 3,4 настоящего Соглашения.
Движимое имущество в составе Объекта Соглашения, которое создано и (или) приобретено Концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.I. настоящего Соглашения в рамках исполнения Концессионером инвестиционной программы, и не входит в состав Имущества, является собственностью Концедента.
Настоящее Соглашение вступает в силу с «01» января 2017 года и действует в течение 20 (Двадцати) лет, т.е. до «31» декабря 2036 года.
Истец ссылается на п. 5.32 Соглашения, которым стороны согласовали, что значения долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) на производимые товары и оказываемые услуги, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в Приложении № 6 к настоящему Соглашению.
Согласно пункту 5.33 Соглашения объем валовой выручки Концессионера, получаемой в ходе реализации настоящего Соглашения, указан в Приложении № 12 к настоящему Соглашению на каждый год срока действия Соглашения в ценах первого года срока действия Соглашения. При установлении тарифов в отношении Концессионера необходимая валовая выручка Концессионера в каждом году действия Соглашения должна быть не менее объема валовой выручки, установленного в Приложении № 12 к настоящему Соглашению, в ценах соответствующего года.
Приложением 12 к Соглашению установлены следующие объемы необходимой валовой выручки (НВВ) Концессионера на 2017 – 2018 годы:
Синарский район: 2017 год – 309 699,57 тыс. руб., 2018 год – 348 313,55 тыс. руб., 2019 – 366 694,49 тыс. руб.;
Красногорский район: 2017 год – 360 481,71 тыс. руб., 2018 год – 406 573,37 тыс. руб., 2019 год – 427 536,93 тыс. руб.
Всего необходимая валовая выручка Истца от деятельности в соответствии с концессионным соглашением за период с 2017 по 2019 годы должна составить 2 219 299 620 рублей, в том числе:
за 2017 год – 670 181,28 тыс. руб., за 2018 год – 754 886,92 тыс. руб., за 2019 год – 794 231,42 тыс. руб.
Согласно отчетным данным Концессионера за 2017, 2018 и 2019 годы выручка от деятельности по передаче тепловой энергии составила:
Синарский район: 2017 год – 222 926,58 тыс. руб., 2018 год – 275 517,49 тыс. руб., 2019 год – 288 032,84 тыс. руб.;
Красногорский район: 2017 год – 318 376,67 тыс. руб., 2018 год – 363 396,20 тыс. руб., 2019 год – 352 504,98 тыс. руб.
Всего по виду деятельности передача тепловой энергии за 2017 год – 541 303,25 тыс. руб., 2018 год – 638 913, 69 тыс. руб., 2019 год – 640 537,82 тыс. руб.
Также согласно отчетным данным Концессионера выручка от деятельности по горячему водоснабжению составила за 2017 год – 56 885,95 тыс. руб., 2018 год – 58 550,59 тыс. руб., 2019 год – 62 269,35 тыс. руб.
Итого необходимая валовая выручка Истца от деятельности в соответствии с концессионным соглашением за период с 2017 по 2019 годы составила 1 998 460,64 тыс. руб., в том числе:
За 2017 год – 598 189,19 тыс. руб., за 2018 год – 697 464,28 тыс. руб., за 2019 год – 702 807,17 тыс. руб.
Таким образом, сумма фактической выручки от регулируемых видов деятельности, предусмотренных Соглашением, оказалась меньше НВВ, согласованной в Приложении 12 к Соглашению на 220 838,97 тыс. руб., в том числе: в 2017 году на 71 992,08 тыс. руб., в 2018 году на 57 422,65 тыс. руб., в 2019 году на 91 424,25 тыс. руб.
Снижение НВВ Истца за 2017 – 2019 годы обусловлено следующими факторами:
1. При установлении долгосрочных тарифов Истцу на основе долгосрочных параметров государственного регулирования Региональная энергетическая комиссия Свердловской области утвердила объем НВВ ООО «УК Теплокомплекс» ниже, чем предусмотрено Концессионным соглашением.
Так, РЭК Свердловской области установлены следующие объемы НВВ от деятельности по передаче тепловой энергии на 2017 – 2019 годы:
Синарский район: 2017 год – 307 613,355 тыс. руб., 2018 год – 323 198,408 тыс. руб. 2019 – 346 167,01;
Красногорский район: 2017 год – 361 271,91 тыс. руб., 2018 год – 399 739,825 тыс. руб., 2019 – 408 373,69 руб.
Всего НВВ, установленная РЭК Свердловской области на 2017 – 2019 годы, оказалась ниже предусмотренной Соглашением на 72 935 422 рубля.
2. Фактический полезный отпуск потребителям тепловой энергии из тепловых сетей, переданных Истцу по Концессионному соглашению, оказался существенно ниже значений, установленных Соглашением и утвержденных РЭК Свердловской области.
Так, плановый полезный отпуск от Синарской ТЭЦ составляет 809,610 тыс. Гкал, от УАЗ составляет 690,556 тыс. Гкал., всего 1500,166 тыс. Гкал в год. Фактический полезный отпуск за указанный период оказался в 2017 году 1221 тыс. Гкал, в 2018 – 1242 тыс. Гкал, в 2019 – 1175 Гкал.
В соответствии с пунктом 5.33 Соглашения при установлении тарифов в отношении Концессионера необходимая валовая выручка Концессионера в каждом году действия Соглашения должна быть не менее объема валовой выручки, установленного в Приложении № 12 к настоящему Соглашению, в ценах соответствующего года.
Пунктом 5.34 Соглашения стороны установили, что в необходимой валовой выручке Концессионера учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с исполнением настоящего Соглашения, включая мероприятия по созданию и (или) реконструкции объектов имущества в составе Объекта Соглашения и сроки их осуществления согласно Приложению № 5, значения долгосрочных параметров деятельности Концессионера, плановые значения показателей деятельности Концессионера и иные условия, установленные настоящим Соглашением. Необходимая валовая выручка Концессионера подлежит ежегодной корректировке с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифа, учитываемых при расчете тарифов Концессионера от их плановых значений, за исключением долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера, установленных в Приложении № 6 к Соглашению. Корректировка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения. Если по итогам корректировки необходимой валовой выручки Концессионера в соответствующем году ее объем будет меньше объема валовой выручки, предусмотренной в Приложении № 12 настоящего Соглашения, в ценах такого года, Стороны действуют в соответствии с пунктами 5.35. - 5.37 настоящего Соглашения.
Поскольку фактический объем полученной Истцом валовой выручки оказался существенно ниже значений, установленных Приложением 12 к Соглашению, Истец не может в полном объеме исполнять свои обязанности, установленные Соглашением. В частности, вследствие снижения доходов Истца по сравнению с установленным Соглашением объемом НВВ, происходит недофинансирование деятельности по созданию и реконструкции объекта Соглашения. Это, в свою очередь, ведет к срыву исполнения показателей деятельности Концессионера, установленных Соглашением.
Согласно пункту 5.35 Соглашения недополученные доходы Концессионера, возникшие при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1. настоящего Соглашения, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сферах теплоснабжения.
Пунктом 5.36 Соглашения установлено, что недополученные доходы Концессионера, возникшие при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1. настоящего Соглашения, в связи с применением долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных настоящим Соглашением, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, подлежат возмещению Концессионеру в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 г. № 603 «О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов», иными нормативными правовыми актами.
Также истец указывает на то, что п. 6.1. статьи 10 ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что в случае изменения долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления, в случае установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных этими органами или согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки цен (тарифов) (необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.43 Соглашения в случае если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на Концессионера или ухудшению положения Концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении Соглашения, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, Концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций Концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, определенного в соответствии с Приложением № 12 к настоящему Соглашению (далее – Меры).
Истец и Ответчик МО город Каменск-Уральский подписали акты о результатах контроля за исполнением Концессионного соглашения от 23.12.2016 № 1 за 2017, 2018 и 2019 годы. Согласно указанным актам, Истец осуществляет эксплуатацию имущества, переданного по Соглашению, в соответствии с целями Соглашения. При этом, выявлено, что расхождение фактического полезного отпуска с плановыми объемами привело к недополучению необходимой валовой выручки Концессионером и, соответственно к недовыполнению мероприятий Соглашения на сумму 128,9 млн. рублей в 2017 году, 25,506 млн. рублей в 2018 году, 113, 930 млн. рублей в 2019 году.
Таким образом, неполучение Истцом НВВ в установленных Соглашением объемах препятствует достижению целей Соглашения по созданию и реконструкции объекта Соглашения. Факт недополучения Истцом НВВ в установленном Соглашением объеме зафиксирован указанными актами.
Как уже было указано выше, изменение необходимой валовой выручки Истца за 2017-2019 годы по сравнению с утвержденными Концессионным соглашением объемами составило 220 838,97 тыс. рублей, в том числе как за счет утверждения РЭК Свердловской области НВВ в меньшем объеме, чем предусмотрено Соглашением, так и за счет того, что фактический полезный отпуск услуг по передаче тепловой энергии оказался ниже значений, утвержденных Соглашением.
Таким образом, Истец имеет право на компенсацию недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета) в соответствии со статьей 10 ФЗ «О теплоснабжении» и пунктов 5.35 – 5.37 Соглашения.
Пунктом 5.44 Соглашения Стороны установили следующий порядок принятия мер, обеспечивающих окупаемость инвестиций Концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, определенного в соответствии с Приложением № 12 к Соглашению:
1) при наступлении обстоятельств, предусмотренных настоящим Соглашением или действующим законодательством, Концессионер обращается к Концеденту с заявлением, содержащим описание обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению Концессионером обязательств по Соглашению, а также предлагаемые Меры, которые должен принять Концедент. К заявлению прилагается текст изменений, предлагаемых к внесению в Соглашение, с обоснованием необходимости изменения условий Соглашения и приложением подтверждающих материалов и документов.
2) Концедент в течение 30 (Тридцати) календарных дней с момента получения документов, указанных в подпункте 1 пункта 5.45. Соглашения принимает одно из следующих решений:
- о принятии Мер, предложенных Концессионером;
- о принятии иных Мер;
- об отказе в принятии Мер с обоснованием причин отказа.
В случае принятия решения о принятии иных Мер, либо решения об отказе в принятии Мер Стороны согласовывают возможность принятия Концедентом и объем Мер путем совместных переговоров. При недостижении согласия Стороны разрешают разногласия в порядке, предусмотренным Соглашением для разрешения споров.
3) в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней с момента принятия Концедентом решения о принятии Мер, либо достижения Сторонами согласия по таким Мерам, Концессионер готовит и представляет на согласование в орган регулирования тарифов и (или) антимонопольный орган необходимые документы в случае, если это предусмотрено действующим законодательством.
4) дополнительное соглашение, заключаемое в связи с принятием Мер, подписывается Сторонами в течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента получения всех необходимых согласований, если это требуется в соответствии с действующим законодательством. Стороны вправе оговорить иной срок подписания дополнительного соглашения.
Истец обращался в МО Город Каменск-Уральский с письмами от 07.02.2018 № 162, от 18.05.2018 № 637, от 28.04.2020 № 677, от 22.05.2020 № 848 в которых просил возместить объем недополученной валовой выручки, либо принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций Концессионера и получение им необходимой валовой выручки в объеме, определенном концессионным соглашением, для соблюдения условий концессионного соглашения. В указанных письмах Истец подробно разъяснял причины возникновения недополученной выручки, а также предоставлял все необходимые расчеты. К письму от 06.05.2020 № 727 был приложен проект Дополнительного соглашения к Концессионному соглашению о компенсации недополученной валовой выручки за 2017, 2018 и 2019 годы.
На все обращения был получен отказ.
Поскольку вопрос возмещения недополученной Истцом выручки не был разрешен в досудебном порядке, Истец обращается за защитой своего права в суд.
Уточняя требования в порядке ст. 49 АПК РФ, истец заявил, что согласно Схеме теплоснабжения муниципального образования город Каменск-Уральский (Актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования город Каменск-Уральский в период до 2027 года) с источников Красногорская ТЭЦ и Синарская ТЭЦ в зону ЕТО было отпущено в 2017 году 1 401,8 тыс. Гкал, в 2018 году 1 468,1 тыс. Гкал, в 2019 году 1 359,8 тыс. Гкал.
С учетом потерь тепловой энергии в тепловых сетях объем полезного отпуска составил в 2017 году 1229 тыс. Гкал, в 2018 - 1390 тыс. Гкал, в 2019 - 1175 Гкал., а Концессионным соглашением был предусмотрен объем полезного отпуска 1500,166 тыс. Гкал в год.
Истец обращался в РЭК Свердловской области с заявлениями о корректировке тарифов на 2018, 2019, 2020 годы. В заявлении о корректировке тарифов на 2019 год, поданном в РЭК 28.04.2018 г. № 529 Истец указал фактический объем полезного отпуска, исходя из фактических данных и Схемы теплоснабжения. Истец просил установить тарифы на передачу тепловой энергии исходя из НВВ, предусмотренной Концессионным соглашением с учетом фактического полезного отпуска в соответствии с нормой пункта 52 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.
РЭК Свердловской области учла часть недополученных Истцом доходов за 2018 год в тарифе на 2020 год в сумме 57 180 460 рублей. Объем недополученной НВВ за 2017 год в сумме 127 168,51 тыс. рублей, а также за 2018 год в сумме 22 659,32 тыс. рублей в тариф включен не был. Объем недополученной НВВ за 2019 год в сумме 113 929,10 тыс. рублей также не учтен в тарифе.
Всего по состоянию на момент рассмотрения настоящего искового заявления сумма невозмещенной НВВ за 2017 - 2019 годы составила 263756940рублей.
Долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера были согласованы РЭК Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, объем необходимой валовой выручки, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров, и установленный концессионным соглашением, изменился, что влечет за собой возникновение у Истца права на возмещение недополученных доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, недополученная Истцом выручка в сумме 263 756 940 рублей должна быть возмещена Концедентом, то есть Муниципальным образованием городской округ Каменск-Уральский на основании норм статьи 10 Закона о теплоснабжении, указанных выше норм ФЗ «О концессионных соглашениях». Порядок такого возмещения указан в пунктах пункту 5.35, 5.36 Соглашения.
Компенсация недополученных Концессионером доходов в случае снижения НВВ теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предусмотрена пунктом 6.1. статьи 10 ФЗ «О теплоснабжении» за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусматривается предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в соответствии со статьей 78 кодекса. Пунктом 6 статьи 78 БК РФ предусмотрено что субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Кроме того, статьей 79 БК РФ установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Согласно пункту 5 статьи 79 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.
Таким образом, возмещение недополученных Истцом доходов может быть осуществлено как путем предоставления субсидии из бюджета МО Город Каменск-Уральский, бюджета Свердловской области либо федерального бюджета, так и путем осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, переданные Истцу на основании Концессионного соглашения.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца, как в части требований неимущественного характера, так и в части требований имущественного характера.
В ходе судебного заседания 18.11.2020 истец не смог пояснить суду как он оспаривает отказ ответчика в выплатах, как одностороннюю сделки либо как ненормативно-правовой акт.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого решения по отказу компенсировать недополученные доходы незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие такого решения законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
За исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1 ст. 168 ГК РФ).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Правоотношения в области подготовки, заключения, исполнения, изменения и прекращения концессионных соглашений регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - ФЗ «О концессионных соглашениях»).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 22 ФЗ «О концессионных соглашениях» орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, которые принадлежат муниципальному образованию на праве собственности.
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона.
Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 29, ч. 7 ст. 32 настоящего Федерального закона, ч.ч. 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях (ч. 1 ст. 37 ФЗ «О концессионных соглашениях»).
Согласно ч. 1.1 ст. 36 ФЗ «О концессионных соглашениях» после дня подписания членами конкурсной комиссии протокола о результатах проведения конкурса орган, уполномоченный концедентом, на основании решения о заключении концессионного соглашения проводит переговоры в форме совместных совещаний с победителем конкурса или с иным лицом, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их возможного изменения по результатам переговоров. По результатам переговоров не могут быть изменены условия соглашения, если указанные условия являлись критериями конкурса и (или) их содержание определялось на основании конкурсного предложения лица, в отношении которого принято решение о заключении концессионного соглашения. Срок и порядок проведения переговоров определяются конкурсной документацией. Конкурсной документацией должны быть предусмотрены условия концессионного соглашения, которые не подлежат изменению в ходе переговоров, и (или) условия, которые подлежат изменению с соблюдением предусмотренного конкурсной документацией порядка. Сообщение о заключении концессионного соглашения подлежит опубликованию в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в решении о заключении концессионного соглашения.
Между тем, в силу ч. 1.2 ст. 36 ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотренные ч. 1.1 настоящей статьи и ч. 3 ст. 13 настоящего Федерального закона положения о проведении переговоров и об изменении условий концессионного соглашения не применяются в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в ч. 1.2 ст. 10 настоящего Федерального закона (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем).
Согласно ч. 6 ст. 29 ФЗ «О концессионных соглашениях» в случае если конкурс объявлен не состоявшимся в соответствии с ч. 6 ст. 27 настоящего Федерального закона, концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в порядке, установленном настоящей статьей, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся. В случае, если заявитель и представленная им заявка на участие в конкурсе соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации. Срок представления заявителем этого предложения составляет не более чем шестьдесят рабочих дней со дня получения заявителем предложения концедента. Срок рассмотрения концедентом представленного таким заявителем предложения устанавливается решением концедента, но не может составлять более чем пятнадцать рабочих дней со дня представления таким заявителем предложения. По результатам рассмотрения представленного заявителем предложения концедент в случае, если это предложение соответствует требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса, принимает решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем.
Согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего федерального закона или существа концессионного соглашения.
В соответствии с ч. 13 ст. 3 ФЗ «О концессионных соглашениях» концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
Порядок предоставления муниципальной гарантии установлен ст. 115 БК РФ.
В ч. 2 ст. 10 ФЗ «О концессионных соглашениях» указано, что концессионное соглашение помимо предусмотренных ч.ч. 1 и 1.1 данной статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.
В рассматриваемом случае в п. 5.31-5.36 согласовано : Регулирование тарифов на реализуемые Концессионером товары, оказываемые услуги осуществляется в соответствии с методом индексации установленных тарифов.
Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерация в сфере теплоснабжения) на производимые товары и оказываемые услуги, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в Приложении № 6 к настоящему Соглашению.
Объем валовой выручки Концессионера, получаемой в ходе реализации настоящего Соглашения, указан в Приложении № 12 к настоящему Соглашению па каждый год срока действия Соглашения в ценах первого года срока действия Соглашения. При установлении тарифов в отношении Концессионера необходимая валовая выручка Концессионера в каждом году действия Соглашения должна быть не менее объема валовой выручки, установленного в Приложении № 12 к настоящему Соглашению, в иенах соответствующего года,
В необходимой валовой выручке Концессионера учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с исполнением настоящего Соглашения, включая мероприятия по созданию и (или) реконструкции объемов имущества в составе Объекта Соглашения и сраки их осуществления согласно Приложению № 5, значения долгосрочных параметров деятельности Концессионера, плановые значения показателей деятельности
Концессионера и иные условия, установленные настоящим Соглашением, Необходимая валовая выручка Концессионера подлежит ежегодной корректировке с учетом отклонения фактических
значений параметров регулирования тарифа, учитываемых при расчете тарифов Концессионера от их плановых значений, за исключением долгосрочных параметров регулирования деятельности Концессионера, установленных в Приложении № 6 к Соглашению. Корректировка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в
сфере теплоснабжения. Если по итогам корректировки необходимой валовой выручки Концессионера в соответствующем году ее объем будет меньше объема валовой выручки, предусмотренной в Приложении № 12 настоящего Соглашения, в ценах такого года. Стороны
действуют в соответствии с пунктами 5.35. - 5.37 настоящего Соглашения.
5.35- Недополученные доходы Концессионера, возникшие при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1. настоящего Соглашения, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сферах теплоснабжения.
5.36. Недополученные дохода Концессионера, возникшие при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 настоящего Соглашения, в связи с применением долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных настоящим Соглашением, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, подлежат возмещению Концессионеру в порядке, предусмотренном Федеральным законом at 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Постановлением Правительства РФ от 01,07.2014 г, № 603 О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения» водоотведения. недополученых доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результат возмещения недополученных доходов», иными нормативными правовыми актами.
5.37.Концедент компенсирует недополученные доходы Концессионера в соответствии с действующим законодательством в случае их возникновения при осуществлении деятельности, предусмотренной настоящим Соглашением, в пределах полномочий Концедепта по возмещению недополученных доходов, в том числе переданных в соответствии с действующим законодательством.
В силу ч. 1 ст. 20 ФЗ «О концессионных соглашениях» валовая выручка определена как доход от реализации производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 673 утверждено примерное концессионное соглашение в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 673 установлено, что концессионное соглашение в отношении конкретных объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии заключается в соответствии с примерным концессионным соглашением, утвержденным данным постановлением, и может содержать не противоречащие законодательству Российской Федерации положения, не урегулированные этим примерным концессионным соглашением.
Примерное концессионное соглашение положений о возмещении концессионеру недополученного объема запланированной концессионером годовой валовой выручки вследствие снижения объема реализации или утвержденного тарифа, не содержит.
В силу подп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ (в редакции, действующей на момент заключения соглашений) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета, в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
При этом согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из подп. 3 п. 2 ст. 78 БК РФ следует, что предоставление субсидий осуществляется по решению представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемым в соответствии с ним муниципальным правовым актом местной администрации.
Выплата субсидий имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер, поэтому включение в концессионное соглашение обязательств концедента по их выплате должно производиться с учетом соблюдения требований бюджетного законодательства.
Нормы ФЗ «О концессионных соглашениях» не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к правоотношениям сторон по компенсации недополученных доходов ресурсоснабжающей организации вследствие невозможности их компенсации с помощью мер тарифного регулирования.
В материалах дела отсутствует муниципальный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий на момент заключения и действия оспариваемых соглашений.
Для объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии, возмещения производятся в порядке тарифного регулирования.
Разумные ожидания теплоснабжающих организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа.
Кроме того, поскольку ранее указанными условиями концессионных соглашений предусмотрена обязанность концедента компенсировать истцу недополученную гарантированную валовую выручку, фактически на концедента возлагается ответственность за недостижение истцом необходимых объемов теплоснабжения и недополученных концессионером доходов.
Таким образом, суд считает, что отсутствуют основания признавать отказ ОМС Комитета по управлению имуществом, выраженный в письме от 10.06.2020 незаконным или недействительным, а требования истца в указанной части подлежащими удовлетворению.
Недополученная концессионером гарантированная валовая выручка, по своей правовой природе является упущенной выгодой, то есть разновидностью убытков, размер которых не должен определяться произвольно.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).
По смыслу ст.ст. 15, 16 и 1069 ГК РФ лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения ему убытков, их размер, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими убытками.
Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходимо доказать совокупность указанных выше обстоятельств, чего истцом в данном случае не доказано.
Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрено участие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (на территории Свердловской области - РЭК Свердловской области), и определены пределы участия такого органа, которое сводится к следующему (п. 2 ч. 2 ст. 10, ч. 2.1 ст. 22, ч. 3 ст. 43, ч. 3 и 3.1 ст. 44, ч. 3 ст. 46, ч. 4 ст. 51, ч. 3 ст. 52 Федерального закона № 115-ФЗ):
1) согласование долгосрочных параметров регулирования деятельности
концессионера (в случае осуществления концессионером на передаваемых
объектах регулируемого вида деятельности);
2) согласование изменений указанных долгосрочных параметров
регулирования.
Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона № 115-ФЗ к долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера, которые устанавливаются в качестве критериев конкурса, относятся:
1) базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на
первый год действия концессионного соглашения;
2) показатели энергосбережения и энергетической эффективности;
3) нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией
предусмотрен метод индексации установленных тарифов или метод индексации.
РЭК Свердловской области письмом от 12.08.2016 № 31-01-81/1251 в ответ на заявление главы города Каменска-Уральского ФИО7 (вх. от 28.07.2016 № 1618) были предоставлены сведения и согласованы метод регулирования тарифов (метод индексации установленных тарифов) и долгосрочные параметры регулирования (индекс эффективности операционных расходов - 1 %).
Обязательным условием возникновения права на возмещение недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности является установление долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных этими органами или согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Тарифы на тепловую энергию установлены для истца РЭК Свердловской области в полном соответствии с предусмотренными органом регулирования долгосрочными параметрами регулирования
Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии на 2017-2019 годы определен Комиссией в соответствии с п. 22 Основ ценообразования и п. 8 Методических указаний на основании объемов, отраженных в актуализированной схеме теплоснабжения муниципального образования.
Тарифы для Истца на период 2017-2019 годы установлены постановлением РЭК Свердловской области от 26.12.2016 № 245-ПК «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ТЕПЛОКОМПЛЕКС» (город Каменск-Уральский) на 2017 - 2019 годы».
Постановление от 26.12.2016 № 245-ПК Истцом в установленном порядке не оспаривалось. Тарифы, установленные указанным постановлением, действовали весь период регулирования, на который были установлены.
Обязанность органа регулирования устанавливать тарифы для концессионера исходя из прогнозного уровня необходимой валовой выручки, определенного концессионным соглашением, действующим законодательством не закреплена.
Тарифы не могут устанавливаться исключительно на "приемлемом" для концессионера уровне в целях основного источника получения им дохода, который в дальнейшем будет направлен на реконструкцию во исполнение концессионного соглашения, в противном случае это привело бы это к установлению экономически необоснованного тарифа и получению истцом необоснованной прибыли исключительно за счет тарифа.
Оценив условия соглашения и сложившиеся правоотношения сторон, суд пришел к выводу, что полученные истцом убытки от регулируемой деятельности не могут быть отнесены к убыткам в смысле статьи 15 Гражданского кодекса РФ, так как являются последствием предпринимательского риска и не должны перекладываться на другую сторону соглашения, которая в значительной степени может лишиться того, на что вправе была рассчитывать при заключении соглашения (получение в установленный срок новых и/или модернизированных объектов теплоснабжения).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу об отказе истцу в требовании о взыскании с ответчика убытков в виде недополученной валовой выручки за 2017-2019.
При отказе в иске расходы по оплате госпошлины относятся на истца (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворения исковых требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Е.А. Мезрина